Иллюстрация: Троице-Сергиева лавра. Хромолитография. Вторая половина XIX века
№ 9 (273) Сентябрь 2013Собор святой Софии в Киеве. Гравюра
Краткий исторический обзор.
Книга — наиболее яркое проявление духовной жизни общества. Изучение книжной культуры — комплексная проблема, так как культура книги — часть общественной культуры. Русская книга, образ которой слагается из многих компонентов, представляет собой богатейший памятник искусства.
В Повести временных лет под 988 годом читаем: «Послав нача поймати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное»1. Таким образом, «ученье книжное» насчитывает более 1000 лет. Известно о грамотности русских людей не только в высших слоях, но и в средних. Школа равноапостольного князя Владимира <…> дала прообраз для школ, открытых Ярославом Мудрым, <…> возникновения школ в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Галиче, Турове, Полоцке и других городах Руси. О Ярославе Мудром сохранилось свидетельство:
«И бе Ярослав любя церковные уставы <…> и книгам прилежа, и прелагаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы, и сниска, ими же поучашеся вернии людие. Отец бо сего Володимер землю взора и умягчи, рекше Крещеньем просветив. Се же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем ученье приемлюще книжное». Летописец создал настоящий гимн книгам: «Велика бо бывает полза от ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и воздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяющие вселеную, се суть исходяща мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, суть узда воздержанью. <…> Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши великую пользу души своей; иже бо книгы часто чтет, то беседует с Богом, или святыми мужи»2. Устроенная Ярославом Мудрым библиотека при соборе святой Софии в Киеве способствовала развитию книгописания. «На основании изучения письменных и археологических данных ученые приходят к выводу, что до монгольского нашествия в трехстах с лишним городах и неисчислимом множестве сел и погостов Русской Земли было построено до десяти тысяч каменных и деревянных храмов, городских, сельских, монастырских». Эти расчеты привели в 50‑е годы двадцатого столетия академика В. В. Виноградова к следующим обобщениям: «Для совершения службы в 10000 церквах и 300 монастырях нужно было иметь около 85000 книг»3. А современный исследователь Б. В. Сапунов пишет: «С учетом Четьей и светской литературы все книжные богатства Древней Руси следует определить в 130–140 тысяч томов»4.
В Древней Руси писец, как правило, был и писатель, и переводчик, и редактор, и художник. Академик Д. С. Лихачев писал: «Иван Федоров в своих изданиях не только шел вперед, но и возвращался к лучшим образцам рукописной книги. <…> Первопечатные книги не стремились отойти от рукописей, а напротив, приблизиться к лучшим рукописям, но в новой технике»5. Нет ничего удивительного, что самыми красивыми книгами на протяжении всей 1000‑летней истории русской книжности были Евангелие и Псалтирь — самые любимые книги на Руси. «Нашей первой книгой, заглавным древнерусским чтением, литургическим, а затем и домашним, как и самым первым чтением общеславянским, стало Евангелие — самая первая книга христианского мира. <…> Евангелие — первопричина и первотолчок нашей тысячелетней литературы»6.
Достаточно вспомнить Остромирово Евангелие — первую точно датированную полную русскую рукопись 1056–1057 годов, Мстиславово Евангелие 1117 года — полный апракос (Четвероевангелие, тексты в котором расположены не в обычной последовательности, а в соответствии с кругом церковных чтений. — Ред.) — и ряд других ранних и средневековых рукописей, чтобы говорить об образе русской книги. В последние годы изданы: Киевская Псалтирь 1397 года, в 1983 году — Изборник Святослава 1073 года, в 1985 году — Сказание о Борисе и Глебе XIV века, в 1986 году — Повесть о Зосиме и Савватии XVI–XVII веков, в 1986–1987 году — жития Кирилла и Мефодия, которые только что вышли совместными трудами АН СССР и Болгарской Академии наук. Недавно была издана рукопись XIX века, содержащая Сказание о князе Михаиле Черниговском и боярине его Феодоре. По этим фотографическим изданиям рукописей мы можем несколько шире представить художественное состояние русской книжности в прошлом. Они позволяют подвести и некоторые итоги в истории русской книжности.
Если рассматривать культуру Руси, начиная с XI века, и особенно книжную культуру, то прежде всего возникает чувство удивления и восхищения широтой ее распространения. Дошедший до нас книжный фонд составляет лишь небольшую часть того, что создавалось на протяжении веков. В летописях при описании пожаров отмечается гибель книг. Так, в Первой Новгородской летописи только в XII веке упоминается шесть больших пожаров. Исследователи отмечают, что с 1055 по 1238 год было около 80 местных войн. Некоторые из них тянулись по 12–17 лет. За XIII, XIV и начало XV века русские выдержали около 160 войн с внешними врагами — «и много зла было: погорели церкви, и честные иконы, и книги, и Евангелия», лаконично сообщает летопись. Можно утверждать, что книги домонгольского периода были редки уже в XVII веке. В 1848 году В. М. Ундольский опубликовал «Опись книг в степенных монастырях находящихся», которая была составлена в 1653 году. По данным этой описи, из 2672 книг харатейных (рукописных. — Ред.) оказалось лишь 189. По данным «Археографического ежегодника» за 1965 год, из общего числа зарегистрированных 1296 харатейных рукописей XI–XV веков только 190 можно отнести к домонгольскому периоду. Сейчас эти уточнения продолжаются в связи с изданным уже «Сводным каталогом славяно‑русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв.» и подготовкой к изданию «Сводного каталога рукописей XV века».
По исчислению академика Н. К. Никольского, количество рукописных книг с XI по XVIII век, хранящихся в одних только крупнейших государственных рукописных хранилищах, составляет от 80 тысяч до 10 тысяч. На каждую же рукописную книгу приходится в среднем от 15 до 20 рукописных статей (слов, житий, повестей и т. д.). Иными словами, количество списков древнерусских сочинений исчисляется, по неполным данным картотеки Н. К. Никольского, от 1 миллиона 200 тысяч до 2 миллионов.
В. Н. Перетц писал в 1904 году: «Мы, русские, можем похвалиться изобилием рукописного материала, оставленного нам многовековой исторической жизнью»7.
Алфавитный список русских авторов и их сочинений картотеки Н. К. Никольского (библиотека Академии наук СССР) составляет 9220 единиц. Список же русских анонимных сочинений — 2360 единиц. Кроме того, в картотеке алфавитный список славянских авторов и их сочинений заключает 1560 единиц, греческих переводных текстов — 11200.
В действительности авторов и литературных произведений было в Древней Руси гораздо больше. Особенно сложно обстоит дело с летописями. В картотеке Н. К. Никольского зарегистрировано 1211 списков летописей. Благодаря современным исследованиям ученых, это число может быть значительно увеличено. Из приведенных данных виден огромный объем древнерусского литературного материала. Кроме того, в картотеке имеется 425 карточек на хроники и хронографы. Из приведенных данных виден огромный объем древнерусского литературного материала. И этот объем все увеличивается за счет открытия новых рукописей. Однако до сих пор не все древнеславянские рукописи имеют печатное описание. Имеющийся наиболее полный «Справочник‑указатель печатных описаний славяно‑русских рукописей» содержит около 3 тысяч наименований. Еще в 1973 году на конференции по проблемам рукописной и печатной книги в Москве была высказана мысль о подготовке многотомного справочника, раскрывающего корпус рукописных книг Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Важна также мысль, высказанная председателем Археографической комиссии АН СССР С. О. Шмидтом о перечне всех сохранившихся полностью книг или в отрывках старинных описаний книжных собраний и архивов. Сейчас своевременно поставить вопрос об издании серии иллюстрированных каталогов и описания этих собраний, включая в эту программу репринтные издания прежних описаний собраний рукописей и рукописных книг, которые составляют библиографическую редкость…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru