deneme bonusu veren sitelerjustin tvdeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuCanlı Maç izleselcuksportstaraftarium24https://www.ilaclarim.com.tr/Cialis Dolandirici Siteescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelerinat tvhttps://zjkg.net/justin tvjustin tv izletaraftarium24selcuksportsCanlı Maç izletaraftarium24IQOS iptv satın aljojobet tvcanlı maç izleistanbul escortantep escortinat tvselcuksportshacklinkiqostaraftarium24casino sitelericanlı casinoantalya travestisupertotobetonwinExtrabet girişantalya travestivozolvozol10000.com
Поиск

Тысячелетие русской книжности

Тысячелетие  русской книжности

Иллюстрация: Троице-Сергиева лавра. Хромолитография. Вторая половина XIX века


Собор святой Софии в Киеве. Гравюра

Краткий исторический обзор.

Книга — наиболее яркое проявление духовной жизни общества. Изучение книжной культуры — комплексная проблема, так как культура книги — часть общественной культуры. Русская книга, образ которой слагается из многих компонентов, представляет собой богатейший памятник искусства.
В Повести временных лет под 988 годом читаем: «Послав нача поймати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное»1. Таким образом, «ученье книжное» насчитывает более 1000 лет. Известно о грамотности русских людей не только в высших слоях, но и в средних. Школа равноапостольного князя Владимира <…> дала прообраз для школ, открытых Ярославом Мудрым, <…> возникновения школ в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Галиче, Турове, Полоцке и других городах Руси. О Яро­славе Мудром сохранилось свидетельство:
«И бе Ярослав любя церковные уставы <…> и книгам прилежа, и прелагаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы, и сниска, ими же поучашеся вернии людие. Отец бо сего Володимер землю взора и умягчи, рекше Крещеньем просветив. Се же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем ученье приемлюще книжное». Летописец создал настоящий гимн книгам: «Велика бо бывает полза от ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и воздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяющие вселеную, се суть исходяща мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, суть узда воздержанью. <…> Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши великую пользу души своей; иже бо книгы часто чтет, то беседует с Богом, или святыми мужи»2. Устроенная Ярославом Мудрым библиотека при соборе святой Софии в Киеве способствовала развитию книгописания. «На основании изучения письменных и археологических данных ученые приходят к выводу, что до монгольского нашествия в трехстах с лишним городах и неисчислимом множестве сел и погостов Русской Земли было построено до десяти тысяч каменных и деревянных храмов, городских, сельских, монастырских». Эти расчеты привели в 50‑е годы двадцатого столетия академика В. В. Виноградова к следующим обобщениям: «Для совершения службы в 10000 церквах и 300 монастырях нужно было иметь около 85000 книг»3. А современный исследователь Б. В. Сапунов пишет: «С учетом Четьей и светской литературы все книжные богатства Древней Руси следует определить в 130–140 тысяч томов»4.

В Древней Руси писец, как правило, был и писатель, и переводчик, и редактор, и художник. Академик Д. С. Лихачев писал: «Иван Федоров в своих изданиях не только шел вперед, но и возвращался к лучшим образцам рукописной книги. <…> Первопечатные книги не стремились отойти от рукописей, а напротив, приблизиться к лучшим рукописям, но в новой технике»5. Нет ничего удивительного, что самыми красивыми книгами на протяжении всей 1000‑летней истории русской книжности были Евангелие и Псалтирь — самые любимые книги на Руси. «Нашей первой книгой, заглавным древнерусским чтением, литургическим, а затем и домашним, как и самым первым чтением общеславянским, стало Евангелие — самая первая книга христианского мира. <…> Евангелие — первопричина и первотолчок нашей тысячелетней литературы»6.
Достаточно вспомнить Остромирово Евангелие — первую точно датированную полную русскую рукопись 1056–1057 годов, Мстиславово Евангелие 1117 года — полный апракос (Четвероевангелие, тексты в котором расположены не в обычной последовательности, а в соответствии с кругом церковных чтений. — Ред.) — и ряд других ранних и средневековых рукописей, чтобы говорить об образе русской книги. В последние годы изданы: Киевская Псалтирь 1397 года, в 1983 году — Изборник Свято­слава 1073 года, в 1985 году — Сказание о Борисе и Глебе XIV века, в 1986 году — Повесть о Зосиме и Савватии XVI–XVII веков, в 1986–1987 году — жития Кирилла и Мефодия, которые только что вышли совместными трудами АН СССР и Болгарской Академии наук. Недавно была издана рукопись XIX века, содержащая Сказание о князе Михаиле Черниговском и боярине его Феодоре. По этим фотографическим изданиям рукописей мы можем несколько шире представить художественное состояние русской книжности в прошлом. Они позволяют подвести и некоторые итоги в истории русской книжности.
Если рассматривать культуру Руси, начиная с XI века, и особенно книжную культуру, то прежде всего возникает чувство удивления и восхищения широтой ее распространения. Дошедший до нас книжный фонд составляет лишь небольшую часть того, что создавалось на протяжении веков. В летописях при описании пожаров отмечается гибель книг. Так, в Первой Новгородской летописи только в XII веке упоминается шесть больших пожаров. Исследователи отмечают, что с 1055 по 1238 год было около 80 местных войн. Некоторые из них тянулись по 12–17 лет. За XIII, XIV и начало XV века русские выдержали около 160 войн с внешними врагами — «и много зла было: погорели церкви, и честные иконы, и книги, и Евангелия», лаконично сообщает летопись. Можно утверждать, что книги домонгольского периода были редки уже в XVII веке. В 1848 году В. М. Ундольский опубликовал «Опись книг в степенных монастырях находящихся», которая была составлена в 1653 году. По данным этой описи, из 2672 книг харатейных (рукописных. — Ред.) оказалось лишь 189. По данным «Археографического ежегодника» за 1965 год, из общего числа зарегистрированных 1296 харатейных рукописей XI–XV веков только 190 можно отнести к домонгольскому периоду. Сейчас эти уточнения продолжаются в связи с изданным уже «Сводным каталогом славяно‑русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв.» и подготовкой к изданию «Сводного каталога рукописей XV века».

По исчислению академика Н. К. Никольского, количество рукописных книг с XI по XVIII век, хранящихся в одних только крупнейших государственных рукописных хранилищах, составляет от 80 тысяч до 10 тысяч. На каждую же рукописную книгу приходится в среднем от 15 до 20 рукописных статей (слов, житий, повестей и т. д.). Иными словами, количество списков древнерусских сочинений исчисляется, по неполным данным картотеки Н. К. Никольского, от 1 миллиона 200 тысяч до 2 миллионов.
В. Н. Перетц писал в 1904 году: «Мы, русские, можем похвалиться изобилием рукописного материала, оставленного нам многовековой исторической жизнью»7.
Алфавитный список русских авторов и их сочинений картотеки Н. К. Никольского (библиотека Академии наук СССР) составляет 9220 единиц. Список же русских анонимных сочинений — 2360 единиц. Кроме того, в картотеке алфавитный список славянских авторов и их сочинений заключает 1560 единиц, греческих переводных текстов — 11200.
В действительности авторов и литературных произведений было в Древней Руси гораздо больше. Особенно сложно обстоит дело с летописями. В картотеке Н. К. Никольского зарегистрировано 1211 списков летописей. Благодаря современным исследованиям ученых, это число может быть значительно увеличено. Из приведенных данных виден огромный объем древнерусского литературного материала. Кроме того, в картотеке имеется 425 карточек на хроники и хронографы. Из приведенных данных виден огромный объем древнерусского литературного материала. И этот объем все увеличивается за счет открытия новых рукописей. Однако до сих пор не все древнеславянские рукописи имеют печатное описание. Имеющийся наиболее полный «Справочник‑указатель печатных описаний славяно‑русских рукописей» содержит около 3 тысяч наименований. Еще в 1973 году на конференции по проблемам рукописной и печатной книги в Москве была высказана мысль о подготовке многотомного справочника, раскрывающего корпус рукописных книг Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Важна также мысль, высказанная председателем Археографической комиссии АН СССР С. О. Шмидтом о перечне всех сохранившихся полностью книг или в отрывках старинных описаний книжных собраний и архивов. Сейчас своевременно поставить вопрос об издании серии иллюстрированных каталогов и описания этих собраний, включая в эту программу репринтные издания прежних описаний собраний рукописей и рукописных книг, которые составляют библиографическую редкость…

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canli Bahis Siteleri Canli Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download
hoşgeldin bonusu veren siteler casinositeleri.me casinositeleri.bio casino siteleri hoşgeldin bonusu