Н. П. Богданов-Бельский был учеником и воспитанником замечательного педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского (1933–1902), на свои средства и своими силами создавшего в Ржевском уезде Смоленской губернии более двадцати школ для крестьянских детей (о нем см., в частности: «Московский журнал». 2004. № 8). Будущий художник родился в деревне Шитики Бельского уезда (ныне Оленинский район Тверской области). Бедному деревенскому пастушку полюбилось вырезать из дерева фигурки, рисовать. По счастью, эти фигурки и рисунки заметил С. А. Рачинский и был поражен талантом мальчика. Рачинские взяли его в свою семью, по окончании им татевской школы направили обучаться в иконописную школу при Троице-Сергиевой лавре, а затем в 1884 году – в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавателем Николеньки (как ласково называл воспитанника Сергей Александрович) в пейзажном классе стал В. Д. Поленов. Николай работал увлеченно, из класса в класс переходил с наградами. Перед последним годом приехал в Татево вдохновиться с детства знакомыми видами. Да и впоследствии в поисках творческого вдохновения он неизменно возвращался в родные места, где были написаны почти все его пейзажи конца 1890-х годов, в том числе «Еловый лес», очень понравившийся профессору В. Д. Поленову и одобренный И. И. Левитаном — тогда уже известным живописцем. Последний отметил особое настроение картин Николая, представленных на первой в жизни юного художника выставке. Тогда были проданы пять полотен Богданова-Бельского. «Еловый лес» приобрел известный фабрикант и коллекционер А. А. Сапожников.
Одна из первых серьезных работ Николая — «Будущий инок». Приехав однажды в Татево и посетив урок С. А. Рачинского, он обратил внимание на мальчика лет четырнадцати с грустными задумчивыми глазами, с которым, как оказалось, произошла таинственная история. Этот мальчик любил читать рассказы о подвижниках благочестия — святых отшельниках. И вот однажды зимой, отстояв литургию и причастившись, он пропал. Его нашли только через две недели в зимнем лесу… Под впечатлением этого случая Богданов-Бельский и написал «Будущего инока». Итог: большая Серебряная медаль и звание классного художника (1889). Вдохновленный юноша пишет картину «Тайная молитва», за которую также удостаивается награды.
В 1890 году случайное знакомство с бессарабским помещиком Кристи позволило Богданову-Бельскому осуществить свою давнюю мечту — отправиться в Константинополь, где художник сделал немало этюдов. Затем он совершает паломничество на Афон. В монастырской гостинице Николай Петрович работал как никогда усердно — в лад неустанному духовному деланию, которым все вокруг дышало. О здешней службе он писал С. А. Рачинскому, что стоял на ней «в оцепенении». Поразила его и красота ночного моря, шептавшегося за распахнутыми окнами храма. Придя со службы, Николай Петрович тут же, забыв о сне, принялся за этюды. Так родились картины «У берегов Афона», «Морской прибой». В Москву художник возвратился в 1893 году и имел большой успех на очередной выставке передвижников.
Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru