Фамильная
усадьба князей Шаховских Белая Колпь находилась на западной окраине
Московской губернии близ уездного города Волоколамска. Ее история
просматривается с 1650-х годов. Наименование свое усадьба получила в
честь белой чубатой цапли-колпицы, некогда водившейся в здешних местах.
Существовала даже поговорка: «Белая как колпица».
Шаховские были
тесно связаны родственными узами со многими дворянскими родами. Прежде
всего — с родом Муравьевых, давшим России ряд видных государственных и
общественных деятелей, военачальников, писателей. И Шаховские и
Муравьевы были людьми просвещенными, знавшими толк в искусствах.
Владельцы Белой Колпи собрали великолепную портретную галерею,
богатейшую библиотеку и архив, приведшие в восхищение Гаврилу Геракова,
автора любопытных «Путевых записок», выпущенных в 1828 году.
Более
обстоятельное описание художественной атмосферы усадьбы оставил
литератор и знаток изящного граф Сергей Дмитриевич Шереметев, побывавший
здесь в августе 1902 года и даже издавший о Белой Колпи небольшую
книжку. Он был «удивлен видом хором древних, какие редко можно
встретить, с мебелью, люстрами, рядом старых портретов на стенах… в
золоченых рамах и самых разнообразных размеров, подчас сплошь
покрывающих стены». Особо «бросились в глаза» портреты трех российских
императоров, фельдмаршала В.П.Мусина-Пушкина и князя А.Б.Урусова,
исполненные, по утверждению С.Д.Шереметева, на очень высоком
художественном уровне. Однако авторов картин он не называет.
В 1905
году Белую Колпь посетил С.П.Дягилев, отобравший с десяток полотен,
которые экспонировались на устроенной им знаменитой Таврической выставке
русских портретов в Петербурге (в том же 1905 году).
Наконец,
уже в 1924 году в Белую Колпь командируется сотрудник Музейного отдела
Народного Комиссариата просвещения архитектор С.А.Торопов. Усадьба к
тому времени была национализирована, имущество частично разграблено
местными крестьянами. Но картины они, похоже, не тронули. Торопов в
своем отчете пишет: «Портретов было здесь так много, что сначала
думаешь, что попал не в жилой дом, а скорее в какую-нибудь солидную и
настоящую галерею».
Но вернемся к впечатлениям С.Д.Шереметева. Из
всех полотен, увиденных в Белой Колпи, более всего ему запомнился
портрет генерала Николая Николаевича Муравьева: «Какое выразительное,
твердое и умное лицо!» Н.Н.Муравьев (1768 — 1840) — боевой генерал,
отличившийся в ряде войн. Известен также и тем, что основал
Математическое общество при Московском университете, был одним из
учредителей Московского общества сельского хозяйства и земледельческой
школы, а также организатором и руководителем Московского училища
колонновожатых.
Портрет написан известным русским художником
Н.И.Аргуновым в 1817 году. К нему в полной мере относится суждение
искусствоведа М.В.Алпатова о лучших произведениях Аргунова: «…невольно
приходят на ум замечательные явления XIX века. Вспоминаются пушкинские
«Повести Белкина» с их безыскусной простотой слова и зернами истинной
поэзии. Вспоминаются русские романсы, в которых много душевного
благородства и напевности. Вспоминаются особнячки в арбатских переулках,
русский «крепостной» ампир с его чертами народности и чистоты
классических форм».
Портрет Н.Н.Муравьева украшал один из парадных
залов усадебного дома. С.Д.Шереметев отмечает, что его окружали
изображения воспитанников Н.Н.Муравьева — выпускников Московского
училища колонновожатых: барона Ливена, А.И.Шереметева, З.Г.Чернышева…
Ныне портрет находится в Государственном Историческом музее.
Туда же
попал — быть может, непосредственно из Белой Колпи — «Портрет
Н.Н.Муравьева», созданный в 1836 году В.А.Тропининым. Здесь мы видим уже
сугубо штатского человека в светском мундире, украшенном лишь одной
орденской звездой, — несколько располневшего, потерявшего былую
генеральскую выправку.
В Белой Колпи имелись и работы
О.А.Кипренского. Это — парные портреты видного государственного деятеля,
сенатора, князя Павла Петровича Щербатова и его жены Анастасии
Васильевны, выполненные в 1808 году, то есть в ранний период творчества
художника. Ныне они — в Государственной Третьяковской галерее, где,
правда, атрибутируются пока как холсты Кипренского со знаком вопроса.
Н.Н.Врангель в книге «Орест Кипренский в частных собраниях» (1911) в
числе бывших в Белой Колпи называет также парные портреты графа Павла
Сергеевича Головина и его жены Анастасии Ивановны (1814). Нынешнее
местонахождение полотен неизвестно.
Бережно хранили в усадьбе
живописный портрет Андрея Николаевича Муравьева, младшего сына
Н.Н.Муравьева, исполненный М.Ю.Лермонтовым. На обороте холста — надпись
на французском языке: «Портрет Андрея Муравьева, написанный Лермонтовым и
подаренный на память Александру Шаховскому 30 августа 1885 года
баронессой Софьей Сталь-Гольштейн». В 1916 году владелец Белой Колпи
Валентин Александрович Шаховской преподнес реликвию Пушкинскому Дому в
Петербурге.
Но больше всего — пятнадцать — портретов Шаховских и
Муравьевых в собрании Белой Колпи принадлежало кисти самобытного
художника Федора Андреевича Тулова (в настоящее время они находятся в
Государственном Историческом музее). До настоящего времени Ф.А.Тулов был
совершенно неизвестен. «Открыли» его лишь в 1970-х годах. Тогда же
обнаружились и портреты Муравьевых. Прежде всего, старшего сына
Н.Н.Муравьева — Александра Николаевича (1792 — 1863), человека яркой и
трагической судьбы. «Прямой по натуре, — как отмечал его биограф
П.М.Головачев, — последовательный и убежденный, стойкий, непреклонный,
даже увлекающийся, несмотря на свой незаурядный ум», он, полковник
Генерального штаба, участник Отечественной войны 1812 года, которому
прочили блестящую карьеру, стал одним из организаторов первых
декабристских обществ. Правда, в 1819 году Н.Н.Муравьев порывает с
декабристским движением и в событиях на Сенатской площади не участвует,
но все же привлекается к суду. Приговор оказался неожиданно суровым:
ссылка в Сибирь, хотя и без лишения дворянства, чинов и наград — «по
уважению совершенно искреннего раскаяния». Затем десять лет усердной
государственной службы: городничий в Иркутске, тобольский гражданский
губернатор, председатель Уголовной палаты в Ялте и Симферополе,
губернатор Архангельска, Нижнего Новгорода. В чине генерала участвовал в
Крымской войне. Дослужился до сенатора.
Первый портрет — молодого
полковника А.Н.Муравьева — был исполнен Ф.А.Туловым в Белой Колпи в 1818
году по случаю женитьбы Александра Николаевича на княжне Прасковье
Михайловне Шаховской, одной из восьми дочерей князя М.А.Шаховского;
последний, созданный 22 года спустя (1840) там же, в Белой Колпи, и
ставший лучшим произведением художника, изображает А.Н.Муравьева с
Библией в руке. Ему около пятидесяти. На спокойном, умном, волевом лице
следы жизненных потрясений — арест, ссылка, смерть горячо любимой жены, а
затем и дочери, — которые, однако, не сломили его, оставшегося верным
своему девизу: «Любовь к правде — вот все мои титлы и права».
Ф.А.Тулов
написал несколько портретов Прасковьи Михайловны, жены А.Н.Муравьева, в
том числе загадочный «сибирский» — с дочерью Софьей. В Белой же Колпи
создаются портреты М.А. и Е.С.Шаховских, их дочери и второй жены
Александра Николаевича, сестры Прасковьи Михайловны — Марфы Михайловны,
всех ее сестер и брата — Валентина Михайловича Шаховского (1801 — 1850).
Он окончил Пажеский корпус, затем училище колонновожатых, служил в
гвардии, долгое время состоял адъютантом князя М.С.Воронцова. После
выхода в отставку избирается волоколамским уездным предводителем
дворянства. Был директором Странноприимного дома Д.Н.Шереметева в
Москве.
Портретная галерея Муравьевых, созданная Ф.А.Туловым,
дополняется живописным изображением Н.Н.Муравьева-Карского (1794 —
1866), еще одного сына Н.Н.Муравьева. Полотно датируется 1810-ми годами и
в настоящее время находится в Государственном Историческом музее.
Н.Н.Муравьев-Карский — генерал от инфантерии, участник Отечественной
войны 1812 года и заграничных походов 1813 — 1814 годов. С 1817 года
служил на Кавказе в штабе А.П.Ермолова. Участвовал в русско-иранской и
русско-турецкой войнах. Во время Крымской войны — наместник на Кавказе и
главнокомандующий Кавказской армией. За взятие Карса в 1855 году
получил орден св. Георгия 2-й степени и почетную прибавку к фамилии —
«Карский».
Наконец, к исходу 1820-х годов Ф.А.Тулов написал большой
парадный портрет (сегодня — также в собрании ГИМ) фельдмаршала князя
Ф.В.Остен-Сакена (1753 — 1837), выдающегося русского военачальника,
участника многих войн, сподвижника А.В.Суворова, в 1814 году —
губернатора Парижа. Как заметил биограф Ф.В.Остен-Сакена
Н.Н.Бантыш-Каменский, «трудно было избрать на это место генерала,
который бы лучше его умел внушить уважение к имени русских и приобрести
любовь жителей, ибо он соединял с глубоким знанием света твердый
характер и привлекательное обращение». Это подтверждается тем, что князь
получил от благодарных парижан в подарок усыпанную бриллиантами золотую
шпагу с надписью «Город Париж — генералу Сакену».
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru