deneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelervozol 10000bypuffvozol 5000elf bar 5000istanbul escorthacklinktaraftarium24vozolvozol 10000betist giriştoscanello purocaptain blackmarlboro double fusionmarvel sigaraharvest sigarasenator sigarakalpli sigaramilano sigarakeno club sigaradjarum blackal capone sigarayeşil periiqos sigaraBackwoods puroSobranie sigaradavidoff sigarabilgibotu.comdizipal güncelhaberpass.comteknolojitools.comteknolojispace.comtaphaber.commindhaber.comokuldefteri.comteknolojicarki.comyenimilyoner.comşoförlü araç kiralamapornoporno izleporno izlepornokonulu porno izlealtyazılı porno izleporno sikiş izlematadorbetTipobetbetpasbets10
Поиск

Искусство лицевого шитья

Искусство лицевого шитья

Искусство лицевого шитья


Лицевое шитье, то есть
вышитые изображения персонажей и событий Священной истории, пришло на
Русь из Византии. Им украшались предметы церковной утвари — хоругви,
облачения, воздухи, покровцы. В технике лицевого шитья создавались
плащаницы, пелены (вышитые иконы), походные иконостасы. Самые древние из
византийских памятников, сохранившихся в наших музеях, относятся к XIV
веку. Но уже с XI века известны образцы русского лицевого и
орнаментального шитья. На основе византийской традиции Русь создавала
свою собственную своеобразную школу. Изображение вышивалось
разноцветными шелковыми и металлическими (серебряными, золотыми) нитями,
в позднейшие времена широко использовались жемчуг и драгоценные камни.
Существовало два способа шитья гладью: «в раскол» и «атласный шов».
Металлические нити крепились поверху шелковыми (накладывались «в
прикреп»), что создавало впечатление искусно обработанного металла.
Впечатление усиливалось рельефностью изделия.
Наивысшего расцвета
искусство лицевого шитья достигает в XV — первой половине XVI века.
Сохранившиеся с тех времен образцы, создававшиеся в «светлицах» —
боярских, великокняжеских и царских мастерских, где работали
художники-знаменщики и вышивальщицы, отличаются умеренным использованием
металла, высокой культурой цветовых решений, тонким чувством материала,
изяществом рисунка, выразительностью и динамичностью композиции,
необыкновенной одухотворенностью.
Со второй половины XVI века золото и
серебро в шитье начинает преобладать, технические приемы усложняются,
но мера соответствия художественных средств главной цели — отображению
духовной реальности — еще сохраняется. 
Произведения лицевого и
орнаментального шитья, работа над которым была чрезвычайно трудоемкой,
длительной и многосложной, высоко ценились в Древней Руси и бережно
хранились. Шитые вещи использовались в богослужениях исключительно в
праздничные дни. 
Среди состоятельных граждан было принято
заказывать вышитые образы и затем вкладывать, то есть дарить, их в храм
или монастырь. В отличие от в основном безымянных живописных икон на
шитых указывались имена дарителей, даты, название храма, повод для
создания иконы (помин души и пожелание здравия, рождение наследника).
XVII
столетие — время заката искусства лицевого шитья. Демонстрация
технических возможностей использования металлической нити, эстетических
эффектов становится самоцелью. Шитое произведение богато украшается
драгоценными камнями, жемчугом, золотыми и серебряными дробницами
(пластинками), проработка ликов приобретает схематичный, условный
характер. Шитье утрачивает одухотворенность, живую содержательность и
выразительность. В лучших произведениях того времени, вышедших из
сольвычегодских мастерских «именитых людей» Строгановых, описанная
тенденция выразилась достаточно отчетливо.
Все это в значительной
мере связано с расцерковлением верхушки российского общества Петровской
эпохи, начавшего танцевать менуэты и контрдансы на нескончаемых
«ассамблеях», балах и маскарадах. А ведь именно представители знати были
едва ли не единственными заказчиками шитых изделий. Теперь золотом,
серебром, жемчугом и драгоценными камнями расшивали для них не иконы, а
бальные наряды, поражавшие пышностью, роскошью, тяжелым великолепием…
Искусство лицевого иконного шитья в России приходит в упадок и
практически исчезает.
Что оно из себя представляло? Как и живописные,
шитые иконы призваны обозначать первообраз, который существует в
реальности иного рода, чем та, которую видит глаз. Однако технология и
материал накладывали здесь свои ограничения. Как бы ни была тонка нить и
мала длина стежка, они предполагают известный предел пластичности. Это
ведет к неизбежному огрублению рисунка, особенно лика. Понятно, что
техника шитья менее гибка, чем живопись. И, конечно, гораздо более
трудоемка. Существует опасность впасть в механистичность и потерять
видение образа в целом, причем в шитье это может повлечь последствия
несравненно плачевней, чем в живописи, — вплоть до карикатурности
изображения! Тем более, что в древнерусской глади исправление ошибок
представляет значительную трудность: ведь каждый последующий стежок не
просто продолжает, а закрепляет предыдущий. Необходимо «снайперское»
попадание сразу в нужное место, нужным цветом. 
Однако усилиями
по преодолению материала достигается ряд существенных преимуществ
вышитого образа. Объемность нитей, их сплетение друг с другом и с тканью
основы вызывают преломление света, придающее изображению необычайную
живость, теплоту и вибрирующую лучистость. Оно само начинает источать
свет, создавая эффект, подобный голографическому.
В последнее
десятилетие наблюдается подъем церковного искусства в целом. При многих
храмах и монастырях организованы мастерские, где обучают древнерусскому
шитью. Хочется надеяться, что древние традиции русского лицевого и
орнаментального шитья будут развиваться и дальше.

Статья проиллюстрирована работами автора

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler adaxbet giriş adaxbet hacklink Shell Download
inat tv