В Доме-музее М. Ю. Лермонтова в Пятигорске хранится многочисленная коллекция почтовых открыток конца XIX — начала ХХ века. Значительная их часть посвящена Кавказу. Эти потрепанные кусочки картона ныне представляют собой интереснейший источник историко-краеведческой, этнографической и прочей информации. К тому же здесь нередки образцы высокого фотографического и живописного искусства. Предлагаем читателям познакомиться с кавказским разделом пятигорского открыточного собрания.
* * *
До революции имели широкое хождение открытки, имевшие разных издателей, но объединенные одной темой — «Типы Кавказа». Название говорит само за себя. Иногда этнографические типажи запечатлевали «в натуре», иногда делали, как теперь говорят, постановочные снимки в павильонах на фоне нарисованных декораций. В любом случае эти открытки о многом могут рассказать историку или этнографу. Здесь и национальные костюмы, и оружие, и орудия труда, и домашняя утварь… Можно увидеть и групповые снимки — сцены торговли или народного танца.
В большинстве случаев имена людей, позировавших для типажных фотооткрыток, остались неизвестными. Но есть и совершенно особый разряд таких открыток, изданных именно потому, что они изображают знаменитостей. Прославленный русский полководец и покоритель Кавказа А. П. Ермолов, имам Чечни и Дагестана Шамиль, воспетый Л. Н. Толстым аварец Хаджи-Мурат, основоположник осетинской художественной литературы Коста Хетагуров… А вот совсем уникальный случай: для типажной открытки позируют в греческом и турецком костюмах две княжны — дочери известного на Кавказе генерала М. З. Аргутинского-Долгорукого.
В советское время издание подобных открыток постепенно прекратилось. В конце 1920-х годов в Грузии вышла обширная рисованная серия «Уходящий Тифлис». Автором динамичных жанровых сценок и шаржированных портретов стал художник О. И. Шмерлинг. Серия переиздавалась несколько раз. В 1936 году в Москве выпустили серию «Народы Кавказа в национальных костюмах». Правда, рисунки, использованные для нее, были выполнены еще в 1910 году художником М. Тильке и хранились в Государственном музее Грузии.
* * *
Открытки, посвященные Кавказским Минеральным Водам, стали выходить в свет на рубеже XIX и XX веков, когда их изданием с энтузиазмом занималось множество российских и иностранных фирм. Печатались они в России и за ее пределами (например, в Германии и Швеции), как правило, черно-белыми, реже — в виде цветных репродукций и представляли собой виды всех достопримечательностей городов-курортов, включая ближние и дальние окрестности — вплоть до самого Эльбруса.
Кавказские курорты переживали в то время бурный расцвет. Лечебная база здесь вполне соответствовала требованиям времени, и в каждом городе возникали комфортабельные ванные здания или грязелечебницы. Источники минеральной воды украсились каменными бюветами, появились водопродажные павильоны, парки и цветники манили тенистыми аллеями. Не забудем и места вечерних увеселений: прекрасные галереи из цветного стекла в Пятигорске и Железноводске и знаменитый кисловодский Курзал. Отели и гостиницы, ресторации и театры — все было к услугам курортной публики, наполнявшей южные города в летний сезон. И каждый стремился послать с Кавказа открытку домой. Выбор был велик, но самым большим успехом пользовался тогда жанр открыток сувенирных. Это не просто изображение того места, где вы побывали и о котором захотели сохранить память. Есть здесь своя изюминка. Над сувенирной открыткой обычно трудился хороший художник. С выдумкой, с юмором он старался передать атмосферу, царившую на водах, отразить в забавном, а иногда и в откровенно карикатурном виде особенности курортной жизни.
Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru