
Н.В. Берг. 4-й бастион. 1858 год
О становлении театрального дела в Севастополе.
Интереснейшим документальным источником второй трети XIX века по истории отечественного театра является некогда популярный литературно‑художественный журнал «Пантеон». В разные годы структура и название издания менялись: «Репертуар русского и пантеон иностранных театров» (1842–1844), «Репертуар и пантеон» (1844–1846), «Репертуар и пантеон театров» (1847). Оставалась неизменной тематическая направленность. В 1847 году редактором «Пантеона» стал драматург Федор Алексеевич Кони (1809–1879). В журнале помещались пьесы – русские и переводные, не обязательно поставленные на сцене, а также обзоры театральной жизни. Со временем содержание пополнилось и театральной критикой. Этому направлению Ф.А. Кони придавал большое значение, утверждая, что анализ произведения должен опираться на законы эстетики, а не на прихоти вкуса. Редакция заботилась о занимательности журнала, публикуя биографии артистов и музыкантов, мемуары, закулисную хронику, рассказывая о разных школах актерского мастерства. С 1840 года «Пантеон» стал регулярно печатать отчеты о провинциальных театральных постановках.
* * *
Среди книг библиотеки Симферопольской мужской гимназии недавно были обнаружены номера «Пантеона», материалы которых имеют прямое отношение к нашей теме. Обратимся к ним. В 1804 году Севастополь объявили главным военным портом Черноморского флота, а в 1809‑м – военной крепостью. Он стремительно развивался и вскоре сделался вторым в России после Санкт-Петербурга средоточием морских наук. Молодому строящемуся городу с населением более 30 тысяч жителей (в основном военные) требовалось «полезное зрелищное предприятие»…