
Сцена из балета «Шурале». Постановка 1950 года. Сюимбике — Н.М. Дудинская, Али-Батыр — А.А. Макаров
О погибших на фронтах Великой Отечественной войны композиторе Фариде Загидулловиче Яруллине (1913/1914–1943) и танцовщике Сергее Павловиче Дубинине (1912–1943).
Великая Отечественная война оборвала творческий путь многих талантливых деятелей искусства. Среди них — татарский композитор Ф.З. Яруллин и ленинградский танцовщик С.П. Дубинин, о которых ниже и пойдет речь.
* * *
Фарид Загидуллович Яруллин родился в Казани. Его отец был пианистом‑самоучкой, выступал в народных ансамблях. Он рано заметил музыкальные способности сына и научил его игре на фортепиано. В шестнадцатилетнем возрасте Фарид поступил в Казанское музыкальное училище, где параллельно занимался по классу виолончели и фортепиано у педагогов Р.Л. Полякова и М.А. Пятницкой. Уже в училище преподаватели, послушав импровизации юного Яруллина, увидели в нем будущего композитора. В 1933 году в числе талантливых молодых музыкантов Фарид Яруллин направляется на рабфак, а через год переводится в Татарскую оперную студию, открытую при Московской консерватории с целью подготовки кадров для организующегося в Казани театра оперы и балета. Пять лет (1934-1939) Яруллин занимался в классе композиции профессора Генриха Ильича Литинского, ставшего его любимым преподавателем, наставником и другом. Талант юноши проявлялся в самых разных жанрах. Он создал инструментальные произведения для фортепиано, виолончели и скрипки, до сих пор исполняемые, обработал множество татарских и башкирских народных напевов, на стихи татарских поэтов написал целый ряд песен, в том числе детских, которые и сегодня помнят и поют его земляки, начал сочинять симфонию и оперу «Зульхабира». В 1939 году у Ф.З. Яруллина возникла идея написать музыку к балету «Шурале» по мотивам татарских народных сказок и поэмы Г.М. Тукая. Замысел первого татарского национального балета горячо поддержали профессор Г.И. Литинский и писатель А.С. Файзи — автор первоначального варианта либретто…

С.П. Дубинин

«Тщетная предосторожность». Колен — С.П. Дубинин. 1937 год