Поиск

МОСКОВСКАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА 1920-х ГОДОВ

МОСКОВСКАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА 1920-х ГОДОВ

МОСКОВСКАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА 1920-х ГОДОВ


Перед первой мировой войной Москва не могла похвастаться обилием популярных изданий, в которых достаточно полно отражался бы ее быт. Известной злободневностью отличались материалы еженедельника «Искры» (издательство И. Д. Сытина), однако этот орган, имевший газетный формат, но именовавший себя «иллюстрированным литературно-художественным и юмористическим журналом», быстро превратился в фотоприложение к газете «Русское слово»: очерки и статьи с его страниц исчезли, уступив место более или менее подробным подписям под снимками.
Интересно и ярко московские события того времени описывались разве что в опять же сытинском еженедельнике «Заря», начавшем выходить в самом конце 1913 года. Достойны упоминания еженедельное иллюстрированное приложение к «Московскому листку» Н. И. Пастухова, с 1912 года называвшееся «Всемирной иллюстрацией», и некоторые журналы: «Кривое зеркало» (позднее — просто «Зеркало»), выпускавшийся П. П. Рябушинским в 1909-1911 годах, «Жизнь», основанный Х. Т. Цветковым в 1912 году, недолго существовавший, но весьма любопытный журнал типографии Товарищества И. Н. Кушнерева «Русская иллюстрация» (1915 год).
Зато в 1920-х годах в Москве начинается настоящий журнальный бум. Журналы зарождаются чуть ли не каждый день — одни вскоре исчезают, другие, напротив, наращивают тиражи. Слабость советской полиграфии той поры обуславливала заинтересованность редакций в труде художника, и в результате большинство изданий иллюстрировалось превосходными рисунками. В оформлении московских журналов участвовали, например, такие будущие знаменитости, как архитектор Г. Гольц, который подвизался в «Огоньке», «Крокодиле», «Советском экране», и кинорежиссер С. Юткевич, сотрудничавший, помимо того же «Советского экрана», еще с «Эхом» и «Зрелищами».
Наиболее разнообразно и значительно из всех иллюстрированных литературно-художественных изданий тех лет отражал повседневную жизнь москвичей еженедельный журнал «Красная нива», выходивший в 1923-1931 годах. Его отличало прекрасное оформление, качественные иллюстрации, хороший подбор авторов. В результате «Красная нива» заполнила, по крайней мере частично, вакуум, образовавшийся после закрытия в 1918 году дореволюционной «Нивы», которая была, по существу, петербургским журналом. Новая «Нива» стала именно московской.
Рассчитанный на самый широкий круг читателей «Огонек», основанный М. Кольцовым и Е. Зозулей, издававшийся с апреля 1923 года, высоким качеством оформления и полиграфии не отличался, но тираж его был очень велик. Свое название он унаследовал от дореволюционного петербургского «Огонька». Журнал Кольцова и Зозули выглядел более политизированным и менее «московским», чем «Красная нива». При этом невыразительность большинства помещенных в нем заметок и очерков с лихвой компенсировалась огромным количеством мастерски выполненных фотографий. Лишь с середины 1930-х годов, оставшись едва ли не в гордом одиночестве, журнал улучшил качество публикаций и оформления, увеличил формат и на долгие годы сделался «тем самым» всенародно любимым «Огоньком».
Ежемесячник «30 дней» с первого же выпуска (1925) подхватил традиции дореволюционного «Аргуса». Сходство простиралось даже на формат и характер верстки, что, впрочем, неудивительно, поскольку одним из создателей «30 дней» являлся бывший редактор «Аргуса» В. А. Регинин. Публикуемый в ежемесячнике материал, задействованные в нем художники-иллюстраторы — все было на высоте, благодаря чему он и поныне остается ценным источником сведений о жизни москвичей того времени. Писали в журнале и о завсегдатаях московских аукционов, и об уличных музыкантах, и о новых детских игрушках, и о коммуналках, и о всякого рода столичных развлечениях. Регинин и другой основатель журнала — В. И. Нарбут (создавший, кстати, само издательство «Земля и Фабрика», где журнал выходил) привлекли к сотрудничеству ведущих писателей, художников, фотографов, быстро сделавших «30 дней» весьма популярными. Достаточно сказать, что именно в этом журнале были впервые опубликованы очерки ныне возвращенного читающей публике писателя Сигизмунда Кржижановского «Московские вывески». Просуществовали «30 дней» до 1941 года, растеряв, правда, с годами свою былую привлекательность.
В оказавшемся недолговечным «Эхе», появившемся сначала в сезоне 1922/23 года, а затем еще раз возникшем в конце 1925 года и обращавшемся в основном к проблемам культуры, видное место занимали очерки В. А. Гиляровского о московских новостройках, подземной Москве, столичных беспризорниках и тому подобном. Журнал Моссовета «Строительство Москвы», увидевший свет в конце 1924 года, далеко не сразу ограничил себя узкопрофильными рамками, ибо под словом «строительство» подразумевалось созидание новой жизни вообще. Так что не случайно на его страницах очерки о деятельности московского коммунального хозяйства и работе пожарных и милиции соседствовали со статьями искусствоведа И. Э. Грабаря, описаниями московских музеев и рассказами о московской школе. Куда более подробно и, можно сказать, самозабвенно отдавался решению «квартирного вопроса» возникший в 1922 году журнал с довольно-таки угловатым названием: «Жилищное товарищество — жилище и строительство». А проекты реконструкции Москвы регулярно публиковались в выходившем с 1923 года ежемесячнике «Строительная промышленность».
В 1925 году Моссовет стал раз в две недели выпускать журнал «Советская работа», страницы которого заполнялись не только отчетами о деятельности самого Моссовета, но и летописью трудовых свершений московских и подмосковных предприятий, заметками о столичной безработице, рабочем отдыхе и благоустройстве города.
К числу весьма интересных изданий принадлежит «Экран», появившийся в сезоне 1921/22 года и, несмотря на свое название, прямого отношения к кино не имевший. Этот еженедельник в своих критических обзорах отражал культурную жизнь Москвы, не пренебрегал и известиями из мира спорта. Журнал имел газетный формат, издавался на плохой бумаге, но в его иллюстрировании принимали участие отличные художники, а среди авторов числились самые бойкие перья того времени — А. Сидоров, П. Коган, Г. Якулов, Я. Тугендхольд, М. Кольцов, Н. Фореггер, В. Масс, Е. Зозуля и многие другие. В конце 1923 года «Экран» возродился как журнал «Рабочей газеты» — орган уже не столько «интеллигентский», сколько «пролетарский». С 1923 по 1931 год он несколько раз менял формат и периодичность, то улучшалось, а то ухудшалось качество бумаги и иллюстраций, однако неизменной оставалась приверженность «рабочей теме».
С 1923 года газета «Правда» начала издавать литературно-художественный и сатирический журнал «Прожектор» (редакторы Н. Бухарин и А. Воронский), весьма занимательный, большого формата и с превосходными фотоиллюстрациями, однако до крайности политизированный и статьи о московской повседневности публиковавший не часто.
В большом количестве появившиеся в те годы отраслевые журналы, такие, как «Московский пролетарий», «Московский служащий», «Красный транспортник», «Металлист», «Рабочий народного питания» и так далее, писали не только о проблемах соответствующих отраслей, но и о том новом, что ежедневно вторгалось в жизнь древней столицы.
Выпускали свои журналы и различные общественные объединения, плодившиеся в 1920-е годы как грибы после дождя и дружно сгинувшие в начале 1930-х. Наиболее интересны, конечно же, издания конструктивистов, футуристов и прочих «левых» — «Кино-фот», «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», «Современная архитектура».
О театре, кино, музыке рассказывали многочисленные специальные издания, в основном журналы небольшого формата, существовавшие порой лишь один театральный сезон. В первой половине 1920-х годов это — «Театральная Москва», «Театр и музыка», «Эрмитаж», «Зрелища», «Рампа», «Рабочий зритель», «Новая рампа», «Искусство — трудящимся»; впоследствии эстафету подхватили «Новый зритель», «Современный театр», «Программы академических театров», «Цирк и эстрада», «Синяя блуза». Здесь помещались критические отзывы о постановках и о зрителях этих постановок, описывалась, нередко с боевым задором, борьба «левых» и «правых» течений. Все, о чем говорили, о чем спорили, чем восхищались тогда московские любители муз, находило отклик на страницах этих журналов. Освещал события культурной жизни столицы и «Вестник работников искусств» (позднее — «Рабис»), издававшийся с 1920 года сначала нерегулярно, но в 1927-1930 годах ставший «крепким» еженедельником. Об отечественных и зарубежных звездах киноэкрана, новинках кино и работе московских кинофабрик с 1925 по 1929 год повествовал «Советский экран».
Малотиражный ежемесячник «Среди коллекционеров» (1921-1924), выходивший под редакцией И. Лазаревского, публиковал, продолжая традиции дореволюционного журнала «Старые годы», очерки и статьи о художниках, музеях, памятниках архитектуры и собирателях предметов искусства. Журнал информировал читателей о состоянии московского антикварного и книжного рынков, попутно давая яркие характеристики как посетителей, так и торговцев, букинистов, коллекционеров. Благодаря этому изданию мы сегодня узнаем о недолгой истории московских Пролетарских музеев, вобравших в себя частные собрания, о деятельности московских Обществ друзей книги, любителей старины, любителей книжных знаков, а также Общества изучения русской усадьбы, соучредителем которого вместе с Ю. Б. Бахрушиным и В. В. Згурой был историк Алексей Николаевич Греч, погибший впоследствии в лагерях и в заключении успевший написать — по памяти! — замечательную книгу «Венок усадьбам».
Среди тогдашних московских сатирических и юмористических журналов («Бузотер», впоследствии переименованный в «Бич»; «Крокодил», «Заноза с перцем», «Лапоть», «Комар») наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, выпускавшийся с 1924 года газетой «Гудок» еженедельник (правда, скорее ленинградский, чем московский) «Смехач». В 1928 году его сменил «Чудак», просуществовавший два года и издававшийся акционерным обществом «Огонек» под редакцией М. Кольцова. Ориентированный на служащих и интеллигенцию, «Чудак» уделял много внимания культуре и искусству.
Из журналов сатирической направленности 1930-е годы пережил только «Крокодил» (издавался «Рабочей газетой» с 1922 года), под крышей которого нашли себе пристанище писатели-сатирики и художники-карикатуристы, ранее сотрудничавшие в попавших под повальное сокращение печатных органах. Сокращение произошло в 1929 году «в целях экономии и устранения однотипных изданий», в результате чего к 1933 году большинство упомянутых в нашем очерке журналов было закрыто.

 
istanbul escort aksaray escort arnavutköy escort ataköy escort avcılar escort avcılar türbanlı escort avrupa yakası escort bağcılar escort bahçelievler escort bahçeşehir escort bakırköy escort başakşehir escort bayrampaşa escort beşiktaş escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü türbanlı escort beyoğlu escort büyükçekmece escort cevizlibağ escort çapa escort çatalca escort esenler escort esenyurt escort esenyurt türbanlı escort etiler escort eyüp escort fatih escort fındıkzade escort florya escort gaziosmanpaşa escort güneşli escort güngören escort halkalı escort ikitelli escort istanbul escort kağıthane escort kayaşehir escort küçükçekmece escort mecidiyeköy escort merter escort nişantaşı escort sarıyer escort sefaköy escort silivri escort sultangazi escort suriyeli escort şirinevler escort şişli escort taksim escort topkapı escort yenibosna escort zeytinburnu escort porno 1080p porno izle 4k porno izle 720p porno izle abella danger alman alman porno alman porno izle aloha tube porno amatör amatör porno amatör porno izle anal anal porno anal porno izle arap porno asa akira porno asyalı porno bangbros porno bangbros porno izle banyoda sikis başörtülü porno beeg porno izle beyaz tenli porno izle biseksuel porno izle bisexsuel porno brandi love porno brazzers brazzers porno izle canli porno canli porno izle çinli porno çinli porno izle ensest porno ensest porno izle ensest seks erotik porno erotik porno izle esmer porno esmer porno izle etek altı fake agent fake taxi fake taxi porno fantazi pornoları fantezi porno izle fetiş porno fetiş porno izle fetish fransız porno fransız porno izle full hd hg porno izle gangbang porno genç kız porno izle genç kız sikişi genç teen porno izle gizli çekim porno gizli çekim pornosu grup pornosu grup porno grup porno izle hd pornolar hd porno hd porno izle hemşire porno hemşire pornosu hizmetçi porno hizmetçi porno izle ingiliz porno japon pornoları japon porno kızlık bozma kızlık bozma porno izle konulu porno konulu porno izle koreli porno köylü pornoları kumral porno kumral porno izle latin pornoları latin porno latin porno izle lezbiyen pornoları lezbiyen porno lezbiyen porno izle lisa ann porno liseli pornoları liseli porno liseli porno izle manken porno manken porno izle masaj porno izle masturbasyon porno izle masturbasyon pornoları mature porno mia khalifa porno mia malkova porno milf porno izle mobil porno mobil porno izle öğrenci porno izle öğretmen porno izle okul porno izle olgun kadın pornosu olgun porno oral porno oral porno izle oral seks porna izle pornhub pornhub porno izle porno film izle porno indir porno izle porno resimler porno star porntube porno izle redtube redtube pornoları riley reid porno rokettube rus pornoları rus porno rus porno izle sakso blowjob porno izle sarışın pornoları sarışın porno sarışın porno izle sarışın pornoları sekreter porno shemale sikiş sikiş sikiş izle şişman porno siyahi pornoları suriyeli pornoları swinger porno tecavüz porno teen porn türbanlı pornoları türbanlı porno türk pornoları türk porno türk porno izle türkçe altyazılı porno türkçe altyazılı porno izle xhamster pornoları xhamster porno xhamster porno izle xnxx xnxx porno xnxx porno izle xvideos xvideos porno izle yaşlı porno yeşilçam porno izle youjizz youporn youporn porno izle zenci porno güvenilir bahis siteleri bahis siteleri casino deneme bonusu casino siteleri deneme bonusu para yatırma bonusu bahis siteleri casino siteleribahis sitesi para yatırma