Трудно,
почти невозможно описать голос Дамаева, его тембр, его обаяние. В
народе называют такие голоса «золотыми», «залетными». Полнозвучный,
звонкий тенор Дамаева, легко преодолевая толщу оркестра, свободной
волной устремлялся в зрительный зал, покоряя слушателей».
А.В.Ивановский.
«Воспоминания кинорежиссера».
В конце августа 1908 года театральная Москва пребывала в волнении.
Все
внимание меломанов было приковано к Частной опере С.И.Зимина. Говорили,
что хозяин нашел потрясающего певца, какого москвичи еще не слышали,
что будто бы тот всего лишь несколько дней назад впервые ступил на сцену
и сразу же всех покорил, что новичок совершенно не боится публики и
чувствует себя на подмостках свободно и уверенно, как будто здесь
родился. Еще говорили, что совсем недавно этот молоденький кубанский
казачок пас в степях лошадей, наигрывал на пастушьем рожке мелодии
безыскусные и знать не знал, что такое опера и где находится Москва.
Заинтригованные
слухами, Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов и известный театральный
предприниматель С.П.Дягилев отправились в театр С.И.Зимина, чтобы своими
глазами посмотреть на новоявленное диво.
…Вот смолкли звуки
увертюры. Дали занавес. Переполненный зал затаил дыхание. На сцене
появился невысокого роста крепкий паренек с открытым симпатичным лицом.
Сочный, по-юношески звонкий голос полился мощно, широко. Шаляпин
зашептал на ухо Рахманинову: «За такого тенора в наше бестеноровое время
надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с
превосходной дикцией и с несомненным дарованием. Еще молод и неопытен
как артист, но со временем из него выйдет большая величина…»
Василий
Петрович Дамаев родился 19 апреля 1878 года в кубанской станице
Отрадной. Окончив четыре класса станичной школы, он был вынужден сам
зарабатывать себе на хлеб. Тяга его к музыке с детства была огромна. Еще
мальчишкой Василий пел в церковном хоре, выучился играть на скрипке, а
шестнадцати лет создал любительский казачий хор, молва о котором скоро
докатилась до ближайших городов — Майкопа и Армавира.
С юных лет
Василий дружил со скромной соседской девушкой и, не мысля жизни без нее,
в семнадцать лет посватался. Разрешение на брак пришлось специально
испрашивать у церковных властей. Рано женившись, Василий Дамаев рано
становится и отцом.
Как-то раз в станицу приехал по делам чиновник из
Москвы. Ему рассказали о местной достопримечательности — одаренном
церковном певчем, послушать которого съезжаются со всей округи.
Заинтересованный гость отправился в храм и вышел оттуда пораженным.
Встретившись с молодым человеком, он начал убеждать его прослушаться в
Москве у специалистов, рисуя заманчивые перспективы. Василий колебался.
Станичники знали его как степенного мужика, главу уже довольно
многочисленного семейства — а тут вдруг такая несуразность: бросить
хозяйство и ехать неведомо куда. Да и набожные родители не одобряют всех
этих «театров»…
Так или иначе, в 1903 году двадцатипятилетний
кубанский казак уже в Москве. Принимавшие вступительные экзамены в
Московское филармоническое училище известные музыканты и маститые
педагоги были несколько смущены неказистым видом абитуриента,
переминающегося с ноги на ногу. Но когда он запел… Словом, Василий
Дамаев был принят сразу.
Спустя два года Василия Дамаева рискнули
выпустить на любительскую сцену. Молодой певец, горячо и бесхитростно
исполняющий любимые всеми русские романсы, понравился, и его стали
приглашать на благотворительные вечера. На одном из таких вечеров его
услышал владелец Частной оперы С.И.Зимин и пригласил к себе для беседы.
Позже Сергей Иванович Зимин писал: «Дамаев обладал чудным по тембру
голосом… и, заснув ничем, проснулся после дебюта в опере «Борис
Годунов» знаменитостью, о которой заговорила и вся пресса, и вся
музыкальная Москва. Как сейчас помню его пробу. Его привел известный
тогда характерный тенор Большого театра Успенский, который считал его
своим учеником. Помню, было много дел в театре. Я назначил ему пробу
отдельно, после дневной репетиции. На пробе я пришел в раж и буквально
замучил певца, заставив спеть чуть ли не четыре пьесы… Я был в
восторге и не медля пригласил и ученика, и учителя к себе в кабинет и
подписал контракт. Насколько помню, Успенский водил его на пробу в
Большой театр, но там, как всегда, пропустили талант мимо».
В конце
августа 1908 года состоялся дебют Василия Петровича Дамаева в роли
Самозванца в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов». В одном из газетных
интервью он вспоминал: «Когда я увидел перед собой в зрительном зале
публику, то вопреки предположениям, нисколько не смутился. Помню, что
пел с большим темпераментом, в особенности дуэт с Мариной… Успех мой в
Самозванце, как у публики, так и у прессы, был для меня совершеннейшим
сюрпризом… Мой Дмитрий Самозванец — мой счастливый фатум».
Далее
происходит из ряда вон выходящее по меркам театральной жизни событие:
через месяц после того, как В.П.Дамаев впервые ступил на сцену,
С.П.Дягилев приглашает его в Париж петь в опере Н.А.Римского-Корсакова
«Псковитянка» с самим Ф.И.Шаляпиным! Кроме того, до отъезда во Францию
Василий Петрович успевает спеть четыре ответственных партии в операх
А.Н.Серова, Дж.Верди, Н.А.Римского-Корсакова, П.Бларамберга.
Сергея
Ивановича Зимина В.П.Дамаев считал своим благодетелем, кормильцем.
Однако, заставляя артиста выступать едва ли не ежедневно в технически
труднейших партиях, С.И.Зимин чрезмерно перегружал его голосовой
аппарат, что имело трагические последствия. Большой театр неоднократно
предлагал В.П.Дамаеву контракты — гораздо более щадящие, однако тот
продолжал быть верным своему театральному «крестному». И до времени
удача следовала за удачей, триумф за триумфом. Садко и Левко в операх
Н.А.Римского-Корсакова «Садко» и «Майская ночь», Андрей в опере
П.И.Чайковского «Мазепа», Самозванец в «Борисе Годунове»
М.П.Мусоргского, Собинин в «Иване Сусанине» М.И.Глинки, Торопка в
«Аскольдовой могиле» А.Н.Верстовского… Меньше удавались В.П.Дамаеву
роли в операх западных композиторов. Образы, воплощенные певцом на
сцене, чрезвычайно походили на него самого, каким он был в жизни, — а
был он русским человеком и пел чисто по-русски: широко, раздольно,
залихватски.
Впрочем, и в западноевропейских операх выступал он
достойно. Однажды вместе с именитым итальянским гастролером, «королем
баритонов» Маттиа Баттистини он пел в опере Р.Леонкавалло «Паяцы».
Заключительная ария первого действия «Смейся, паяц» вызвала шквал
аплодисментов. Артисту пришлось повторить арию, но публика не унималась,
бушевала, требовала «бис». После того, как Василий Петрович исполнил
арию в третий раз, зал встал и стоя аплодировал еще минут десять.
«Король баритонов» подошел к В.П.Дамаеву и сказал: «Хорош русский
тенор!»
В 1913 году — вновь зарубежные гастроли по приглашению
С.П.Дягилева. В.П.Дамаев поет шесть спектаклей «Бориса Годунова» и шесть
«Хованщины» в постановке Ф.И.Шаляпина и с его участием. Париж в
восторге: присутствие в зале первых лиц Франции, овации, цветы,
восторженная пресса… Далее — Лондон: первый русский оперный сезон в
Англии. Василий Петрович поет семь раз в «Борисе Годунове», два раза в
«Хованщине» М.П.Мусоргского, три раза в «Псковитянке». Опять же, все
спектакли ставил Ф.И.Шаляпин и сам же в них участвовал.
Вообще
великий русский бас очень любил своего партнера и, когда была
возможность, просил назначать на теноровые партии именно В.П.Дамаева.
Вспоминает сын Василия Петровича Дмитрий Дамаев: «Шаляпин любил отца.
Помню, как в спектакле «Иван Сусанин» Шаляпин увидел входящего Собинина
(пел его отец), подошел к нему и громко на весь театр сказал: «Вася
пришел, как я рад!»
Заграница произвела на артиста неблагоприятное
впечатление. До глубины души русский человек, привыкший к раздолью
родных просторов, он там тосковал и рвался домой.
1911-1913 годы —
пик недолгой творческой карьеры Василия Петровича Дамаева. В это время
он активно записывается на граммофонные пластинки и, кроме работы на
оперной сцене, много выступает с концертами.
О концертной
деятельности В.П.Дамаева стоит сказать особо. В 1908-1910-х годах он
гастролирует в Орле, Рязани, Нижнем Новгороде, Твери, Ярославле, Туле,
Саратове, Тамбове, Харькове, Смоленске, Владимире, Калуге,
Иваново-Вознесенске, вместе с известным дирижером С.А.Кусевицким
совершает поездку по Волге. Программы включали арии из русских опер,
романсы русских композиторов, русские народные песни. С этими
программами Василий Петрович неоднократно выступал и в Москве. Большой
популярностью пользовались его ежегодные благотворительные концерты в
пользу инвалидов в Большом театре, концерты старинной русской песни в
Благородном собрании, в которых, кстати, нередко участвовали другие
тенора, в том числе и знаменитые: конкуренции В.П.Дамаев никогда не
боялся. Вот отрывок из рецензии в газете «Голос Москвы» (1908 год):
«Интересно было слышать… двух соперников: увенчанного славой
петербургского тенора Д.А.Смирнова и новую восходящую звезду
В.П.Дамаева. У Смирнова было два преимущества: во-первых, он пел в
первом отделении, когда публика не была еще утомлена и пресыщена массой
исполненных номеров, а во-вторых, его прекрасная техника как результат
многолетней артистической деятельности. Все же более восторженные
аплодисменты получил г.Дамаев. Сила, красота и звучность голоса артиста
не поддаются описанию. Взрыв аплодисментов провожал артиста после
каждого исполнения.»
Однако очень скоро нещадная эксплуатация
Василием Петровичем своего природного дара дала себя знать. Голос стал
терять в мощности, красоте тембра. Обеспокоенный певец стал форсировать
звук, перенапрягать связки. Это приводило к потере легкости, неточностям
в интонации, иногда даже к фальше.
Приблизительно в 1915 году
начинается постепенный закат столь стремительно взошедшей звезды. Да,
еще случаются успешные премьеры, еще звучат аплодисменты. Надо
остановиться, отдохнуть… Но артист по-прежнему не щадит себя, поет
едва ли не через день — и после спектакля часто с трудом находит в себе
силы, чтобы выйти к публике на поклон.
Наступает 1917 год. Василий
Петрович принял революцию с энтузиазмом. Московская Частная опера
С.И.Зимина становится Театром Московского Совета рабочих депутатов.
Работу на оперной сцене сменяют концертные выступления перед рабочими и
красноармейцами на заводах, в лазаретах, на митингах, в нетопленных
железнодорожных вагонах.
Сезон 1922 года оказался для В.П.Дамаева
последним. Еще несколько лет Василий Петрович руководил различными
оперными коллективами, с которыми много ездил по стране. В 1931 — 1932
годах он работал сотрудником Государственного Центрального Театрального
музея имени А.А.Бахрушина.
Замечательный русский певец Василий
Петрович Дамаев скончался 11 октября 1932 года в Москве после тяжелой
болезни и был похоронен на Преображенском кладбище. По воспоминаниям
близких, до последней минуты своей жизни он не переставал говорить о
скором возвращении на сцену.
После него остались многочисленные
граммофонные записи, ныне высоко ценимые коллекционерами. В кубанской
станице Отрадной открыт народный музей В.П.Дамаева. В последние годы все
чаще звучит на радио голос Василия Петровича. Голос, о котором газета
«Театр» в 1914 году писала: «Вот певец, которого природа наградила
вокальным материалом вполне достаточным, чтобы стать мировым артистом,
но который не сумел и вполовину использовать свои богатейшие средства…
Голос Дамаева… смело можно было поставить выше голоса Карузо. Это был
голос-золото».
Фотографии из коллекции автора
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru