Судьбоносное значение «преславной виктории» было с самого начала в полной мере осознано как в России, так и в Европе. «Немного таковых побед в памятях народных и в книгах исторических обретается» (Феофан Прокопович).«Достопамятное событие в истории и полезный урок для позднейших поколений» (Лейбниц). «Битва за существование целого народа, за будущность целого государства» (Белинский). «День воскресения для России» (Петр I). «Под Полтавой Россия добилась права называться великой европейской державой» (немецкий генерал времен Великой Отечественной войны Ганс Дёрр). Подобных высказываний можно привести множество.
Прославление Полтавской виктории началось еще при жизни ее творцов. В честь победы над шведами, одержанной в день памяти Сампсона странноприимца 27 июня (8 июля) 1709 года, в Петербурге на Выборгской стороне строится деревянная церковь (1710), а позднее — каменный Сампсониевский собор (1728). На одной из фресок храма-памятника был изображен державный полководец в боевых доспехах и мантии, в окружении атрибутов царской власти — короны, скипетра, державы — и воинской «арматуры» — барабанов, знамен, пушек, ядер. Главный вход украшала надпись: «Святый храм сей построен повелением
благочестивейшего государяимператора Петра Великого в воспоминание победы над шведскими войсками поПолтавою лета 1709 июня 27-го дня». К 200-летию сражения (1909) перед собором потомки фельдмаршала Б. П. Шереметева установили памятник Петру I, простоявший до 1934 года.
В 1709-1717 годах в Москве на Якиманке, как говорит предание, по собственноручному чертежу императора возводится храм мученика Иоанна Воина, также посвященный Полтавской победе. На его строительство государь пожертвовал 300 рублей, а к освящению храма прислал в дар золотые церковные сосуды (утрачены во время наполеоновского нашествия).
К 1709 году относится и указ о сооружении на поле битвы мужского монастыря, Сампсониевской церкви и конного памятника Петру I. В 1720-х годах задуман был «триумфальный столп» в честь побед петровской армии и флота с надписью на одном из барельефов: «Российский Сампсон шведского при Полтаве льва растерза». Однако этой мечте Петра не суждено было осуществиться при его жизни. Намерение Екатерины II, посетившей Полтаву в июне 1787 года, соорудить там монумент со статуей Петра Великого постигла та же участь.Накануне 100-летнего юбилея «преславной виктории» (1809) жители Полтавы в своих ходатайствах перед правительством просили установить два памятника — на поле битвы огромную пирамиду из обломков скалы и обелиск в самом городе. Архивные документы подтверждают, что над проектами монументов на поле битвы в начале XIX века работали известнейшие архитекторы — В. П. Стасов, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, Д. Кваренги, А. Н. Воронихин и другие. В 1778 году появляется первый кирпичный обелиск, сооруженный на средства полтавчанина П. Я. Руденко. В основании обелиска находился медный барельеф с изображением баталии и преподобного Сампсона странноприимца, молящегося о победе. 27 июня 1811 года в центре Полтавы торжественно открыли монумент Славы, увенчанный бронзовым имперским орлом. В основании памятника, созданного по проекту Ж. Ф. Тома де Томона, покоятся 18 чугунных пушек — 10 с бастионов Полтавской крепости и 8 трофейных шведских. Монумент был сооружен на месте триумфальной арки, где 28 июня 1709 года произошла торжественная встреча победителей с полтавчанами и воинами гарнизона, выдержавшими вражескую осаду. В 1817 году на месте отдыха Петра I после сражения устанавливают простой кирпичный обелиск, в 1849-м — к 140-летию битвы — его заменяют новым памятником (архитектор А. П. Брюллов).
Братская могила русских воинов… Здесь 28 июня 1709 года в присутствии Петра Великого были погребены павшие в бою и умершие от ран солдаты и офицеры числом 1345 человек. Над могилой насыпали высокий холм. Государь собственноручно водрузил на нем большой деревянный крест с надписью: «Воины благочестивые, за благочестие кровию венчавшиеся, лета от воплощения Бога Слова 1709 июня 27 дня». В 1894 году на Братской могиле устанавливают гранитный крест и устраивают в склепе часовню святых апостолов
Петра и Павла, в которой размещают знамена и мраморные доски с наименованиями участвовавших в сражении российских полков.
В 1856 году был освящен построенный возле Братской могилы по проекту архитектора А. И. Шарлемана храм преподобного Сампсона странноприимца. Деньги на его возведение, а также на богадельню для больных и увечных воинов завещал в 1811 году тайный советник И. С. Судиенко. Исполненный первоначально в древнерусском стиле небольшой храм позднее дважды перестраивался. В 1909-1918 годах в одном из храмовых зданий располагался первый Музей истории Полтавской битвы (в годы гражданской войны подвергся разорению).
В 1909 году к 200-летию «преславной виктории» в городе устанавливают памятник защитникам Полтавы и коменданту крепости полковнику А. С. Келину (о нем речь пойдет в статье, посвященной обороне Полтавы. — Ред.). Здесь, на месте Мазуровских крепостных ворот, были отбиты наиболее ожесточенные атаки шведов.
Спасская церковь — единственный уцелевший свидетель героических дней обороны Полтавы. Помнит она яростные штурмы, грохот орудий, политые кровью крепостные валы, самопожертвование полтавчан. Долгое время в церкви хранилось знамя Тверского полка, защищавшего крепость, и шпага полковника Келина. На собранные по всей России деньги в 1845 году над обветшавшей церковью по проекту архитектора К. А. Тона соорудили каменный шатер.
«Памятник шведам от русских», установленный к 200-летию битвы (1909), — символ великодушия и благородстварусских по отношению к поверженному противнику. Надпись на русском и шведском языках красноречива: «Вечная память храбрым шведским воинам, павшим в бою под Полтавой 27 июня 1709 года».
В 1909 году на полтавской земле появились и другие символы исторического сражения — обелиски на месте десяти петровских редутов и переправы русской армии через Ворсклу, а также «Памятник шведам от шведов», сооруженный по инициативе шведской общественности.
После революции наследие Полтавы на какое-то время предали забвению. В годы Великой Отечественной войны началось новое осмысление нашей героической истории. «В суровый час мы вспоминали все, чем Родина наша законно может гордиться. Вспоминали имена великих людей России, великие деяния и ратные подвиги прошлого», — отмечал маршал Победы Георгий Жуков. Вспоминали не только мы, но и противник. Приведем полностью уже частично цитированное выше высказывание генерала Ганса Дёрра: «Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России — ее величайшей победой. Под Полтавой Россия добилась права называться великой европейской державой. Сталинград явился началом ее превращения в одну из величайших мировых держав».
Потомки героев Полтавы — солдаты и офицеры Красной Армии — оказались достойными славы своих предков. 23 сентября 1943 года Москва салютовала освободителям Полтавы. Двенадцать особо отличившихся в этих боях частей и соединений получили наименование Полтавских. Знаменуя собой преемственность ратного подвига, на высоком правом берегу Ворсклы, где переправлялась петровская, а через два с лишним века — Красная Армия, застыли каменные стражи-обелиски.В 1950 году рядом с Братской могилой открылся воссозданный Музей истории Полтавской битвы, перед которым установили памятник Петру I и боевые петровские пушки. В 1973-м на месте командного пункта русской армии — царского походного шатра — была установлена глыба розового гранита с мемориальной надписью на украинском языке.
Среди архитектурных, художественных, религиозных памятников в честь «преславной виктории» — Борисовская Тихвинская пустынь в Курской губернии (сегодня это территория Белгородской области), московские «триумфальные врата» 1709 года, мозаичная «Полтавская баталия» М. В. Ломоносова, поэма А. С. Пушкина «Полтава», бронзовая фигура «Самсон, раздирающий пасть льву» в Петергофе — аллегория победы России над Швецией.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru