Поиск

Мы должны работать на будущее

Мы должны работать на будущее

Мы должны работать на будущее


Корр. Система образования в России складывалась столетиями. В XX веке она была признана одной из лучших, если не лучшей в мире, сумев вобрать в себя все наиболее ценное из мирового опыта и в то же время оставаясь глубоко самобытной, то есть национальной в высшем смысле слова. Качество образования в России подтверждено научными, техническими, художественными свершениями отечественного гения.
Сегодня очевидно, что образование переживает кризис. Кризисы случались и раньше; однако в этот раз мы с тревогой ощущаем угрозу коренного слома, подмены глубинных его устоев. Многие прямо говорят о катастрофе… Что скажете Вы, Иван Иванович?
Иван Мельников. Конечно, общий кризис в стране сказывается и на состоянии образования. До сих пор оно у нас всегда являлось важнейшей заботой государства. Учитель, педагог обладал высоким социальным статусом и играл заметную социальную роль. В самые тяжелые периоды нашей истории система образования в России продолжала развиваться и обогащаться. Достаточно вспомнить опыт борьбы с детской беспризорностью на заре советской власти (России первой в мире удалось решить эту проблему), — а ведь кругом царили голод и разруха! Или строительство и ввод в строй комплекса зданий Московского университета на Ленинских горах в послевоенные годы, когда страна еще лежала в руинах… Образование в России отличалось высочайшим качеством подготовки специалистов и серьезностью, фундаментальностью, если хотите, государственностью подхода к обучению на всех уровнях. Вот что сегодня во многом утрачивается.
Нас ни в коей мере не должно успокаивать то обстоятельство, что система образования в России — как социальный институт — среди всего прочего подверглась наименьшему разрушению и, можно сказать, пока уцелела. Это заслуга не государства, а работающих там людей, самоотверженно исполняющих свой долг. Однако проблем очень много. И угроза разрушения образования остается реальной.
Наиболее болезненная проблема сегодня — вытеснение бесплатного образования платным (то есть уничтожение одного из главных социальных завоеваний России). Надо признать: полностью бесплатного образования у нас фактически больше нет. Формально оно существует — государственный сектор все еще велик. Но, подсчитав, какой процент своего бюджета средняя российская семья вынуждена тратить на обучение детей в школе, в техникуме, в институте, мы сразу увидим, сколь фиктивна декларируемая «бесплатность».
Вторая проблема — бедственное положение большей части учителей. Долги по зарплате огромны, зарплата нищенская. Изменилось и отношение к работникам образования в обществе. Их не желают слушать. Наш Комитет несколько раз пытался добиться, чтобы на государственном телеканале «Культура» открыли рубрику, где находили бы отражение вопросы образования, — тщетно.
Третья проблема — дети вне школы. Мы дошли до того, что ни на местном, ни на федеральном уровне не имеем даже статистики, сколько детей и подростков сегодня не посещают школу! Социологи называют цифру от полутора до четырех миллионов — в любом случае цифра страшная. Учета нет — и уж тем более нет стремления как-то исправить положение. Мы можем многое критиковать в недавнем прошлом, но за детьми государство тогда следило. Каждое непосещение школы рассматривалось как ЧП.
Корр. Образование не есть и не может быть только процессом передачи-усвоения некоей суммы знаний. Оно всегда — и воспитание. Именно эту — воспитательную — компоненту пытаются объявить вне закона, ратуя за «свободу выбора» и «деидеологизацию». Но мы видим, что под предлогом «деидеологизации» настойчиво насаждается новая идеология — идеология дикого капитализма, примитивно-животной буржуазности, — короче говоря, новый «общечеловеческий» моральный кодекс. Его пункты — право человека на жизнь, на свободу выбора и так далее — это хоть и благородные, но абстракции. Они наполняются конкретным смыслом только в национальном. За что будет сражаться солдат, воспитанный в категориях абстрактного гуманизма? За «права человека»? Чем оборачивается борьба за эти «права», нам недавно продемонстрировали натовские «гуманисты» в Сербии. Адепт «общечеловеческих ценностей» спокойно примет и военное поражение своей родины, и экономическое ее порабощение: ведь цивилизованный захватчик и жизнь ему сохранит, и с голоду умереть не даст, окажет «гуманитарную помощь». К чему ведут новые идеологи — ясно. Как ясно и то, что их основной плацдарм в борьбе за умы — сфера платного, негосударственного образования. Здесь всемерно пестуется идея «элитарности»: деревенскому пареньку больше не выйти в академики или маршалы, неся с собой «наверх» заряд низовой народной энергии, народного самосознания, — управлять и командовать должна специально выдрессированная космополитическая «элита»…
И.М. Да, воспитание должно быть делом государственной важности, а не частного интереса. Кстати, в Законе Российской Федерации об образовании воспитание стоит на первом месте. С этим и спорить-то никто не будет. Другое дело — какое сюда вкладывается содержание. В последние годы те, кто ведал в России образованием, собственно воспитательную его составляющую отодвигали на задний план. Оправдывали это порывом общества к «свободе» после десятилетий «заидеологизированности». Однако — я согласен с Вами — тут просто происходит подмена: детей (и тех, кто вне школы) воспитывают — и еще как воспитывают! Только если раньше им говорили о любви к зеленому лесу, то теперь — к зеленому доллару. Проповедуется эгоизм, страсть к наживе, успеху любой ценой, в той или иной форме насаждается культ насилия, сексуальная «свобода», пропагандируется наркомания (часто под видом борьбы с ней). История России целенаправленно искажается. Положение создалось настолько вопиющее, что Государственная Дума, при всем многообразии своего состава, рассмотрев вопрос о проблемах преподавания истории в России, с редким единодушием приняла постановление о его обязательных принципах.
Корр. Что ж, законов и постановлений принято немало. Я ни в коей мере не хочу приуменьшить их значение, но, мягко говоря, они не всегда проводятся в жизнь. Сколько лет уже внедряются в школах программы так называемого безопасного секса. Нам в журнал присылали школьные конспекты, где детскими неокрепшими почерками записано, например, такое: секс бывает гетеросексуальный, гомосексуальный, групповой, а также между людьми и животными… Протестует вся страна — родители, педагоги, священники, сами дети, многие из которых не могут справиться со стыдом на подобных «занятиях» и получают тяжелейшие психические расстройства. Насколько я знаю, Думой принят — стараниями вашего Комитета — Закон о прекращении в России практики преподавания «безопасного секса». И что же? Уверяю Вас, «процесс» идет как и шел!
И.М. Мы, законодатели, делаем все, что в наших силах, но положительное разрешение в итоге находят лишь отдельные вопросы — и разрешение в основном локальное. Это касается и вопроса преподавания «безопасного секса». Органы управления образованием долгое время упорно обходили его, боясь навлечь на себя упреки, что они пытаются вернуть нас в прошлое, во времена тотального контроля за умами. Главное же — эффективной работе законов и постановлений препятствует весь строй и характер нынешней российской жизни. Поэтому мы сегодня можем только в известной степени сдерживать те или иные негативные процессы.
Корр. Я бы сказал так: на Руси очередная смута. И мы не раньше создадим здоровую обстановку в стране, в том числе и в сфере образования, чем преодолеем смуту… Вернемся к проблеме платного образования. Широковещательно заявленных его плюсов пока почти не видно. А вот в том, что именно здесь удобнее всего развернуться личностям разрушительным, мы уже убедились. Зарегистрироваться и получить лицензию на обучение, представив вполне безобидную и даже хорошую программу, сегодня ничего не стоит — были бы деньги.
И.М. Существующие законы, в том числе недавно принятый Закон Российской Федерации «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и о моратории на их приватизацию», защищают систему бесплатного образования. Главная мысль такова: если уж мы развиваем систему платного образования, то не взамен существующей, а в дополнение к ней. Вынужден повториться: не всегда и не везде это реализуется на практике. Случаев некачественного, а то и недобросовестного обучения в платных учебных заведениях немало. Таким образом, — я наверняка предвосхищаю очередной Ваш вопрос — на первый план выходит проблема контроля, которая законодательно отработана еще недостаточно четко. Существующий порядок лицензирования носит в основном заявительный характер. Мы считаем, что его следует значительно ужесточить. На это, в числе прочего, направлен и вызвавший множество дискуссий проект Закона о Государственном стандарте основного общего образования, требования которого должны распространяться и на государственную, и на негосударственную систему образования. В педагогическом сообществе давно зрело убеждение, что такой стандарт необходим. Мы, впрочем, хорошо себе представляем связанные с этим трудности. По закону контроль возлагается на органы управления образованием. Да, сегодня управление осуществляется плохо. Мы и не говорим, что Закон сразу все наладит. Смуту он, конечно, не прекратит. Но положительную роль все же способен сыграть уже сейчас.
Корр. Пора, наверное, поговорить и о школьных учебниках. Здесь ведь тоже образовался мощный негосударственный сектор, в котором обращаются огромные деньги. И то же извращенное преподавание истории, о чем уже упоминалось, ведется по новоявленным учебникам, где все перевернуто с ног на голову. Школьникам сообщается, что в Великой Отечественной войне не было никакого русского подвига, спасшего мир, а просто сражались друг с другом два фашизма — германский и советский. Любое историческое деяние нашего народа представляется совершенным из-под палки деспота и во вред «цивилизованному человечеству»… А литература? Долой Горького и Маяковского, да здравствуют великие русские писатели Булат Окуджава и Генрих Сапгир… Все настойчивее проводится концепция исторического процесса как постепенного победного развертывания «единственно верной» западно-либеральной буржуазной идеи — на этом фоне тысячелетняя русская цивилизация предстает счастливо изжитым эпизодом мировой истории…
И.М. Да, некоторые из нынешних «учебников» сыграли негативную роль, породили смуту во многих умах и душах. Острота ситуации усугубляется тем, что здесь мы встречали и встречаем едва ли не наибольшее сопротивление. Мы пытались провести Закон о федеральном комплекте учебников, но Президент его не подписал, в Думе же набрать триста голосов, чтобы преодолеть президентское вето, нам не удалось. Все те же доводы: нельзя диктовать, нужно дать максимальную свободу выбора… В результате сейчас в федеральном комплекте учебников — почти тысяча наименований. Среди них и те, о которых Вы говорили. Но вот что странно: в федеральном списке сотни учебников, а на местах, судя по поступающим к нам жалобам, зачастую учить не по чему.
Что тут можно предпринять? Мы обратились в Министерство образования с предложением пересмотреть составы экспертных советов, аттестующих учебники. Ведь в России есть множество опытных педагогов — их и надо привлекать. Разве допустимо игнорировать мнение специалистов! Мы вовсе не отвергаем дискуссии и споры — напротив, мы хотим, чтобы решения принимались в открытой дискуссии, а не келейно. В атмосфере открытости не так-то просто выдать черное за белое: провести, к примеру, рекомендацию о необходимости внушать детям оскорбительную ложь по поводу того или иного события русской истории, изучать Пушкина в явно искажающих его творчество интерпретациях и тому подобное.
Корр. Мы подходим к теме, которая так или иначе возникает в любом разговоре об образовании: школа и Церковь, образование и религия. В субъектах Российской Федерации мусульмане или буддисты стремятся перевести школу под эгиду своих конфессий — и ни у кого это не вызывает протеста. Но стоит только заикнуться о том, что у русских тоже есть своя вера, — сразу в ход идут спекуляции насчет опасности превращения Православия в «государственную» религию, насчет «православного шовинизма» и так далее. Но разве кто-то призывает в одночасье, декретом «воцерковить» всю сферу образования?
И.М. Разумеется, нет! Начнем с того, что говорит Закон: у нас школа — учреждение светское. По моему мнению, такое положение сегодня единственно правильно для России. Резкие движения могут только навредить. Того же мнения придерживается, кстати, и Церковь. Нельзя вести детей в храм, как на экскурсию, классами. Церковь влияет на школу и без декретов. Растет число православных учебных заведений… Россия сейчас на переломе. Многое не устоялось. Тут все должна решать сама жизнь. Образование в России, оставаясь светским, на самом деле всегда опиралось на ценности, сформировавшиеся под влиянием Православия. Любовь к Отечеству, коллективизм, самопожертвование, совестливость, «милость к падшим», готовность отдать жизнь за други своя — этого у нас никто не отнимет.
В заключение осмелюсь высказать осторожный оптимизм, который, быть может, многим покажется протокольной натяжкой. Но я исхожу из того, что рассмотренные нами проблемы получают в обществе все более глубокое понимание. Я вижу людей, в последнее время приходящих к управлению образованием, и чувствую начало обнадеживающего поворота в их умонастроениях. Со стороны, на местах пока это не очень заметно, но это происходит — судя хотя бы по тому, какие вопросы и в каком тоне обсуждаются на Коллегии Министерства образования. Кончаются времена, когда во всех звеньях управления доминировали люди разрушительного настроя. Становится ясно, какие «ценности» несли они обществу. Меня уже обвиняли в газетах за высказанное на заседании Коллегии Министерства образования мнение, что в рамках нынешней Конституции, нынешней социально-экономической политики, нынешней системы ценностей и приоритетов ни один из болезненных узлов в системе образования развязан быть не может. Однако мы ни в коем случае не должны опускать рук и в меру своих сил будем продолжать работать на достойное России будущее.

 
istanbul escort aksaray escort arnavutköy escort ataköy escort avcılar escort avcılar türbanlı escort avrupa yakası escort bağcılar escort bahçelievler escort bahçeşehir escort bakırköy escort başakşehir escort bayrampaşa escort beşiktaş escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü türbanlı escort beyoğlu escort büyükçekmece escort cevizlibağ escort çapa escort çatalca escort esenler escort esenyurt escort esenyurt türbanlı escort etiler escort eyüp escort fatih escort fındıkzade escort florya escort gaziosmanpaşa escort güneşli escort güngören escort halkalı escort ikitelli escort istanbul escort kağıthane escort kayaşehir escort küçükçekmece escort mecidiyeköy escort merter escort nişantaşı escort sarıyer escort sefaköy escort silivri escort sultangazi escort suriyeli escort şirinevler escort şişli escort taksim escort topkapı escort yenibosna escort zeytinburnu escort porno 1080p porno izle 4k porno izle 720p porno izle abella danger alman alman porno alman porno izle aloha tube porno amatör amatör porno amatör porno izle anal anal porno anal porno izle arap porno asa akira porno asyalı porno bangbros porno bangbros porno izle banyoda sikis başörtülü porno beeg porno izle beyaz tenli porno izle biseksuel porno izle bisexsuel porno brandi love porno brazzers brazzers porno izle canli porno canli porno izle çinli porno çinli porno izle ensest porno ensest porno izle ensest seks erotik porno erotik porno izle esmer porno esmer porno izle etek altı fake agent fake taxi fake taxi porno fantazi pornoları fantezi porno izle fetiş porno fetiş porno izle fetish fransız porno fransız porno izle full hd hg porno izle gangbang porno genç kız porno izle genç kız sikişi genç teen porno izle gizli çekim porno gizli çekim pornosu grup pornosu grup porno grup porno izle hd pornolar hd porno hd porno izle hemşire porno hemşire pornosu hizmetçi porno hizmetçi porno izle ingiliz porno japon pornoları japon porno kızlık bozma kızlık bozma porno izle konulu porno konulu porno izle koreli porno köylü pornoları kumral porno kumral porno izle latin pornoları latin porno latin porno izle lezbiyen pornoları lezbiyen porno lezbiyen porno izle lisa ann porno liseli pornoları liseli porno liseli porno izle manken porno manken porno izle masaj porno izle masturbasyon porno izle masturbasyon pornoları mature porno mia khalifa porno mia malkova porno milf porno izle mobil porno mobil porno izle öğrenci porno izle öğretmen porno izle okul porno izle olgun kadın pornosu olgun porno oral porno oral porno izle oral seks porna izle pornhub pornhub porno izle porno film izle porno indir porno izle porno resimler porno star porntube porno izle redtube redtube pornoları riley reid porno rokettube rus pornoları rus porno rus porno izle sakso blowjob porno izle sarışın pornoları sarışın porno sarışın porno izle sarışın pornoları sekreter porno shemale sikiş sikiş sikiş izle şişman porno siyahi pornoları suriyeli pornoları swinger porno tecavüz porno teen porn türbanlı pornoları türbanlı porno türk pornoları türk porno türk porno izle türkçe altyazılı porno türkçe altyazılı porno izle xhamster pornoları xhamster porno xhamster porno izle xnxx xnxx porno xnxx porno izle xvideos xvideos porno izle yaşlı porno yeşilçam porno izle youjizz youporn youporn porno izle zenci porno güvenilir bahis siteleri bahis siteleri casino deneme bonusu casino siteleri deneme bonusu para yatırma bonusu bahis siteleri casino siteleribahis sitesi para yatırma