deneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelervozol 10000bypuffvozol 5000elf bar 5000istanbul escorthacklinktaraftarium24vozolvozol 10000betist giriştoscanello purocaptain blackmarlboro double fusionmarvel sigaraharvest sigarasenator sigarakalpli sigaramilano sigarakeno club sigaradjarum blackal capone sigarayeşil periiqos sigaraBackwoods puroSobranie sigaradavidoff sigarabilgibotu.comdizipal güncelhaberpass.comteknolojitools.comteknolojispace.comtaphaber.commindhaber.comokuldefteri.comteknolojicarki.comyenimilyoner.comşoförlü araç kiralamapornoporno izleporno izlepornokonulu porno izlealtyazılı porno izleporno sikiş izlematadorbetTipobetbetpasbets10
Поиск

Рукодельницы

Рукодельницы

Рукодельницы


«Не учи безделью, а учи рукоделью».
В.И.Даль

О
женском рукоделии говорится уже в Домострое (XVI век): «Добры жены
рукодельны… в прядиве и пяличном деле». В светлицах и в курных
крестьянских избах пряли пряжу, ткали полотна, шили одежду, вышивали.
Значительно позже в Россию пришло вязание.
Иноземцы уже тогда отмечали умение русских женщин прекрасно вышивать шелком и золотом.
При
русской царице вышивальщицами состояли жены и дочери служилых людей во
главе с боярынями. У бояр и торговых людей этим занимались крестьянские
жены и дочери.
Иногда искусство вышивальщиц боярыни могло сослужить
службу и самому боярину. Так, по преданию, случилось с Василием
Волынским, который стал во главе Посольского приказа благодаря высокому
искусству… вышивальщиц своей супруги.
Первыми рукодельными
«школами» были женские монастыри. Там послушниц учили вышиванию,
золототкачеству, шитью жемчугом и бисером. Из рук мастериц выходили
одеяния для священников, диаконов и псаломщиков, напрестольные и
жертвенные пелены и «воздухи», шитые шелком и гладью. Первое в России
упоминание о закупке иголок и наперстков содержится именно в
приходно-расходных монастырских книгах.
В Центральном историческом
архиве Москвы (ЦИАМ) сохранился Устав Московского общежительного
девичьего монастыря (середина XIX века), который строго регламентировал
работу рукодельных мастерских. Она начиналась в 9 часов утра и
продолжалась до 6 часов вечера с перерывами на трапезу и чай.
Послушницам напоминалось, что это не светские девичьи посиделки:
«Занятия рукоделием совершаются в молчании, с умной Молитвой,
допускаются только относящиеся к делу необходимые вопросы и объяснения».
Лишь в воскресенье и в праздничные дни мастерицы отдыхали.
Неудивительно,
что во всем мире, в том числе в России, в первую очередь монастыри дали
высокохудожественные образцы рукодельного творчества.
В XIX веке
началось систематическое рукодельное образование в России. Рукоделие
было введено в общеобразовательные программы всех школ; кроме того,
существовали специальные заведения для подготовки
мастериц-профессионалов в области рукоделия.
В сельских воскресных и
церковноприходских школах девочек учили вязать чулки и шить белье.
Постепенно эти занятия распространились на двух- и трехклассные
городские школы, начальные и сельские городские училища, епархиальные
женские училища и — позже — на училища ведомства императрицы Марии
Федоровны. В начальных классах рукоделию отводилось два часа в неделю,
обычно во второй половине дня. Ученицы старших классов могли заниматься
рукоделием в перерывах между уроками. Они шили форменные платья, белье,
вязали чулки. После уроков кройки по методике Теодор воспитанницы
начинали шить не только форменные, но и светские платья. Окончившие
училища воспитанницы часто сами становились учительницами рукоделия.
Постепенно
рукодельным образованием заинтересовались общественные организации.
Так, Комиссия по женским ремеслам при Политехническом музее в Москве,
образованная в 1896 году, стала инициатором разработки систематических
программ по рукоделию для общеобразовательных школ и училищ. Прежние
опыты в этом деле разработчики считали излишне индивидуализированными.
Ставилась задача создания методики обучения больших групп детей,
специальных учебников, соответствующей материальной базы. Кроме главного
— привить девочкам основные навыки, которые пригодятся в дальнейшей
жизни, имелось в виду получение профессии учительниц рукоделия теми, кто
этого захочет. Однако рукоделие не было самоцелью. Требовалась
«выработка совокупности навыков, привычек, способностей и умений,
которые должны развиваться в девочках посредством обучения рукоделию».
Программа
обучения включала знакомство со стежками и швами на образцах,
предварительный курс шитья, основы вышивания, элементы кройки, вязание
крючком и вышивание крестом. Вышивание гладью, изготовление
искусственных цветов из бумаги и шерсти, вышивание подушек, кройка и
шитье платьев в общеобразовательных школах не изучались. Однако позже
для старших классов в программу были введены кройка белья и платьев,
ознакомление с платьенными швами.
После того как Комиссия по женским
ремеслам перешла в ведение учебного отдела Московского музея прикладных
знаний, решено было собрать работы учащихся различных школ России. Музей
прикладных знаний пополнился образцами рукоделия Московского мещанского
училища, школы княжны Львовой в селе Спасском, коллекциями штопок.
Поступили сюда работы по шитью и вязанию — наволочка с прошивкой,
фартук, французская рубашка (мы уже и не знаем, что это такое), детские
панталоны, детская ночная кофточка… Все это позволило открыть 15 марта
1898 года выставку учебных пособий и рукоделия в здании Соляного
городка. Выставка имела большой успех.
В конце XIX — начале XX века
примеру общеобразовательных школ и епархиальных училищ последовали
частные школы и учебные заведения. В дворянских поместьях М.Д.Путиловой,
П.Д.Тенишевой, выше упомянутой княжны Львовой, а также в селах Полька
Елецкого уезда Орловской губернии, Подлесном Михайловского уезда
Рязанской губернии и других были открыты школы кружевниц, вышивальные и
рукодельные школы. Женское профессиональное училище имени Варвары
Лепешкиной организовало у себя отделение домоводства, где учили кройке,
шитью на руках и на машине простейшего платья и белья, вязанию,
вышиванию меток (крестом и гладью), штопке и починке белья и платья.
Институт московского дворянства для девиц благородного звания имени
императора Александра III имел в своем штате двух учительниц рукоделия
на 225 учениц приготовительного и семи общих классов. Зарплата каждой
составляла 420 рублей в год.
Для тех женщин, которые ранее не
получили рукодельного образования, открывались курсы кройки, шитья и
рукоделия при «Обществе распространения между образованными женщинами
практических знаний, необходимых в домашнем быту» (Устав Общества был
утвержден МВД России 17 декабря 1887 года). Весной 1911 года на
Пасхальной неделе в здании Московской городской Думы Обществом была
организована выставка рукоделий посетительниц курсов.
Все это
пригодилось российским женщинам в годы революционного лихолетья,
гражданской и Великой Отечественной войн. Шили, перешивали,
перекраивали, перелицовывали, штопали, чинили — и умудрялись прилично
одевать себя, своих мужей, братьев, детей…

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler adaxbet giriş adaxbet hacklink Shell Download
inat tv