justin tvdeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuCanlı Maç izleselcuksportstaraftarium24https://www.ilaclarim.com.tr/Cialis Dolandirici Siteescort konyahacklinkvozol 10000elf barvozol 5000elf bar 5000inat tvhttps://zjkg.net/justin tvjustin tv izletaraftarium24selcuksportsCanlı Maç izletaraftarium24IQOS iptv satın aljojobet tvcanlı maç izleistanbul escortantep escortinat tvselcuksportshacklinkiqostaraftarium24casino sitelericanlı casinoantalya travestisupertotobetonwinExtrabet girişantalya travestivozolvozol10000.comsuperbahis
Поиск

Об одном заблуждении

Об одном заблуждении

Об одном заблуждении


До 1993 года были известны только два портрета видного дипломата XVIII века, посла в Цинской империи (1725-1728) Саввы Лукича Владиславича-Рагузинского (1668-1738). И хотя у историков нет абсолютной уверенности относительно их достоверности, эти портреты неоднократно публиковались в различных изданиях. В частности, один из них, литографированный, напечатан во втором томе сборника «Русско-китайские отношения в XVIII веке» (М., 1990).

В 1993 году в России появились еще два изображения С. Л. Владиславича. Первое представляет собой карикатурный рисунок венецианского художника и коллекционера Антона Марии Дзанетти (1680-1767), опубликованный в Милане в 1970 году. Внизу — пояснительная надпись: «il conte Sava» («граф Савва»). По мнению К. Далле Фузине и С. О. Андросова, персонаж рисунка есть «не кто иной, как граф Савва Владиславич»1. Оставим это утверждение без комментариев и обратимся ко второму изображению, скульптурному.

В Государственной Третьяковской галерее в постоянной экспозиции находится бронзовый бюст работы Б. К. Растрелли. В инвентарной книге ГТГ он значится как «бюст неизвестного (Брюс?)». Высота экспоната 95 см. Слева на срезе плеча — автограф скульптора: «Conte de Rastrelli fect» («граф де Растрелли исполнил»). На постаменте выгравированы герб и дата — 1732. Владелец герба не указан. По всей вероятности, герб принадлежит изображенному (мужчина 50-60-ти лет с крупными чертами лица). На одежде нет никаких орденов. Старший научный сотрудник ГТГ Ю. Л. Синицына была бы склонна отождествить «неизвестного» с Яковом Вилимовичем Брюсом (1670-1735), имейся тому доказательства2.
Попытки разгадать тайну «неизвестного» с конца XIX века предпринимались видными специалистами — В. К. Лукомским, А. Н. Гротом, П. Д. Этингером. В 1924 году Б. Терновец в книге «Русские скульпторы» называет — впрочем, без всяких объяснений — растреллиевский бюст портретом Я. В. Брюса, отталкиваясь, видимо, от иконографического сходства. В 1928 году А. Греч в статье «Новое произведение Растрелли», указав на взаимонесоответствие герба Брюса и герба на подставке, предположил, что бюст является автопортретом Растрелли. Н. Коваленская (книга «История русского искусства XVIII века», 1940) сочла бюст портретом Я. В. Брюса, не приводя тому никаких подтверждений. В 1964 году Н. Архипов и А. Раскин в книге «Бартоломео Карло Растрелли» высказали мнение, что «бюст неизвестного» — автопортрет и что герб на подставке принадлежит самому скульптору, пренебрегая отличием герба графов Растрелли от изображенного. Как автопортрет бюст квалифицирован и В. Петровым в книге «Конная статуя Петра I работы Растрелли» (1972).

По сведениям, приводимым Ю. Л. Синицыной без указания источника, в конце 1970-х годов появилась новая, третья версия атрибуции бюста: «портрет Саввы Владиславича-Рагузинского»3.
В 1993 году Л. М. Вяткин данную версию опубликовал4. Его выводы поддержали К. Далле Фузине и С. О. Андросов: «Нам представляется несомненным сходство «графа Саввы», изображенного Дзанетти, с «портретом неизвестного» работы Бартоломео Карло Растрелли»5.

Читаем статью Л. М. Вяткина. Автор сетует, что не смог найти ни изображения, ни описания герба Владиславича. Между тем в книге Й. Дучича6, на которую, кстати, он ссылается, герб напечатан дважды: на страницах 230 и 270. «Просмотрев» сей факт, Л. М. Вяткин сообщает: герб на бюсте «сербского происхождения», намекая на возможную принадлежность его Владиславичу. Для идентификации «бюста неизвестного» пришлось обратиться во Всесоюзный научно-исследовательский институт МВД с просьбой о проведении криминалистической экспертизы. И хотя по поводу персонологического тождества литографированного портрета С. Л. Владиславича, исполненного художником XIX века П. Андреевым, и скульптуры Растрелли эксперты высказывались лишь предположительно, Л. М. Вяткин сделал вывод об «обоснованности» своей версии «с разных сторон». Не будем утомлять читателя рассмотрением этих «разных сторон», а сразу приведем концовку статьи: «Мы предполагаем, что работа над «портретом Саввы Владиславича» стала поворотным пунктом в жизни и в художественной карьере Бартоломео Карло Растрелли».

С таким выводом нельзя согласиться. И не только с выводом. Почему-то Л. М. Вяткин считает герб на подставке бюста графским, хотя там нет никаких изображений, свидетельствующих о графском титуле. Ошибочны и некоторые приведенные в статье сведения о С. Л. Владиславиче. Так, утверждается, что тот около 1730 года вернулся в Петербург из Китая. В действительности вернулся он не из Китая, а из Сибири (с границы), и не в Петербург, а в Москву, и не «около 1730 года», а в декабре 1728-го. Во время правления императрицы Анны Ивановны, повествует автор, почти все сподвижники Петра I «были в опале», поэтому Владиславич «старался держаться в тени и попросил скульптора изобразить его без регалий». На самом же деле Савва Лукич «держался в тени», попросту не желая участвовать в придворных интригах. Бывший посол довольно часто оказывался востребован в качестве советника по внешнеполитическим вопросам. При Анне Ивановне он получил придворное звание камергера. Савву Лукича прочили на пост президента Коммерц-коллегии, но назначение не состоялось, вероятно, из-за его болезни.
Противоречиво рассуждение Л. М. Вяткина и о том, что находившийся чуть ли не в опале С. Л. Владиславич оказывал покровительство приезжавшим в Россию итальянцам и многим из них помогал как человек, облеченный реальной властью. «И может быть, толчком к покровительству стала именно работа Растрелли над его портретом».
Стоит ли долее сомневаться: Л. М. Вяткин вводит себя и читателей в заблуждение. Ведь единственным ключом к разгадке тайны бюста является помещенный на его подставке герб. Как установили предшественники Вяткина, герб не принадлежит ни Я. В. Брюсу, ни Б. К. Растрелли. А кому же? По предположению автора статьи, — Владиславичу.
Проверить предположение Л. М. Вяткина несложно — достаточно сопоставить герб на бюсте с гербом Владиславича, напечатанным в упоминавшейся выше книге Й. Дучича, или воспользоваться описанием, опубликованным в сборнике «Русско-китайские отношения в XVIII веке». Оно было составлено Н. Ф. Демидовой в 1989 году при изучении в Архиве внешней политики Российской империи документа с подписью и печатью с гербом С. Л. Владиславича7.

Итак, два герба.
Герб С. Л. Владиславича
В центре — овальный щит, разделенный на четыре равные части. В верхней левой части на красном фоне — обращенная вправо рука с мечом; в нижней левой части на голубом поле — две серебряные косые перевязи; в верхней правой части на голубом фоне — три шестиконечные звезды; в нижней правой части на красном фоне — обращенный вправо мужской профиль. Над щитом — шлем, увенчанный графской короной с восемью жемчужинами. Вокруг щита — растительный намет.
Герб на бюсте
Овальный щит разделен перевязью на два поля. Перевязь красного цвета; на ней: в центре — французская лилия, по бокам — два шестилистника. В верхнем поле на золотом фоне — белый одноглавый орел с расправленными крыльями и с головой, обращенной влево. Нижнее поле разделено горизонтальной линией на две части — верхнюю серебряную и нижнюю голубую. Все поле занято изображением якоря. Щит увенчан рыцарским шлемом с перьями. Вокруг щита — растительный намет, по бокам — два щитодержателя (обнаженные крылатые детские фигуры).
Как видим, известный герб С. Л. Владиславича-Рагузинского абсолютно не совпадает с гербом на «бюсте неизвестного» работы Б. К. Растрелли. Это заставляет считать предположительно-утвердительный вывод Л. М. Вяткина заблуждением8. Почти трехвековая тайна бюста ждет дальнейших исследований.

1Далле Фузине К., Андросов С. О. О портретах Саввы Владиславича-Рагузинского // Страницы истории западноевропейской скульптуры: Сборник научных статей. СПб., 1993. С. 168.
2Синицына Юлия. Граф де Растрелли исполнил. «Портрет неизвестного» работы Б.К.Растрелли в контексте тревоги и тайны // Мир музея. N 5, 1993. С. 14.
3Там же. Вероятно, имеются в виду выступления Л. М. Вяткина в ГТГ в конце 1970-х и в 1983 гг.
4Вяткин Л. М. О «портрете неизвестного» работы Бартоломео Карло Растрелли // Страницы истории западноевропейской скульптуры: Сборник научных статей. С. 215-221.
5Далле Фузине К., Андросов С. О. Указ. соч. С. 170.
6Дучич Й. Граф Савва Владиславич, сербский дипломат при дворе Петра Великого и Екатерины I. Сараево, 1969 (на сербском языке).
7Подлинник духовного завещания С. Л. Владиславича, составленного в Москве и датированного 23 декабря 1725 г.
8Между тем это заблуждение уже пошло гулять по свету. В книге Гнамманку Дьедонне «Абрам Ганнибал: Черный предок Пушкина…» (М., 1999) помещен снимок бюста с подписью «Савва Лукич Владиславич-Рагузинский. Б. К. Растрелли». В Каталоге скульптур ГТГ, т. 1 (М., 2002), на с. 230 читаем: «N 290. Портрет неизвестного (С. Л. Владиславич-Рагузинский?)». В Каталоге выставки «Петр Великий и Москва. 300-летию Великого посольства в Западную Европу посвящается» (М., 1998) экспонат N 325 подписан: «С. Л. Владиславич-Рагузинский (?)».

 

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canli Bahis Siteleri Canli Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download
hoşgeldin bonusu veren siteler casinositeleri.me casinositeleri.bio casino siteleri hoşgeldin bonusu