Поиск

«Поэзии истой сродни»

«Поэзии истой сродни»

«Поэзии истой сродни»


Творчеством этого вир­­туоза резца восхи­ща­лись во всем мире, ему посвящали стихи, его шедевры дарились главам иностранных держав…

Он родился в деревне Страхини Минской губернии в крестьянской семье. В 1936 году Черниковичи уехали на север России. Здесь, на берегах Северной Двины издавна процветало искусство художественной резьбы по кости. В том же году Парфен Черникович поступил в знаменитую резчицкую школу в селе Ломоносово Архангельской области. Первым из педагогов его талант сумел разглядеть великолепный мас­тер Анатолий Егорович Штанг. С благодарностью вспоминал Парфен Парфенович и других своих учителей — Василия Петровича Гурь­ева, Василия Тимофеевича Узикова1.

Парфен Парфенович Черникович. Фотография 1970-х годов
В 1939 году, закончив учебу, П. П. Черникович начал работать в артели художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова, где познакомился со своей будущей женой Марией Алексеевной (в девичестве Пустоваловой) — воспитанницей детского дома. Столь не­обычную для женщины профессию она приобрела «по разнарядке», получив пос­ле детского дома направление в Ломоносовскую школу. 26 лет жизни Мария Алексеевна отдала косторезному промыслу. Мужу стала верной помощницей, главным консультантом и ценителем его творчества.
В 1941 году молодого мастера призвали в армию. Великая Отечественная война застала Парфена Парфеновича под Ленинградом. Он назначается командиром взвода инженерно-саперного батальона. 18 июля 1942 года его тяжело ранило под Старой Руссой. «Осколки во­ш­ли в плечо, задели легкие. Около десяти месяцев пришлось лечиться в семи полевых госпиталях»2.
После демобилиза­ции (1943) Парфен Парфенович вернулся в село Ломоносово. Работать начал не сразу — левая рука плохо действовала, пальцы не держали инструмент. Однако постепенно здоровье наладилось. Через год появился замысел произведения крупной формы — вазы из бивня мамонта. Название — «Север». За эту вазу Парфен Черникович получил первую премию по разделу «Резьба по кости» объявленного в 1944 году Всесоюзного конкурса произведений художественных промыслов. Позже ваза «Север» послужила подарком президенту США Ф. Рузвельту от советского правительства, а ее создателя приняли в Союз художников СССР (1945).

Кубок «Победа». 1946 год
1945 год в творчестве ху­дожника-фронтовика ознаменовался не менее масштабной работой — кубком «Победа» из мамонтовой кос­ти. Высота кубка — почти полметра. Венчает его пяти­конечная звезда, на одной стороне которой портрет Сталина, а на другой — орден «Победа». Ниже запечатлены сцена боя и портреты советских полководцев — Жукова, Конева, Рокоссовского, Василевского. Вес изделия не более 600 граммов, а материала ушло 12 килограммов!
Еще одна важная веха в творчестве П. П. Черниковичакубок «Навеки вмес­те» (1954), посвященный 300-летию воссоединения Украины с Россией (ныне хранится в Музее историчес­ких драгоценностей Украины в Киеве).
Постепенно к Парфену Парфеновичу приходит и международное признание. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) выполненная им в 1951 году шкатулка «Север» со сценой поездки на оленях в зимнем лесу удостоилась диплома и большой серебряной медали.
Образ северного оленя становится одним из важнейших у Черниковича, олицетворяя благородство и красоту, которым угрожает хищная сила зла (волк). К сюжету «олени и волки» мастер обращался много раз, впервые — в 1961 году, когда был создан лоток «Стадо оленей и волки». Здесь резчику удалось прекрасно передать энергию несущихся тел: страсть погони, ужас настигаемых жертв. В дальнейшем Парфен Парфенович сделал несколько повторений этого лотка, в том числе для Всемирной выставки в Монреале (1967). Один из вариантов произведения хранится в Государственном Русском музее3.

Экран-миниатюра «Домик Каширина в Нижнем Новгороде». 1968 год
Круг ценителей искусства П. П. Черниковича весьма широк. Достаточно сказать, что почитателями его таланта являлись такие известные живописцы и скульп­торы, как А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, В. И. Мухина, М. К. Аникушин. Однажды в Ломоносово приехал поэт Анатолий Ильич Левушкин (1922-2001) — человек интереснейшей судьбы, земляк С. Есенина. Он более 30 лет провел в Архангельске, бороздил просторы Арктики на судах Северного морского пароходства; в свое время выступал на одном концерте с А. Ахматовой, читал стихи Б. Пастернаку, редактировал первый сборник Н. Рубцова. Очарованный «рукотворной поэзией» Черниковича, Левушкин посвятил ему такие строки:

Умельца резьбы холмогорской
Мне встретить на днях довелось.
Была неприметной, неброской
Холодная мертвая кость.

Вот так бы лежать ей в забвенье
И кануть навек в забытье.
Но мастера острое зренье
Уже оценило ее.

Смотри — по его повеленью,
Послушные взмаху резца,
Несутся упряжки оленьи,
Охотник капканит песца.

Здесь Белое море. Здесь тундра,
Метелей неистовых власть.
А мастеру — жарко и трудно.
А мастеру — весело всласть.

Ведь все, что мерещилось взгляду,
Что грезилось где-то во мгле,
Сегодня, друзьям на отраду,
Весомо стоит на столе.

Возьми эту вазу — и трезво
С поэмою доброй сравни.
Есть что-то в труде костореза
Поэзии истой сродни.

Казалось бы, все вершины покорены, можно почивать на лаврах. Но тут в судьбе «умельца резьбы холмо­горской» происходит крутой поворот. Летом 1967 года он с супругой поехал в отпуск в Сочи. Поезд приближался к городу Горькому (Нижний Новгород). Даже спустя много лет Парфен Парфенович не мог без волнения вспоминать этот момент. В лучах утреннего солнца, как в сказке, появился перед ним «царственно поставленный град, открылся, подобно граду Китежу из легенды, взметнувшимися домами и кремлем на высоком холме. Я решил, что не могу проехать мимо, и сошел с поезда». Только подлинный художник поступил бы так!

Экран «Михаило-Архангельский собор». 1968 год
Парфен Парфенович осмот­рел кремль, музеи, гулял по набережной Волги и все больше влюблялся в этот город. А потом зашел в Управление художественных промыслов. Известного резчика радушно встретил начальник Управления Алексей Александрович Денисов. И дело не ограничилось простой беседой — холмогорскому мас­теру было предложено приехать в Горький и, ни много ни мало, с нуля организовать здесь художест­венный промысел резьбы по кости. Алексей Александрович давно мечтал об открытии в Горьком учебного и производственного центра народных ремесел. «Вербовал» лучших специалис­тов по филиграни, вышивке, моделированию одежды в народном стиле. Впереди был ввод в строй Дома художест­венных промыслов, до сих пор радующего нижегородцев. Там предполагалось разместить мастерские, торговые залы, музей…
В течение нескольких месяцев вопрос удалось уладить. И вот 27 февраля 1968 года Парфен Парфенович получил от А. А. Денисова письмо с официальным приглашением на работу в проектно-конструкторское бюро (ПКБ) Уп­рав­ления художественных промыслов Горьковской области. Семье предоставлялась квартира в Горьком.

Нож «Лев». 1973 год
5 апреля 1968 года Парфен Парфенович Черникович ступил на нижегородскую зем­лю. Его назначили мастером ПКБ по художественным изделиям из кости. Начался ниже­городский период в биографии мастера, богатый новыми достижениями и художественными удачами. В творчестве Черниковича появляются сюжеты, связанные с быстро ставшим родным городом на Волге. В 1968 году он создает экран «Михаило-Архангельский собор» и экран-миниатюру «Домик Каширина», в 1969-м — брелок «Дмитриевская башня», в том же году становится лауреатом Областного конкурса по созданию новых видов художественных изделий, сувениров и игрушек. Премий удостоились лоточек «Вниз по матушке по Волге», брошь «Олень», нож для разрезания бумаги «Олени»4.
Однако А. А. Денисов хотел, чтобы Парфен Парфенович не только творил в Горьком, но и передавал секреты мастерства местным умельцам, чтобы резьба по кости стала в Горьковской области новым народным промыслом. А для этого она должна была «пустить корни» в сельской глубинке. Выбор пал на Варнавинский район. В то время здешние жители в основном работали на лесозаготовках. Предстояло увлечь их новым делом. Ездили по деревням, собирая молодежь. Приглашали желающих из числа выпускников средней школы рабочего поселка Варнавино. В итоге удалось сформировать две группы, которые в течение пяти месяцев в Горьком учились под руководством П. П. Черниковича.
Шаг за шагом резьба по кости укоренялась в Варнавинском районе. В 1972 году там организовали опытное косторезное производство. Образцы изделий для него разработал Парфен Парфенович: гребни с ажурной и рель­ефной резьбой, вязальные крючки, шпильки, кулоны… Особое место среди продукции Варнавинского филиала заняли плашки из кости и рога к складным ножам Павловского завода сувениров.

Коробочка «Кони». 2000-е годы
Парфен Парфенович считал, что стиль местной резьбы «должен быть свой, нижегородский, отражающий и ритмы Хохломы, и лаконизм Городецкой росписи, и узорочье нижегородской вышивки». Так родился оригинальный Варнавинский косторезный промысел, который бытует и поныне. Его хранителями являются мастера ТОО «Варко» («Варнавинская резная кость»). Здесь рождаются настоящие произведения искусства — кулоны и броши, заколки, бусы, браслеты, резные колечки с изысканной ажурной и рельефной резьбой. Изделия варнавинских мастеров с успехом экспонировались за рубежом — во Франции, Германии, Швейцарии, Дании, Польше, Венесуэле.
В свою очередь нижегородские сюжеты и образы обогатили творческий арсенал самого художника. В его композициях все чаще встречается излюбленный персонаж Городецких народных промыслов — конь. Так, чудо-коней, завораживающих красотой своего бега, мы видим на уникальных гребнях П. П. Черниковича.
Важным событием «волжского» периода биографии Парфена Парфеновича стало создание вазы «Нижний Новгород — Горький», сделанной из мамонтовой кости в виде вытянутого цилиндра, слегка расширяющегося кверху. Вазу украсили древние и современные символы города.
В 1970-х годах П. П. Черникович работал начальником художественного отдела ПКБ Горьковского управления художественных промыслов, был членом областного художественного совета. Вышел на пенсию (1980), но творить не перестал. К 70-летию со дня рождения художника (1990) состоялись его персональные выставки в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, а к 90-летнему юбилею ученые Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского подготовили обширный каталог его произведений5. Ныне шедеврами П. П. Черниковича гордятся музеи Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Архангельска и других городов.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию

 
istanbul escort aksaray escort arnavutköy escort ataköy escort avcılar escort avcılar türbanlı escort avrupa yakası escort bağcılar escort bahçelievler escort bahçeşehir escort bakırköy escort başakşehir escort bayrampaşa escort beşiktaş escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü türbanlı escort beyoğlu escort büyükçekmece escort cevizlibağ escort çapa escort çatalca escort esenler escort esenyurt escort esenyurt türbanlı escort etiler escort eyüp escort fatih escort fındıkzade escort florya escort gaziosmanpaşa escort güneşli escort güngören escort halkalı escort ikitelli escort istanbul escort kağıthane escort kayaşehir escort küçükçekmece escort mecidiyeköy escort merter escort nişantaşı escort sarıyer escort sefaköy escort silivri escort sultangazi escort suriyeli escort şirinevler escort şişli escort taksim escort topkapı escort yenibosna escort zeytinburnu escort porno 1080p porno izle 4k porno izle 720p porno izle abella danger alman alman porno alman porno izle aloha tube porno amatör amatör porno amatör porno izle anal anal porno anal porno izle arap porno asa akira porno asyalı porno bangbros porno bangbros porno izle banyoda sikis başörtülü porno beeg porno izle beyaz tenli porno izle biseksuel porno izle bisexsuel porno brandi love porno brazzers brazzers porno izle canli porno canli porno izle çinli porno çinli porno izle ensest porno ensest porno izle ensest seks erotik porno erotik porno izle esmer porno esmer porno izle etek altı fake agent fake taxi fake taxi porno fantazi pornoları fantezi porno izle fetiş porno fetiş porno izle fetish fransız porno fransız porno izle full hd hg porno izle gangbang porno genç kız porno izle genç kız sikişi genç teen porno izle gizli çekim porno gizli çekim pornosu grup pornosu grup porno grup porno izle hd pornolar hd porno hd porno izle hemşire porno hemşire pornosu hizmetçi porno hizmetçi porno izle ingiliz porno japon pornoları japon porno kızlık bozma kızlık bozma porno izle konulu porno konulu porno izle koreli porno köylü pornoları kumral porno kumral porno izle latin pornoları latin porno latin porno izle lezbiyen pornoları lezbiyen porno lezbiyen porno izle lisa ann porno liseli pornoları liseli porno liseli porno izle manken porno manken porno izle masaj porno izle masturbasyon porno izle masturbasyon pornoları mature porno mia khalifa porno mia malkova porno milf porno izle mobil porno mobil porno izle öğrenci porno izle öğretmen porno izle okul porno izle olgun kadın pornosu olgun porno oral porno oral porno izle oral seks porna izle pornhub pornhub porno izle porno film izle porno indir porno izle porno resimler porno star porntube porno izle redtube redtube pornoları riley reid porno rokettube rus pornoları rus porno rus porno izle sakso blowjob porno izle sarışın pornoları sarışın porno sarışın porno izle sarışın pornoları sekreter porno shemale sikiş sikiş sikiş izle şişman porno siyahi pornoları suriyeli pornoları swinger porno tecavüz porno teen porn türbanlı pornoları türbanlı porno türk pornoları türk porno türk porno izle türkçe altyazılı porno türkçe altyazılı porno izle xhamster pornoları xhamster porno xhamster porno izle xnxx xnxx porno xnxx porno izle xvideos xvideos porno izle yaşlı porno yeşilçam porno izle youjizz youporn youporn porno izle zenci porno güvenilir bahis siteleri bahis siteleri casino deneme bonusu casino siteleri deneme bonusu para yatırma bonusu bahis siteleri casino siteleribahis sitesi para yatırma