Усадебный дом Бекетовых в Зюзине. Реконструкция автора по архивной описи 1831 года
«Зюзинский след» в русской коллекции Палаццо Коронини Кронберг.
Портрет Ирины Ивановны Бекетовой (урожденной Мясниковой. 1743–1823) — владелицы подмосковного села Зюзино — я безуспешно искала несколько лет. И вдруг в прошлом году обнаружила его в интернете, причем в двух вариантах, один из которых на ряде сайтов подписан: «Мария Ивановна Римская-Корсакова». Автор же указан один — Фридрих (Федор Федорович) Кюнель (Кинель). И тут вдруг коллега прислала мне ссылку на статью в итальянском журнале с сообщением, что портрет Ирины Ивановны представлен на выставке «“Женщины в зеркале. Женские персонажи в портретах семьи Коронини”. 8 апреля — 29 октября 2017 года», состоявшейся в художественном музее Палаццо Коронини Кронберг в старинном итальянском городке Гориции на границе со Словенией1. Приведу выдержку из статьи (слегка правленный мной компьютерный перевод с итальянского): «Помимо мебели и зеленой шелковой обивки стен, выделяются портреты Ирины Ивановны Бекетовой и Софи де Фаган. Ирина была дочерью миллионера и известного промышленника Ивана Семеновича Мясникова, вышла замуж за полковника Петра Афанасьевича Бекетова, а овдовев, открыла фабрику ткани в деревне Zyuzin (Московского уезда), давая работу многим местным женщинам».
Упоминание деревни Зюзино Московского уезда и фабрики, которая в усадьбе называлась полотняной, сразу приблизило итальянский портрет к нашей усадьбе. Я была уверена: это именно тот искомый портрет. Чтобы разобраться, как он оказался в итальянском музее, я попросила мою давнюю приятельницу Галю Кариелло, живущую в замужестве в Италии, связаться с автором статьи и помочь выяснить все интересующие меня вопросы. Галя с помощью мужа — литератора Никола Кариелло — списалась с музеем Палаццо Коронини Кронберг, и через несколько дней я получила ответ (в переводе Никола на русский) от Кристины Брагалья, несколько лет занимающейся систематизацией и описанием коллекции:
«Уважаемый господин Кариелло,
просьба доктора Ярославцевой меня очень радует, потому что, когда несколько лет назад я исследовала Ирину Ивановну Бекетову в Интернете, я нашла несколько ее публикаций об истории села Зюзина и о роли Ирины в развитии местной текстильной промышленности, из которой я почерпнула много интересных новостей.
Что касается истории картины, я прилагаю к ней карточку, опубликованную в одном из наших каталогов в 2017 году, и генеалогическое древо, объясняющее родственную связь между Ириной и графами Коронини, которая оправдывает нынешнее наличие картины в наших коллекциях.
Подводим итог: в 1913 году, после смерти графа Эдуарда (Михаила) Кассини, работа была унаследована от его племянницы Ольги Вестфален Фюрстенберг, жены графа Карла Коронини Кронберг. Эдуард Кассини, в свою очередь, унаследовал ее от своей жены Зои Дмитриевны Бибиковой, прабабушкой которой Ирина была по линии матери.
Мы будем рады предоставить изображение картины с высоким разрешением. <…>».
Что ж, обратимся к портретам и изображенным на них лицам.
* * *
Неожиданное решение показать на портрете И. И. Бекетову, владелицу фабрик и заводов, золотошвейкой в кружевном чепчике2, сидящей перед шкатулкой с золотыми и серебряными нитями, принял, вероятно, пасынок Ирины Ивановны Платон Петрович Бекетов, пригласивший в 1811 году в Зюзино художника Федора Федоровича Кинеля, который написал там несколько портретов, позже гравированных крепостными граверами.
П. П. Бекетов (1761–1836) — сын симбирского дворянина полковника Петра Афанасьевича Бекетова от первого брака с девицей Репьевой, умершей вскоре после родов. Овдовев, полковник уже в 1765 году женился вторым браком на 22‑летней Ирине Ивановне Мясниковой. Невеста была купеческого сословия, но получила большое приданое, а позже и огромное наследство, благодаря чему семья поселилась в Москве, где Петр Афанасьевич вел роскошную хлебосольную жизнь.
Между пятилетним Платоном и новой мамой установилось дружеское расположение. Когда же у нее на следующий год после свадьбы родился сын Иван (1766), родственная близость возникла и между единокровными братьями. Пятилетняя разница в возрасте не помешала им дружить всю жизнь.
Платон Петрович с 1776 года служил в Семеновском полку (начинал сержантом, в 1778 году произведен в поручики, через 10 лет вышел в отставку в чине премьер-майора), до 1798 года присутствовал в Герольдмейстерской конторе, а затем поселился в Москве, сделавшись крупным коллекционером и издателем редких рукописей и манускриптов3. О нем мы еще не раз скажем ниже…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru