justin tvdeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuCanlı Maç izleselcuksportstaraftarium24https://www.ilaclarim.com.tr/Cialis Dolandirici Siteescort konyahacklinkvozol 10000elf barvozol 5000elf bar 5000inat tvhttps://zjkg.net/justin tvjustin tv izletaraftarium24selcuksportsCanlı Maç izletaraftarium24IQOS iptv satın aljojobet tvcanlı maç izleistanbul escortantep escortinat tvselcuksportshacklinkiqostaraftarium24casino sitelericanlı casinoantalya travestisupertotobetonwinExtrabet girişantalya travestivozolvozol10000.comsuperbahis
Поиск
  • 02.03.2023
  • Труды и дни
  • Автор Надежда Николаевна Малышева, Татьяна Григорьевна Сарачева

Неутомимый исследователь истории Покровского собора

Неутомимый исследователь истории Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. 2012 год. ГИМ. Архив отдела «Покровский собор»


Гробница мученика Гавриила. Фотография. Дата неизвестна. ГИМ. Архив отдела «Покровский собор»

К 100-летию памяти протоиерея Иоанна Кузнецова (1863–1923).

Построенный в Москве в 1555–1561 годах собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, широко известный как храм Василия Блаженного, с самого начала являлся необычным московским храмом. Он отличался уникальной, ни на что не похожей архитектурой и пышным декоративным убранством. С течением времени собор на Красной площади сделался усыпальницей двух блаженных и почитаемой святыней, известной далеко за пределами столицы. У него богатая многовековая история, изобилующая тайнами и загадками. Одним из первых ее исследователей стал протоиерей Покровского собора Иоанн Кузнецов.

Иван Иванович Кузнецов происходил из семьи верейских купцов. Отец умер рано, и мать с двумя детьми переехала в Москву, пополнив ряды мещан Панкратьевской слободы1. Отцовское дело наследовал дядя Ивана, а сам он избрал духовную стезю и получил соответствующее образование, окончив Донское духовное училище (не позднее 1875), Вифанскую духовную семинарию (1882) и Московскую духовную академию (1886). Академический диплом с хорошими, очень хорошими, весьма хорошими и отличными оценками подтверждал степень кандидата богословия и давал право преподавания в семинарии2.

В 1887 году И. И. Кузнецов женился на Ольге — младшей сестре своего однокашника по семинарии и академии Михаила Быкова, сына волоколамского священника. Вскоре его определили священником в Михаило-Архангельскую церковь села Белый Раст Московского уезда (ныне — Дмитровский район Московской области). Там он стал заведующим и законоучителем церковноприходской школы. Но в октябре того же года последовал перевод в Троицкую церковь села Голенищево Московского уезда3. Тремя годами позже «Московская духовная консистория приказала быть [ему] при Покровском соборе»4. Так 16 января 1891 года началось его служение в соборе, священником, а затем и настоятелем которого он оставался до последних дней жизни.

Помимо служения в храме, иерей Иоанн Кузнецов активно участвует в деятельности православных учреждений, занимавшихся поддержкой нуждающихся: с 1893 года состоит членом комиссии для ревизии Московского попечительства о бедных духовного звания, в следующем году избирается членом и делопроизводителем Столичного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского православного братства5. Его работа на этом поприще была оценена двумя благодарностями Совета. Сохранился написанный им текст годичного отчета за 1896/97 учебный год о состоянии московских церковноприходских школ и школ грамоты6. Составитель проявил незаурядные способности, использовав научный подход к написанию, казалось бы, рядового канцелярского документа. Отчет базировался на сравнительном анализе 56 школ. Чтобы получить о них информацию, автор разослал по школам опросные бланки. В заключительной части дан подробный анализ имевшихся в московском церковноприходском школьном деле недостатков.

В период с 1902 по 1911 год священник Иоанн Кузнецов состоял членом Московского епархиального попечительства о бедных духовного звания и был назначен смотрителем находящихся в ведении попечительства Георгиевского и Александровского приютов7.

Наряду с церковными наградами — стихарем, набедренником, скуфьей, камилавкой, «книгой Библией», наперсным крестом, митрой, возведением в сан протоиерея (1904), священник Иоанн Кузнецов удостоился и светских — орденов Святой Анны 3-й и 2-й степени и Святого Владимира 4-й степени, серебряной медали на Александровской ленте «В память императора Александра III» и медали на Владимиро-Александровской ленте «В память 25-летия церковноприходских школ»; в 1902 году ему было всемилостивейше разрешено принять и носить пожалованный румынским королем орден Короны Румынии 3-й степени8.

Однако не только духовное поприще интересовало его. Служение в Покровском соборе — уникальном памятнике русского зодчества — явилось мощным толчком к развитию исследовательского таланта у молодого священника. Спустя всего четыре года после служения в этом храме вышел составленный им путеводитель «Московский Покровский и святого блаженного Василия, что на Рву, собор. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Юродивые, Московские чудотворцы, в сем соборе почивающие. Спасские ворота. Лобное место». Название достаточно полно характеризует научные интересы и направления исследовательской деятельности отца Иоанна на протяжении всей жизни: история строительства, ремонтов и реставраций собора, изучение комплекса источников, связанных со святыми блаженными Василием и Иоанном, историко-архитектурные памятники Москвы и России. Впоследствии этот труд претерпел два существенно дополненных переиздания (1900, 1914), причем первое — на русском и французском языках — было поднесено членам императорской семьи9.

В путеводителе 1895 года отмечается: «Кто был строителем Покровского собора, откуда был родом, как его звали, какова была его судьба — наши летописи молчат»10. В то время считалось, что храм возведен безымянным иностранным зодчим. Однако вскоре в рукописях Румянцевского музея исследователь обнаружил свидетельства, совершившие переворот в изучении строительной истории памятника, — упоминание о «мастерах русских <…> по реклу Постник и Барма». Он подробно проанализировал сведения иностранных путешественников XVII века и приводимую ими легенду об ослеплении зодчего, признав ее неправдоподобной; кроме того, впервые поставил вопрос о преднамеренном или случайном появлении в храме Никольского придела и о канонизации Василия Блаженного в период до 1588 года. Письменные свидетельства позволили ему достаточно подробно изложить хронологию и этапы создания храма, принятые за основу исследователями памятника в XX веке. Ранее описания строительства ограничивались несколькими строками и не позволяли восстановить процесс в деталях.

Свое открытие, вызвавшее глубокий научный интерес, священник Иоанн озвучил на заседаниях Мос­ковского археологического общества (МАО) и опубликовал в нескольких статьях11, что послужило поводом к избранию его членом-корреспондентом Общества. Благодаря проведенным им изысканиям в конце XIX века сформировалась версия о строителях храма, остававшаяся общепринятой на протяжении всего следующего столетия12. Собор стали воспринимать как произведение русского зодчества. Известный историк И. Е. Забелин высоко оценил упомянутые публикации, подчеркнув, что автором найдены «драгоценнейшие свидетельства о постройке храма»13.

Активную работу в архивах и библиотеках священник совмещал с деятельностью в качестве делопроизводителя в составе созданной в 1897 году Комиссии для заведывания делом исправления и украшения Покровского собора. Его «неутомимые изыскания о древнем виде и истории собора, много помогающие Комиссии в деле возобновления оного», отмечены благодарностью14. Впоследствии он избирается помощником председателя Комиссии по осмотру и изучению памятников старины города Москвы и Московской епархии при Обществе любителей духовного просвещения. В сборнике трудов Комиссии, на издание которого им было пожертвовано 50 рублей, увидели свет статьи отца Иоанна о московских древностях. Также он состоял в Комиссии по сохранению древних памятников и в Комиссии по изучению старой Москвы, действующих в рамках МАО, находясь во «всегдашней готовности быть полезным Обществу»15.

В 1905 году уже протоиерей Иоанн Кузнецов представил в Московскую духовную академию монографию о блаженных Василии и Иоанне на соискание степени  магистра. Вопрос с присуждением степени откладывался, тем не менее историко-агиографическое исследование «Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради [юродивые], Московские чудотворцы» напечатали в 1910 году на средства автора, в предисловии сообщавшего: «Состоя на службе при Московском Покровском соборе, где почивают мощи свв. бл. Василия и Иоанна, мы сочли своим долгом потрудиться, сколько было в наших силах, над составлением такого исследования об этих блаженных»16.

Современник утверждал: именно протоиерею Иоанну следует «приписать честь начинателя добросовестного научного исследования причтами своих святынь — предприятия несомненно желательного и полезного в интересах духовного просвещения и науки»17. Это явилось серьезным шагом в изучении института юродства на Руси. Главную цель труда, подготовка которого заняла 14 лет, автор видел в том, чтобы «дать в возможной полноте, систематизации и научной обработке свод различных, имеющихся в рукописях и печати, историко-агиографических данных о свв. бл. Василии и Иоанне»18. Несмотря на критическое отношение рецензентов, монография до революции дважды переиздавалась; она до сих пор не утратила своего значения, поскольку «не превзойдена в науке и заслужила высоких оценок как первый и весьма основательный опыт изучения жития»19 блаженных.

Тесные связи с МАО, серьезный интерес к археологии (в характерном для того времени широком понимании) побудили протоиерея Иоанна поступить в 1907 году на археологическое и архивное отделения только что открывшегося Московского археологического института. Он стал выпускником первого выпуска (1912), получив звание ученого-археолога и серебряную медаль20.

После революции в Покровском соборе началась совершенно иная жизнь. Церковное имущество объявили народным достоянием, храм на Красной площади одним из первых взяли под опеку органы охраны памятников Наркомпроса. Причт осознавал необходимость взаимодействия с новой властью в деле сохранения собора, пребывавшего в довольно плачевном состоянии: оставались неустраненными повреждения в церкви Входа Господня в Иерусалим, нанесенные во время боев за Кремль 2 ноября 1917 года, была «изрешечена вся железная кровля»21. Продолжая служить, отец Иоанн активно сотрудничает с созданными советской властью в целях сохранения и изучения памятников старины организациями. По заданию Музейного отдела Наркомпроса он ведет интенсивную работу в архивах по сбору материалов об архитектурных объектах Москвы и Петрограда, а с 1 апреля 1919 года становится эпизодическим сотрудником в отделе НКП по делам музеев и охране памятников искусства и старины22.

Осенью 1919 года его арестовали. Органы московской юстиции развернули показательную кампанию против причта Покровского собора. Поводом послужила история с находившимися в соборе «мощами Гавриила Белостокского», привезенными во время Первой мировой войны беженцами из западных губерний России. Основными фигурантами «дела» стали настоятель собора протоиерей Иоанн Ковалевский и протоиерей Иоанн Кузнецов, которые якобы учили давать посетителям «погромные объяснения», возводить «кровавый навет на еврейский народ, рассказывая, что этого отрока (Гавриила Белостокского. — Авт.) зарезали евреи, что евреям нужна русская кровь, которую они пьют из жил христиан»23. Протоиерей Иоанн Кузнецов заявил: «Ни в какой антисемитской и вообще контрреволюционной пропаганде не участвовал, <…> никогда не был и не буду ни контрреволюционером, ни антисемитом». Однако на основании выводов следствия, осуществлявшегося, подобно другим многочисленным антирелигиозным процессам того времени, «в ускоренном порядке», его и других членов причта «предали суду по обвинению в контрреволюционной и антисемитской агитации и в нарушение кодекса законов о труде». В обвинительных речах на суде утверждалось: «Роль Кузнецова морально хуже всех. Он нарушил оказанное ему как советскому служащему и археологу доверие <…> имея поручение от Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса хранить принадлежащий всему русскому трудовому народу Собор Василия Блаженного как один из самых замечательных памятников русского зодчества». Обоих протоиереев приговорили к лишению свободы сроком на пять лет, «но, принимая во внимание преклонный возраст и болезненное их состояние, а также и то, что Советская рабоче-крестьянская власть сейчас настолько окрепла, что может считать их неопасными для Республики», ограничились условным осуждением с лишением права на доверие власти. Гробницу с «мощами мученика Гавриила» сдали в Уголовный музей при Главмилиции (улица Лубянка, 2). В 1920 году она попала в Музей атеизма, размещавшийся в здании закрытого Страстного монастыря. Дальнейшая ее судьба неизвестна24.

Пребывание под арестом и суд не прошли бесследно для протоиерея Иоанна, оказавшегося «в больнице по операции». Несмотря на приговор суда, он оставался священником Покровского собора и в 1921 году был принят Главнаукой на работу в нем «служителем-уборщиком»25. Осенью того же года в ризнице произошла кража десяти предметов богослужебной утвари из драгоценных металлов и лицевого шитья. Отец Иоанн обнаружил пропажу утром 3 октября, о чем незамедлительно сообщил в Музейный отдел Главнауки. Благодаря этому документу известно, что тогда он уже являлся настоятелем Покровского собора26

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canli Bahis Siteleri Canli Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download
hoşgeldin bonusu veren siteler casinositeleri.me casinositeleri.bio casino siteleri hoşgeldin bonusu