Поиск

«Во славе имя Петра»

«Во славе имя Петра»

Лекция С. М. Соловьева о Петре Великом в зале Дворянского собрания


Панихида над гробом Петра Великого в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

О праздновании в России 200-летия со дня рождения Петра I (1872).

«Проходит 200 лет с того дня, как родился великий человек. Отовсюду слышатся слова: надобно праздновать двухсотлетний юбилей великого человека; это наша обязанность, священная, патриотическая обязанность, потому что этот великий человек наш, русский человек»1. С таких рассуждений начинались «Публичные чтения о Петре Великом» историка С. М. Соловьева. Лекции, собравшие огромное количество слушателей, читались в зале Московского Благородного собрания с февраля по май 1872 года, в канун грандиозного празднования 200-летия со дня рождения Петра I. Юбилей широко отмечался по всей Российской империи.

Замысел проведения торжеств возник в Москве и Петербурге примерно в одно время — за два года до знаменательной даты. В связи с этим по воле императора Александра II была создана правительственная комиссия из представителей различных министерств под председательством члена Государственного совета П. Н. Игнатьева. Однако московские власти первыми выдвинули концепцию празднования, сделав акцент на прогрессивной роли Петра I в экономическом развитии страны и на его просветительской деятельности. Пиком торжеств должно было стать открытие в Москве Политехнической выставки, призванной показать достижения России в хозяйственной, технической и культурной сферах.

Петербург не собирался отставать и, со своей стороны, предложил проведение традиционных красочных церемоний в память об основателе новой столицы, вдохновившись в том числе праздничной атмосферой самой Петровской эпохи. Привлеченный к работе историк и искусствовед П. Н. Петров обратил внимание на отличительные особенности «затей» Петра I: «Относительно же характера празднеств в Петербурге при Петре I можно сказать, что этот Государь с 17-летнего возраста, хотя и любил огненные потехи, но чаще всего давал им назидательную форму для народа посредством транспарантов с аллегорическими или историческими изображениями, снабженными надписями, имевшими смысл, намекавший на современные обстоятельства, для всех понятные и легко отгадываемые. Цветной огонь, освещавший эти изображения, возвышал красоту и занимательность их взамен искусства исполнения, тогда недалекого. Форма декораций петровских фейерверков с транспарантами требовала процессий более или менее торжественных и многолюдных, проходивших чрез одни или двое триумфальные ворота, украшенные резьбой, живописью, флагами и цветами, с помещением при них музыкантов. Процессии чаще всего составлены были из особ обоего пола, наряженных в костюмы разных народов. Сбор невского парусного и гребного флота для эволюций2 под командою невского адмирала бывал также частью церемоний по программе торжеств петровских»3. Эти сведения учли при подготовке к празднованию.

Назидательный характер петровских торжеств отмечали как современники, так и потомки. В историческом контексте фигура царя-преобразователя, несмотря на многие спорные моменты, стала символом прогресса, просвещения и в то же время имперского величия. «Как известно, публичное почтение заслуг составляло самую характерную черту в жизни Петра I, и потомство относительно его теперь выполнило только свою обязанность, почтив заслуги Великого — припоминанием их»4.

Торжества в Петербурге

«Россия празднует двухсотлетний юбилей одного из величайших событий своей истории; она празднует годовщину 30-го мая 1672-го года, день рождения Петра Великого»5, — сообщал столичный журнал «Вестник Европы», публикуя в специальном выпуске статью «Государственные идеи Петра Великого и их судьба». Периодика активно откликнулась на событие, разместив тематические материалы, связанные с жизнью и деятельностью Петра I; выходили юбилейные издания, освещавшие вклад Петра в становление и развитие Российской империи, в том числе сборник документов Петровской эпохи; появились разнообразные тематические брошюры и иллюстрированные альбомы. Подробно освещался ход юбилейных торжеств в Петербурге, Москве и других городах империи. Накануне дня 30 мая в церквах прошли всенощные бдения.

Центром празднований в Петербурге стали Петровская и Исаакиевская площади. Согласно церемониалу, в Петропавловском соборе в присутствии Александра II была совершена панихида, завершившаяся возложением золотой юбилейной медали на гроб Петра I. Далее торжественная процессия переместилась к «Медному всаднику», где состоялись молебен и парад войскам6. Участники процессии несли предметы, принадлежавшие Петру («петровские достопамятности»), — его верейку (гребную лодку), полтавский мундир со шпагой и простреленной шляпой, икону, сопровождавшую царя в походах.

«В здании Сената, декорированном довольно привлекательно, все окна были открыты и полны зрителями обоего пола, в пышных туалетах. Все заняты были и места, устроенные комиссией и частными лицами перед зданиями по обоим краям Петровской площади и далее около манежа»7. Публике раздавали брошюры — очерк жизни императора, сочиненный П. Н. Петровым, и «Описание картин из жизни Петра I» (каждой брошюры было по 10 тысяч экземпляров). Они распространялись среди горожан, праздник для которых организовали на Царицыном лугу. На двух открытых сценах игрались пьесы «Купец Иголкин»8 и «Дедушка русского флота»9. Гулянья проходили под музыку с песнями и плясками, каруселями, состязаниями на призы. По общим отзывам, удачной оказалась идея разместить на Царицыном лугу тридцать больших (3 на 4 метра) картин, отразивших основные вехи жизни Петра I и его достижения как правителя. Петр представал здесь «вечным тружеником», заботящимся о своих подданных. Изображения дополнялись пояснительными текстами. Чтение и обсуждение таких подписей тоже явилось своего рода развлечением — у картин собирались толпы любопытствующих. Там же в павильоне были выставлены два портрета царя-преобразователя.

У Летнего сада на Неве петербургский речной яхт-клуб устроил соревнования гребных судов. Вечером давались бесплатные представления в императорских театрах. Память Петра I почтили торжественными собраниями в различных учреждениях и обществах — в Академии наук, университете, Дворянском собрании, городской думе и других. Еще несколько дней продолжались демонстрации декораций и «живых картин» из жизни Петра, сопровождаемые объяснительными чтениями, а также водные забавы на Неве.

«Ботик Петра»

Связующим звеном между торжествами в двух столицах, в одной из которых будущий император родился, а другую — создал, выступил «ботик Петра», именуемый также «дедушкой русского флота». Он представлял собой бот времен Петра Великого, когда-то найденный и починенный самим монархом. К рассматриваемому моменту ботик уже являлся музейным экспонатом и хранился в Летнем домике Петра I.

28 мая в Петербурге прошли торжественные «проводы» ботика в Москву. На Неве в тот день были расставлены разукрашенные суда. Украсили флагами, зеленью и памятник Петру I, а также здание Сената. В полдень ботик перенесли на предназначенную для него баржу. Под гром пушечных выстрелов и крики «ура» процессия направилась вниз по Неве. На Путиловской пристани был подготовлен крытый промежуток — специально устроенный «коридор», убранный коврами; там же разместили портрет Петра I, окруженный портретами его сподвижников. Народ несметными толпами покрывал всю окрестность пристани. Раздавались звуки Преображенского марша; ботик в числе прочих сопровождали солдаты в форме петровских времен. Далее в присутствии градоначальника — наследника-цесаревича10 с супругой — и других августейших особ ботик поместили на платформу, прицепленную к поезду. Состав направился в Первопрестольную.

В московских газетах заблаговременно указывались наиболее выигрышные локации для наблюдения за прибытием «ботика Петра»: у Москворецкого моста, у церкви Святителя Николая напротив Воспитательного дома, на Софийской набережной. Лучшие места предлагались за плату — от 50 копеек до 5 рублей11. Множество зрителей собрала уже генеральная репетиция сопровождения реликвии. Прибытие поезда на вокзал Курской железной дороги состоялось вечером 29 мая в присутствии первых лиц города. Несмотря на позднее время, у вокзала и на дебаркадере, увешанном флагами и гирляндами разноцветных фонарей, собралась большая толпа.

Основная церемония совершилась 30 мая. От вокзала до пристани у Москвы-реки ботик перемещали на специальной платформе. «Впереди ехал обер-полицмейстер верхом. Платформу везли 40 человек рабочих, одетых в красные, синие, белые рубахи — цвета русского флага. Процессию сопровождала музыка, игравшая Петровский Преображенский марш. Стечение народа было огромное и возрастало по мере движения процессии по улицам. При остановках ботика на поворотах или при спусках раздавалось громогласное “ура”. Многие дома в улицах, по коим двигалась процессия, были убраны флагами»12. У пристани ждал пароход, буксировавший ботик по Москве-реке в сопровождении множества других судов. На ботике разместили икону Божией Матери, сопутствовавшую Петру в походах. В лучах полуденного солнца золото иконы горело, раздавался колокольный звон, с пристани звучали военная музыка и крики «ура».

Наконец ботик доставили к месту назначения и водрузили на постамент у одного из павильонов Политехнической выставки, ознаменовав этим ее открытие…

 
Vdcasino Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Betpas Restbet Klasbahis Canlı Bahis Siteleri Canlı Bahis Siteleri artemisbet truvabet hacklink Shell Download