deneme bonusu veren sitelerjustin tvdeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuCanlı Maç izleselcuksportstaraftarium24https://www.ilaclarim.com.tr/Cialis Dolandirici Siteescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelerinat tvhttps://zjkg.net/justin tvjustin tv izletaraftarium24selcuksportsCanlı Maç izletaraftarium24IQOS iptv satın aljojobet tvcanlı maç izleistanbul escortantep escortinat tvselcuksportshacklinkiqostaraftarium24casino sitelericanlı casinoantalya travestisupertotobetonwinExtrabet girişantalya travestivozolvozol10000.com
Поиск

«Душа не может обрести покоя, пока не познает истину»

«Душа не может обрести покоя, пока не познает истину»

Д. К. Кантемир после переезда из Москвы в Санкт-Петербург


И. Н. Никитин. Портрет княжны Марии Кантемир. 1710–1720-е годы. Собрание музея «Новый Иерусалим»

Московский период жизни и научной деятельности Дмитрия Константиновича Кантемира  (1673–1723).

Молдавский господарь Дмитрий Кантемир мечтал освободить свою родину от власти турок-османов. Его правление в Яссах, столице Молдавии того времени, совпало с Прутским походом Петра I (1711). Когда российские войска стали приближаться к Яссам, князь Дмитрий объявил войску и народу, что порывает с турками и переходит на сторону России. В своем «Манифесте» он перечислял бедствия, которые терпела Молдавия от поработителей, и призывал: «Все люди нашей страны, берите оружие и идите на помощь»1. Как пишет Ион Некулче2, «тогда все христиане радовались москалям»3.

29 июня (10 июля) 1711 года в Яссах князь Молдавии Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России: «Петр Великий вступил в Яссы, где Кантемир со своими боярами присягнул ему в верности в самый день Петра и Павла»4.

Одной из причин, по которой Петр I особенно ценил Кантемира, были знания последнего в области востоковедения. По прибытии в лагерь российских войск на Пруте князь Дмитрий сделался советником царя по восточным вопросам. Петр I не скрывал удовлетворения: «Оный господарь — человек зело разумный и в советах способный»5. Как государственный деятель Кантемир не только понял историческое значение реформ Петра I, но и содействовал их проведению6. Порта, разгневанная изменой молдавского господаря, потребовала его выдачи. Царь ответил, что Кантемира якобы нет в российском лагере, а приближенным сказал: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружием возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести — то же, что не быть государем»7.

В результате неудачного для России Прутского похода8 князь Дмитрий вместе с семьей, свитой и двумя тысячами9 бояр, офицеров, прочих служилых людей вынужден был переселиться в Россию10, 16 (27) июля 1711 года навсегда покинув Яссы. Царь Петр щедро вознаградил его за утрату княжества и всего состояния.

В январе 1713 года11 Кантемир с семьей переезжает из Харькова в московское имение Черная Грязь, пожалованное ему Петром I12. Как ученый он сформировался в Константинополе, но именно с Москвой связан самый плодотворный период его научной деятельности.

11 (22) мая 1713 года умерла жена князя Кассандра13. Похоронили княгиню в московском Николаевском греческом монастыре14. В память о супруге, родившей князю шестерых детей15 — Марию16, Смарагду, Матвея, Константина17, Шербана (Сергея), Антиоха, он возвел над ее могилой двухъярусный каменный собор во имя покровителей и защитников Молдовы святых равноапостольных Константина и Елены, ставший родовой усыпальницей Кантемиров18.

Благодаря установлению Дмитрием Константиновичем связей с приглашенными в Россию немецкими учеными его имя становится известным в Западной Европе. 11 (22) июля 1714 года он был избран членом Прусской академии наук19. В Москве им написаны наиболее значительные труды. Этому способствовали российские условия, поскольку культурный, политический, научный уровень был здесь много выше, чем в Молдавии и Константинополе, где князь вырос и сформировался. Пребывание в России имело огромное значение для становления Кантемира как ученого и мыслителя20, утверждавшего: «Душа не может обрести покоя, пока не познает истину, несмотря на расстояния и трудности, которые надо преодолеть»21. К 1714 году относятся две его работы — «Панегирик» и «Рассуждение о природе монархий». Первая является приветственным словом царю, произнесенным на греческом языке сыном князя Шербаном в Петербурге («Петру Первому Пресветлейшему и Державнейшему, Благочестивейшему Победителю и Всемилостивейшему Императору, Государю и Покровителю своему Панегирическое всесожжение смиреннейше творит и приносит преславного и Богом хранимаго полка Святаго Преображения солдат22 и священнейшего Российскаго государства Князь и Волошский господаревич нижайший раб Сербан Кантемир, в С.-Петербурге в лето рождения девы 1714 марта, грядущи седьмому возраста своего лету на Еллинском диалекте реченное»). Эта речь в переводе на русский и латинский языки параллельными текстами вышла в том же году отдельной 13-страничной брошюрой, а позже на русском языке была включена в книгу академика Г.-З. Байера о молдавском господаре23. Вторая работа представляет собой историко-философский трактат, в котором автор пытается выявить закономерности роста и упадка монархий. В обоих сочинениях он обосновывает идею важности освободительной миссии России на Балканах24.

В 1714–1716 годах Кантемир написал на латыни выдающийся труд «История возвышения и упадка Османского двора», известный также под названием «История роста и упадка Оттоманской империи»25. Собирать материал для этого сочинения князь начал еще в Константинополе. В 1719 году Петр I отдал распоряжение о переводе «Истории» с латинского языка на русский, что и было исполнено в том же году26. Перевод преподнесли царю, однако по неизвестным причинам тогда не издали, хотя Г.-З. Байер подготовил работу к публикации27. Особенность данного произведения — отсутствие налета филориентализма28, отличавшего многие европейские востоковедческие труды XVII–XVIII веков. Вольтер называл его своей настольной книгой по Востоку29.

Как историк Кантемир не увлекался описанием второстепенных фактов. Даже рассказывая о событиях, непосредственно им наблюдавшихся, он раскрывал лишь самые существенные их стороны и беспощадно отбрасывал все малозначительное, а из источников предпочитал те, которые сами турки признавали наиболее авторитетными30. При этом князь не ограничивается политикой, освещая вопросы организации государства, общественной жизни, культуры, религии. Здесь, к примеру, содержатся выполненные автором переводы (первые из существующих на европейских языках) анекдотов и шуток, связанных с именем Ходжи Насреддина.

«История» — это не только подробная хроника, но и подлинная энциклопедия, включающая сведения по философии, географии, социологии, этнографии. Так, прежде чем приступить к изложению исторического материала, автор проделал большую работу по синхронизации мусульманского лунного и христианского солнечного календарей, что предполагало недюжинные математические знания31. Таким образом, Дмитрия Кантемира можно считать крупнейшим османистом и балканистом XVIII столетия.

В 1716 году из-под его пера появляется «Описание Молдавии» (на латыни), составленное по предложению Прусской академии наук. На русском языке оно вышло в переводе с немецкого В. А. Лёвшина в 1789 году в Москве под названием «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии с жизнью сочинителя»32.

В 1716 году Кантемир также на латыни написал исторический очерк о своем отце — «Жизнь Константина Кантемира по прозвищу “Старый”, князя Молдавии»33, а через год закончил большую часть фундаментального труда на латинском языке «История Молдо-Валахии»34, известного также под названием «Древняя и новая история Дакии»35. Позже эта работа была расширена, в результате чего появился труд «Хроника стародавности романно-молдо-влахов»36. В 1721 году автор перевел «Хронику» на молдавский язык, поскольку, как он пишет в предисловии, «сочли мы неправильным и грехом, чтобы о наших делах раньше узнали иноземцы, нежели наши. Пусть нашими трудами пользуется молдавский народ»37. Однако первое издание удалось осуществить лишь в 1835–1836 годах в Яссах. «Хроника» охватывает события до XIII века, хотя Кантемир, как следует из предисловия, предполагал исследовать гораздо более длительный период. Преждевременная смерть помешала ему осуществить свой замысел.

В 1718 году Д. К. Кантемир женился на княжне Анастасии Ивановне Трубецкой38 и в том же году переехал в Северную столицу. «Князь Дмитрий вступил во второй брак с княжной Трубецкою, дочерью Ивана Юрьевича Трубецкого, жившего во все время шведских войн в Швеции пленником и сроднившегося там с европейскою образованностью и с жизнью западной интеллигенции. Княжна Настасья Ивановна была замечательная красавица, и в угоду ей князь Дмитрий Кантемир сбрил бороду, сбросил свой полуазиатский костюм, переселился окончательно в Петербург и зажил здесь великосветской жизнью»39

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canli Bahis Siteleri Canli Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download
hoşgeldin bonusu veren siteler casinositeleri.me casinositeleri.bio casino siteleri hoşgeldin bonusu