Поиск

Удивительное «Зазамоскворечье»

Удивительное «Зазамоскворечье»

Административное здание трамвайного депо имени П. Л. Апакова. Фотография автора


Школа № 600 (бывшая № 545) на Хавской улице. Фотография автора

Три прогулки по Шаболовке и ее окрестностям.

26 августа 1882 года в Буживале, недалеко от Парижа, И. С. Тургенев начал свою последнюю повесть «После смерти» (известна также под названием «Клара Милич»). В основе сюжета — реальное событие, о котором писатель узнал в декабре 1881 года и обмолвился, что «из этого можно бы сделать полуфантастический рассказ в роде Эдгара По». Вскоре Иван Сергеевич тяжело заболел, оказался прикованным к постели и понял, что надежды на выздоровление нет. Потеряв физические силы, он обрел духовные и уже 2 сентября завершил одно из лучших своих произведений.

Главный герой повести Аратов проживал на Шаболовке. Именно она стала последним художественным образом Москвы, созданным умирающим на чужбине писателем. Возможно, Иван Сергеевич вспомнил о тех местах, потому что Шаболовка ведет к Донскому монастырю, где похоронены его родные и близкие, в том числе мать Варвара Петровна. Завершая жизненный путь, И. С. Тургенев обратился мыслями именно к этому уголку Первопрестольной. Нынешняя Шаболовка давным-давно не похожа на Шаболовку времен И. С. Тургенева, однако во время прогулок нам будут встречаться здания, которые могли видеть и писатель, и герой повести.

Шаболовка не только улица, ведущая некогда в деревню Шаболово (на месте деревни сейчас — Новочеремушкинский пруд). Таково неофициальное название района между Житной улицей, Ленинским проспектом (Большой Калужской улицей), улицей Орджоникидзе (Пятым Донским проездом), Серпуховским Валом и Люсиновской (Малой Серпуховской) улицей. В XVII–XVIII веках здесь находились Донская и Шаболовская слободы; ныне это — территория Донского и Даниловского районов Южного административного округа.

В последнее время Шаболовку называют «заповедником авангарда». Во второй половине XIX столетия в округе были основаны промышленные предприятия, и тихая, почти сельская местность превратилась в рабочую окраину Москвы. В 1920-х — начале 1930-х годов тут построили множество жилых домов в стиле конструктивизма, которые должны были не только решить жилищную проблему, но и приучить людей к новому быту. Другие же памятники архитектуры свидетельствуют, что Шаболовка издавна являлась оплотом старины. Недаром она примыкает к Замоскворечью — когда-то самому «московскому», самому патриархальному району древней столицы, представляя собой как бы «Зазамоскворечье». Возможно, и по этой причине И. С. Тургенев поселил своего отрешенного от жизни героя на Шаболовке, в тихом уголке Москвы, словно выпавшем из потока времени.

Уникальность Шаболовки еще и в том, что ее жители могли относительно быстро добраться пешком до четырех обителей, каждая из которых занимает исключительное место в истории России. Прежде всего — до Донского монастыря, к которому ведут Донская и Шаболовская улицы. Он был основан в конце XVI века в память об избавлении Москвы от нашествия крымского хана. Название напоминает о Донской иконе Божией Матери, написанной в конце XIV столетия, предположительно, Феофаном Греком. По преданию, Сергий Радонежский благословил ею Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. В монастыре хранится список с иконы, подлинник — в Третьяковской галерее.

Недалеко от Шаболовки расположен наиболее древний московский монастырь — Свято-Данилов, основанный в конце XIV века князем Даниилом Александровичем в честь своего небесного покровителя преподобного Даниила Столпника.

От Шаболовки можно дойти пешком и до самой «молодой» московской обители — Марфо-Мариинской, учрежденной в 1909 году великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Если же пересечь Ленинский проспект, спуститься к Москве-реке и далее следовать вдоль набережной мимо Нескучного сада, то вскоре у подножия Воробьевых гор взору предстанет Андреевский монастырь, основанный в XVII столетии государственным деятелем и благотворителем Федором Ртищевым, который открыл здесь училище, ставшее предшественником Славяно-греко-латинской академии. При Петре I монастырь был закрыт и возобновлен только в 2013 году.

Ниже мы опишем маршруты трех прогулок от станции метро «Шаболовская». Каждая из них завершается у стен монастыря: первая — Донского, вторая — Даниловского, третья — Марфо-Мариинской обители. Спутницей же нашей станет главная визуальная доминанта Шаболовки — Шуховская башня.

В добрый путь!

Прогулка первая

Выйдя из вестибюля станции на улицу Шаболовка, свернем налево и направимся в сторону центра. Почти сразу на противоположной стороне улицы мы увидим здание бывшей дворянской богадельни (№ 33), основанной в 1901 году предпринимателем и меценатом Ю. С. Нечаевым-Мальцовым (1834–1913). Проект здания выполнил Р. И. Клейн — будущий архитектор Музея изящных искусств имени Александра III (ныне — Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), построенного в значительной степени на средства все того же Ю. С. Нечаева-Мальцова.

Далее по нечетной стороне расположен храм Троицы Живоначальной на Шаболовке (№ 21). Он появился здесь в конце XVII века и с тех пор неоднократно перестраивался. В советское время в нем действовал клуб, в наше время ему вернули облик, который был накануне закрытия.

В начале Шаболовки, в доме № 4, находилась еще одна богадельня, построенная в 1912 году по проекту архитектора А. И. Роопа на средства купца Степана Алексеевича Тарасова (1819–1891), которые его вдова завещала Московской городской думе.

Неподалеку, на противоположной стороне, — административное здание трамвайного депо имени П. Л. Апакова (архитектор М. Н. Глейниг). Депо открылось в 1909 году и называлось тогда Замоскворецким. В 1923‑м ему присвоили имя работавшего здесь большевика Петра Лукича Апакова — участника уличных боев в Москве в октябре 1917 года, позже (1919) убитого при проведении продразверстки в Казанской губернии. Главной достопримечательностью депо имени П. Л. Апакова до недавнего времени являлось производственное здание, сооруженное по проекту В. Г. Шухова и снесенное в сентябре 2021 года в ходе реконструкции предприятия.

Вернемся немного назад по четной стороне и, свернув во дворы, окажемся на Донской улице, ведущей прямо к Донскому монастырю. В одном из немногих сохранившихся здесь старинных домов (№ 9) разместился Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. В середине XIX века в этом доме находилась контора текстильной фабрики Солодовниковых, затем он перешел по наследству к их родственнику И. Г. Простякову; в начале ХХ века в здании размещалось училище для девочек. Музей основал в 1991 году историк, общественный деятель, диссидент Лев Николаевич Краснопевцев (1930–2021), посвятивший своему детищу последние тридцать лет жизни.

Направившись в сторону Донского монастыря, увидим вскоре стройный силуэт Ризоположенской церкви. Ее строительство завершилось в начале XVIII века, однако мало что в облике здания напоминает об архитектуре Петровской эпохи. Церковь сооружена в стиле московского барокко, характерном для второй половины XVII столетия — еще одно напоминание о приверженности старине жителей древней столицы. Первая же церковь на этом месте появилась в 1625 году. По преданию, здесь состоялась встреча посольства персидского шаха Аббаса I, передавшего царю Михаилу Федоровичу частицу Ризы Господней.

Напротив церкви стоит старейший в районе жилой дом. Он был возведен в начале XVIII столетия в традициях века XVII и принадлежал купцам Кушашниковым. Главный — южный — фасад можно увидеть, зайдя во двор дома № 33. Несмотря на многочисленные перестройки, сразу виден почтенный возраст здания, однако двести лет назад оно казалось еще более древним, чем сейчас. Вот что вспоминал об этом доме известный филолог Федор Иванович Буслаев (1818–1897): «Двухэтажный, с толстыми-претолстыми стенами, окна маленькие, внизу с железными решетками, заржавелыми от многолетия; наружная дверь тоже была железная и такая же ржавая; к ней поднимались по двум каменным ступеням, изрытым и потертым донельзя. Отделенный от двора решеткою, простирался большой луг; на нем кое-где высокие столетние дерева с голыми сучьями наверху. Тут летом паслись две-три коровы. В правом углу этой луговины рядами тянулись грядки. <…> Дом, более похожий на крепость или тюремный замок, принадлежал Наталье Васильевне Кушечниковой, старой девице лет за пятьдесят». С ней жила родственница — Елизавета Романовна Верховцева, приходившаяся сестрой отчиму Ф. И. Буслаева.

Выйдя из арки, продолжим путь дворами вдоль Донской улицы и окажемся перед домовой церковью Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых (№ 37). Основатель последнего, Иван Карлович Арнольд (1805–1891), родился в Москве в семье уроженца Пруссии Карла Ивановича Арнольда, открывшего в 1806 году на Остоженке Практическую коммерческую академию. В возрасте двух лет мальчик оглох, и отец сделал все возможное для того, чтобы сын получил все же достойное образование. Иван воспитывался в Петербургском, а затем в Берлинском училище для глухонемых; в 1824-м окончил с серебряной медалью Дрезденскую академию художеств. Вернувшись в Россию, служил художником в Эрмитаже; в 1852 году организовал частный пансион, где бесплатно обучались пятеро глухонемых мальчиков. Переехав с воспитанниками в Москву (1860), Иван Карлович вскоре нашел благотворителей, которые помогли ему открыть училище, рассчитанное уже на несколько десятков человек. Одним из тех, кто особенно близко к сердцу принял судьбу глухонемых детей, был Павел Михайлович Третьяков. В значительной степени на его средства для училища в 1857 году построили специальное здание по проекту архитектора А. С. Каминского.

Перейдем на противоположную сторону Донской улицы, свернем в Малый Калужский переулок и продолжим следовать по Малой Калужской улице. Слева — территория основанного во второй половине XIX века машиностроительного предприятия братьев Бромлей, переименованного после революции в «Красный пролетарий». Через ограду можно увидеть памятник рабочим и служащим завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Далее, также на территории бывшего «Красного пролетария», стоит особняк в неорусском стиле, принадлежавший некогда семейству Шервудов. Они приобрели эту усадьбу в 1816 году, а в 1911-м по проекту архитектора Н. Д. Бутусова был построен и дом. Напомним, что самым известным в России представителем династии являлся известный зодчий Владимир Осипович Шервуд (1832–1897) — автор здания Исторического музея и памятника-часовни «Гренадерам — героям Плевны» в Москве.

После пересечения с улицей Стасовой Малая Калужская переходит во Второй Донской проезд, в конце которого, на углу с улицей Орджоникидзе, находится один из шедевров архитектуры конструктивизма — дом-коммуна Московского текстильного института (№ 8/9, 1930, архитектор И. С. Николаев). Автора проекта, как и многих других архитекторов 1920-х годов, вдохновляло стремление к рационализации и оптимизации быта с целью освободить время для труда, образования, спорта, творчества. В настоящее время дом-коммуна полностью перестроен внутри и отчасти снаружи, но и то, что осталось, — ритм балконов и окон, смелые сочетания объемов, лаконизм — впечатляет своей соразмерностью жизни мегаполиса.

Осмотрев памятник, свернем в Третий Донской проезд, который вскоре приведет нас к Донскому монастырю…

 
Vdcasino Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Betpas Restbet Klasbahis Canlı Bahis Siteleri Canlı Bahis Siteleri artemisbet truvabet hacklink Shell Download