Поиск

Метро и время

Метро и время

Б.В. Арсеньев с юными участниками XIX Московского фестиваля прессы


Краевед, историк, писатель Борис Вячеславович Арсеньев отвечает на вопросы школьников о Московском метрополитене.

От редакции

14 октября 2021 года на площадке газеты «Вечерняя Москва» состоялось открытие XIX Московского фестиваля прессы. В этот день в числе прочих мероприятий прошла презентация очередного приложения к «Московскому журналу», выпущенного в рамках проекта «Пресса в образовании», который реализуется при поддержке Департамента СМИ и рекламы и Департамента образования и науки города Москвы. Проект призван решать задачи просветительского характера, в частности, задачу приобщения школьников столицы к чтению традиционной печатной прессы с целью расширения их кругозора и обогащения читательского опыта. «Московский журнал» принимает в проекте деятельное участие, издавая серию приложений историко-краеведческой (москвоведческой) тематики, распространяемых по школам Москвы.

Приложение «Музей под землей», представленное 14 октября, посвящено истории Московского метрополитена. Автор опубликованной здесь статьи Б. В. Арсеньев выступил с лекцией по этой теме перед учениками московских школ № 1512, 1363, 657, 1231, 854. Ответить после лекции на все вопросы аудитории Борис Вячеславович не успел из-за недостатка времени. Редакция «Московского журнала» сочла необходимым дать ему возможность «дообщаться» с ребятами, пусть и в заочной форме. Мы отобрали наиболее интересные вопросы, не прозвучавшие на презентации, с тем чтобы Борис Вячеславович дал на них письменные ответы. Подготовленный таким образом материал помещен ниже. Читателям, интересующимся историей Московского метрополитена, советуем также обратиться к статьям Б. В. Арсеньева, опубликованным в № 7–11 «Московского журнала» за 2021 год.

Вопрос: Каким образом даются названия станциям? Почему, например, нет ни одной в честь знаменитых певцов, танцоров, музыкантов? 

Ответ: Названия станций Московского метрополитена даются, как правило, по географическому принципу — по расположению в определенном районе, административном или историческом, близ значимых городских объектов — улицы, площади, вокзала, стадиона… Это облегчает ориентацию пассажиров в городе. Но есть исключения. Так, станции «Полежаевская», «Пражская», «Римская» не имеют рядом соответствующих топонимов. Первая названа в честь одного из начальников «Мосметростроя» В. Д. Полежаева, две другие — в знак дружбы и сотрудничества Москвы со столицами Чехословакии и Италии. Станции «Партизанская», «Планерная», «Молодежная» находятся на расстоянии многих километров от одноименных улиц. Их названия не привязаны к местной топонимике. Тщетно искать возле станций «Октябрьская» Октябрьскую улицу, расположенную в добром десятке километров севернее. Так получилось из-за переименования: Октябрьской площади вернули исконное название Калужской (первоначально так именовалась и станция метро Кольцевой линии).

Сегодня нет уже в Москве Пролетарского и Красногвардейского районов, а в названиях станций метро они остались. Впрочем, случается, и не столь уж редко, что одни имена заменяются другими. Больше двух десятков станций подверглись переименованию, порой неоднократному, по причине изменений общественно-политической обстановки в стране. Так, «Сталинская», расположенная в одноименном районе города, после развенчания культа личности стала «Семеновской». Рекордсмен по переименованиям — станция «Охотный ряд». Под этим названием она открылась в 1935 году. С 1955-го носила имя руководителя строительства Московского метро — Л. M. Кагановича (как до этого — весь столичный метрополитен). В 1957-м, когда «железный нарком» попал в опалу, станции вернули прежнее название — «Охотный ряд». Но ненадолго. В 1961-м она стала «Проспектом Маркса», а в 1990-м в очередной раз обрела изначальное название. 5 ноября того же года переименовали целый ряд станций и целые линии, в названиях которых присутствовал идеологический смысл. Например, «Кировскую» — в «Чистые пруды», «Дзержинскую» — в «Лубянку», «Площадь Ногина» — в «Китай-город», Кировско-Фрунзенскую ветку — в Сокольническую, Горьковско-Замоскворецкую — в Замоскворецкую, Ждановско-Краснопресненскую — в Таганско-Краснопресненскую. Однако имя революционера-большевика Войкова, участника расправы над царской семьей, вопреки настояниям части московской общественности, до сих пор значится на схеме метрополитена (станция «Войковская»).

Что касается названий, связанных с учеными, писателями, поэтами, то в метро имеются станции «Проспект Вернадского», «Ломоносовский проспект», «Менделеевская», «Улица Академика Янгеля», «Тимирязевская», «Пушкинская», «Чеховская», «Достоевская», «Лермонтовский проспект». Спорт представлен станциями «Динамо», «Спартак», «ЦСКА», «Спортивная». Искусствам, кроме литературы, повезло меньше — станций с именами их деятелей пока нет. Но есть многочисленные изображения музыкантов, певцов, танцоров на «Театральной», «Новослободской», «Киевской», «Парке культуры». А на витраже станции «Цветной бульвар» угадываются образы популярнейших клоунов расположенного рядом цирка — Юрия Никулина, Михаила Шуйдина, Олега Попова. Возможно, когда в разрастающейся Москве появятся новые улицы с именами деятелей искусств и к ним протянутся линии подземки, мы все же увидим на схеме метрополитена имена архитекторов и композиторов, певцов и танцоров…

Вопрос: Какие станции метро оборудованы под бомбоубежища? 

Ответ: Московский метрополитен изначально строился как объект двойного назначения — гражданского и военного. Ему предстояло стать гигантским убежищем, способным во время войны укрывать от авианалетов часть населения столицы, а также элементы инфраструктуры управления страной, вооруженными силами и городом. Оборонные соображения послужили веским аргументом в пользу строительства метро глубокого заложения, хотя и мелко заложенные станции и перегоны рассматривались как возможные бомбоубежища. Рядом с гражданской подземкой постепенно разрасталась связанная с ней скрытыми переходами сеть «специальных фортификационных сооружений» (СФС) — секретных бункеров для размещения военных и гражданских органов управления и узлов связи. Пассажиры, десятилетиями заполнявшие станцию «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), не догадывались, что где-то здесь есть потаенные ходы в расположенный рядом подземный командный пункт Московской зоны противовоздушной обороны. В 1930-х годах был построен спецобъект под кодовым названием «Трансформатор № 20» (об этом и некоторых подобных ему сооружениях рассказано в статье Д. Е. Юркова «Бункеры Сталина», опубликованной в июльском номере «Московского журнала» за 2021 год).

Две невзрачные двери в торце подземного зала станции «Белорусская-радиальная» скрывают входы в другое, некогда секретное, подземелье, предназначавшееся для резервной телефонно-телеграфной станции Наркомата связи СССР. Строительство объекта началось весной 1940 года, а завершилось уже во время войны — в 1943-м. К довоенным временам относится и начало работ на «Объекте 84» — командном пункте местной противовоздушной обороны под Советской (ныне — Тверской) площадью. Он также соединялся с метро тоннелем на перегоне Горьковской (ныне — Замоскворецкой) линии.

Подземка обеспечивала надежную защиту населения от авиабомб. Но существовала опасность применения оружия массового поражения — боевых отравляющих веществ. Поэтому 21 апреля и 6 июня 1941 года Совнарком СССР принял постановление о приспособлении метрополитена под газоубежище. Станции и тоннели предполагалось оборудовать герметическими затворами и перегородками, фильтровентиляционными системами, над шахтами устанавливались бетонные «тюфяки». Но разразилась война, и работы прервались. Все усилия были сосредоточены на приспособлении метро под обычное убежище. В тоннелях соорудили настилы общей протяженностью 36,5 км, установили тысячи деревянных топчанов для отдыха. Монтировались сходни, проводилось дополнительное освещение, усиливалась вентиляция. Было оборудовано 25 стационарных и 15 мобильных туалетов.

Недостроенные станции третьей очереди и перегоны между ними также оборудовались под бомбоубежища. В еще не оснащенных эскалаторами наклонных тоннелях «Новокузнецкой», «Павелецкой», «Бауманской», «Электрозаводской», «Сталинской» (ныне — «Семеновская») спешно сооружались многопролетные деревянные лестницы. Постановлением Исполкома Моссовета был установлен порядок использования метрополитена как укрытия во время бомбежек. При сигнале воздушной тревоги поезда останавливались, дойдя до ближайшей станции, контактный рельс обесточивался. Женщинам с детьми до двух лет разрешалось занимать вагоны и платформы. Остальные размещались в тоннелях.

За время воздушных налетов на Москву с 22 июня 1941 года по сентябрь 1942-го метро послужило убежищем для 14 миллионов человек. За сутки станция «Маяковская» принимала до 50 тысяч москвичей, «Курская» и «Площадь Революции» — до 40 тысяч, «Дзержинская» (ныне — «Лубянка») — 30 тысяч, а мелкозаложенная «Комсомольская» — 25 тысяч. Подземный быт москвичей скрашивали лекции, политзанятия, киносеансы, концерты. На «Арбатской», к примеру, выступали скрипач Давид Ойстрах и пианист Лев Оборин. На «Курской» открылся филиал Государственной публичной исторической библиотеки. В метро работали выставки, различные кружки и секции. Тем не менее обстановка была гнетущей — люди страдали от клаустрофобии и неизвестности. Причиной примерно половины всех обращений в развернутые здесь медпункты являлись нервные расстройства и обмороки. Потом все более-менее наладилось: кто-то обжился в подземке, кто-то уже не спускался туда.

Метро спасло от бомб тысячи москвичей. В нем появились на свет 217 младенцев. Но случались и трагедии. Так, в ночь на 23 июля 1941 года тяжелая бомба пробила перекрытие тоннеля на перегоне «Арбатская» — «Смоленская», унеся жизни 14 человек и ранив около двадцати. В тот же день при внезапном объявлении воздушной тревоги в давке на лестнице вестибюля «Арбатской» погибли еще 46 человек.

В начале войны во время авианалетов станция «Белорусская» стала местом работы командного пункта Генерального штаба Красной армии. Затем он перебрался на «Кировскую» (ныне — «Чистые пруды»). Здесь на глубине 33,5 м были размещены узел связи, кабинеты Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина и начальника Генштаба Б. М. Шапошникова. Перроны отгородили фанерными перегородками от проходивших без остановки поездов. А соседняя станция «Красные ворота» всю войну принимала пассажиров, которые и не подозревали, что под платформой исправно работает командный пункт Наркомата путей сообщения. В качестве бомбоубежища для сотрудников аппарата правительства приспособили «спецучасток» тоннелей на перегоне «Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная») — «Новокузнецкая». Он соединялся с бункером под Васильевским спуском, куда прямо из Кремля вел наклонный ход. К тому же отрезку линии метро с другой стороны примкнул пункт спецсвязи НКВД под старинным собором Богоявленского монастыря и зданием в проезде Куйбышева (ныне — Богоявленский переулок). В мае 1942 года возобновились и работы по приспособлению метрополитена под газоубежище.

Огромное значение имела станция «Маяковская». 6 ноября 1941 года здесь на глубине 33,5 м, неуязвимой для авиаударов, состоялось заседание Моссовета с участием советского руководства во главе со Сталиным, продемонстрировавшее миру готовность отстаивать столицу СССР и уверенность в победе над врагом.

Едва завершилась Великая Отечественная война, как на долгие десятилетия развернулась война холодная, грозившая в любой момент перерасти в горячую — с применением ядерного, химического и бактериологического оружия. Московскому метрополитену предстояло и в данной ситуации сыграть важную роль. Его защитные свойства постоянно совершенствовались. Информация по этой теме до сих пор в значительной части засекречена. Но, наверное, каждый пассажир метро замечал на входах-выходах подземных залов станций глубокого заложения массивные порталы, в толще которых спрятаны створки герметических затворов. При угрозе применения оружия массового поражения или техногенной катастрофы они в зависимости от конструкции выдвинутся, опустятся или поднимутся, чтобы изолировать и обезопасить помещение.

Установка защитных устройств требовала серьезной реконструкции старых станций, нередко в ущерб их архитектурно-художественному облику. Так, на «Площади Революции» пришлось демонтировать четыре бронзовых изваяния работы М. Г. Манизера из 80, первоначально украшавших подземный дворец. «Маяковская» при установке гермозатвора лишилась одного из арочных пролетов и мозаичного панно «Знамя СССР», созданного по эскизу А. А. Дейнеки в мастерской В. А. Фролова. Среди подобных же утрат — несколько медальонов с барельефами работы Е. А. Янсон-Манизер на станции «Динамо». Красивейшая «Электрозаводская» лишилась двух горельефов скульптора Г. И. Мотовилова, а «Бауманская» — одного из аванзалов.

Установка гермозатвора на «Новокузнецкой» потребовала демонтажа со свода одного из мозаичных плафонов, также изготовленных в мастерской В. А. Фролова по эскизам А. А. Дейнеки. И это лишь часть потерь. Безопасности в метро всегда отдавался приоритет над архитектурно-художественным оформлением.

Впрочем, в иных случаях эти качества удачно дополняют друг друга. На станции «Баррикадная», например, металлические щиты, закрывающие гермозатворы, стали выразительными элементами декоративного убранства. Они покрыты чеканными рельефами с изображениями цветов и пятиконечных звезд (скульпторы Х. М. Рысин, Д. Я. Бодниек, 1972). Мозаики и барельефы украшают порталы гермозатворов целого ряда станций («Марксистская», «Чеховская», «Серпуховская» и другие). Заградительными устройствами оборудуются также переходы и тоннели. Они устраиваются и там, где линии метро проходят под реками, прудами, коллекторами и трубопроводами. Система живучести метрополитена разработана по принципу подлодки, где поражение одного или нескольких автономных отсеков не приводит к гибели всего подводного судна. Конструкции метро рассчитаны на устойчивость к воздействию факторов военного и технического характера. Вентиляционные шахты снабжены фильтрами, на перегонах устроены санузлы, централизованное электроснабжение дублировано дизельными генераторами…

После войны в тесной связи с обычным метро развивалась система секретных «спецобъектов». В течение полувека пассажиры станции «Таганская-кольцевая» не догадывались, что буквально за стеной течет совсем другая жизнь — незаметная, но весьма напряженная. Здесь на 60-метровой глубине в 1951–1956 годах был сооружен бункер общей площадью 7 тысяч квадратных метров, в котором разместился командный пункт дальней авиации и другие военные органы управления. На объекте работало до 2,5 тысяч человек. Вход в секретное подземелье и шахту лифта маскировал неприметный особняк в 1-м Гончарном переулке. Бункер соединили ходами со станцией и перегонами метро. Впоследствии военные покинули объект, а в самом конце XX века он перешел в частные руки. В 2006 году в нем открылся Музей холодной войны, весьма популярный у туристов и экскурсантов. Рассекречен и музеефицирован и другой бункер, построенный к 1961 году на глубине 43 м для архива Министерства иностранных дел СССР. Его площадь — 1400 квадратных метров. Он примыкает к перегону метро на участке «Новокузнецкая» — «Павелецкая».

Одна из самых интригующих тайн и легенд Москвы — Метро-2. Под этим названием в популярной конспирологической и художественной литературе, а также в московском фольклоре понимается разветвленная система защищенных коммуникаций, призванная обеспечить управление страной и Вооруженными силами в условиях масштабной войны и чрезвычайных ситуаций. Большинство москвичей не сомневается в существовании секретной правительственной подземки, будто бы пронизывающей на большой глубине недра столицы и даже выходящей далеко за ее границы. Но официальной открытой информации на сей счет нет, а слухи и домыслы рисуют подчас фантастические картины.

Вопрос: Было ли такое, что мозаику и росписи в метро убирали специально? 

Ответ: Подобное случалось неоднократно, особенно на рубеже 1950–1960-х годов, когда после XХ съезда КПСС, развенчавшего «культ личности», развернулась тотальная «десталинизация» Московского метрополитена. Убирались скульптуры, мозаичные, фресковые изображения Сталина, до этого переполнявшие станции и вестибюли. Так, в 1963–1964 годах выдающемуся художнику П. Д. Корину пришлось переделывать три из восьми выполненных по его эскизам огромных мозаичных панно, украшавших своды «Комсомольской-кольцевой» и посвященных ратной истории отечества. Мозаика «Парад 7 ноября 1941 года», на которой Сталин в окружении Молотова, Ворошилова, Маленкова и Берии вручал ленинское знамя бойцам, уходящим на защиту Москвы, была заменена на изображение Ленина, выступающего перед красноармейцами. (Удивительно, что Берия, расстрелянный в 1953 году и объявленный при Н. С. Хрущеве главным злодеем эпохи, взирал на пассажиров со свода популярнейшей станции Московского метрополитена столько лет!)

В сюжете «Взятие рейхстага» замене подверглась лишь одна, но существенная деталь — со знамени, реющего над воинами-победителями, убрали профиль Сталина, оставив лишь ленинский портрет (его взяли с мозаики «Парад 7 ноября 1941 года»). Зато панно «Парад Победы 1945 года» переделали радикально. Вместо стоявших на трибуне Мавзолея Сталина «со товарищи» и военачальников, а заодно и воинов, повергающих к подножию усыпальницы вождя знамена Третьего Рейха, появилась попирающая эти знамена величественная Родина-мать.

Мозаичные и фресковые изображения генералиссимуса заменили другими сюжетами и на станциях Кольцевой линии — «Павелецкой», «Киевской», «Белорусской», «Краснопресненской», «Новослободской». Сегодня в вестибюле «Добрынинской» пассажиров встречает огромная мозаичная картина работы Г. И. Рублева и Б. В. Иорданского, на которой ликующие демонстранты несут, словно икону, портрет Юрия Гагарина. Но в 1950 году, когда станция открылась, и несколько позднее, когда ее украсили мозаиками, Гагарин еще и не мечтал о Космосе. А место кумира масс на портрете занимал Сталин. Мозаичный образ вождя народов в вестибюле «Арбатской» работы Г. И. Опрышко заменять не стали — просто уничтожили, оставив пустую лепную раму.

Со станции «Автозаводская» вынесли величественную скульптуру Сталина, созданную С. Д. Меркуровым. Такая же судьба постигла бронзового вождя (творение Н. Б. Томского) в вестибюле «Курской-кольцевой», огромный горельеф «Сталин среди молодежи» на «Таганской-кольцевой» и многие менее масштабные произведения подобного рода, вплоть до подписей генсека под его цитатами, начертанными золотыми буквами на мраморе. Московское метро перестало быть святилищем одного «божества», но все же сохранило дух и образ той эпохи.

Многое в столичном метрополитене исчезло при реконструкции станций, приспособлении их к новым стандартам эксплуатации. Особенно заметны утраты в системах освещения. Оригинальные светильники (люстры, бра, торшеры) массово заменялись на более современные, но диссонирующие с архитектурно-художественным обликом метропространств. Уникальные мозаичные полы из нескольких сортов мрамора на станции «Киевская» Филевской линии, стершиеся под ногами миллионов пассажиров, уступили место гранитным, не столь выразительным, и только несколько лет назад были воссозданы. При строительстве в 1990-х годах нового входа-выхода станции «Белорусская-кольцевая» демонтировали внушительную скульптурную группу «Советская Белоруссия» работы С. М. Орлова. Долгое время она считалась утраченной, но в 2021 году неожиданно вернулась в метро, заняв место бюста В. И. Ленина на «Белорусской-радиальной».

Сегодня утраты не столь часты и масштабны. Свыше четырех десятков станций имеют охранный статус памятников истории и архитектуры. Метростарина реставрируется. Но и сегодня проблема сохранения культурно-исторического наследия столичного метро остается острой и актуальной.

Вопрос: Есть ли станции, не соответствующие первоначальному проекту? Было ли такое, что в процессе строительства станцию полностью переделывали? 

Ответ: Замыслы архитекторов столичного метро часто существенно изменяются, прежде чем воплотиться в реальность. Достаточно взглянуть на первоначальный проект станции «Маяковская» (1935), воспроизведенный в августовском номере «Московского журнала» за 2021 год (страница 111). Как не похожа эта помпезная анфилада подземных залов, перекрытых массивными сводами и пышно декорированных в духе итальянского Возрождения, на то, что предстало перед первыми пассажирами станции при ее открытии 11 сентября 1938 года и чем с тех пор восхищается мир! Общего у них — лишь новаторская колонная конструкция, впервые в мировом метростроении осуществленная на глубине 33,6 м.

Зодчему «Маяковской» А. Н. Душкину пришлось изменить архитектурное решение при проектировании другой станции — «Площадь Революции». Он задумывал отделку пилонов горельефами на историко-революционную тему. Однако в высоких инстанциях возобладало предложение скульптора М. Г. Манизера установить полноразмерные бронзовые изваяния — самобытную галерею образов, иллюстрирующих историю Страны Советов с октября 1917 года. Так, вопреки первоначальному замыслу, Москва получила одну из своих ярких достопримечательностей.

Среди многочисленных примеров изменения первоначальных проектов — история создания станции «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»). Архитектор Н. Я. Колли задумывал ее просторной и величественной, с раскрытым во всю длину центральным распределительным залом. Однако недостаток опыта строительства на 35-метровой глубине в сложных гидрогеологических условиях побудил метростроителей перестраховаться. Чтобы максимально усилить конструкцию, решили ограничиться маленьким распределительным аванзалом с двумя проходами на каждый перрон. В таком виде «Кировская» просуществовала до начала 1970-х годов, когда ее радикально реконструировали в духе изначального замысла.

По измененным проектам были в 1943–1944 годах построены все станции третьей очереди Московского метро. Мы бы сегодня не узнали их, осуществились предвоенные архитектурные решения. Так, «Новокузнецкая» в своем художественном оформлении должна была отображать и пропагандировать «Сталинский план реконструкции Москвы», «Павелецкая» — жизнь и трудовые достижения Донбасса, «Автозаводская» — успехи автомобильной промышленности. Станция «Спартаковская» (ныне — «Бауманская») задумывалась зодчим Б. М. Иофаном как памятник «революционерам античности» — участникам восстания древнеримских рабов и гладиаторов под водительством Спартака. «Электрозаводской» предстояло восславить ударный труд в этой отрасли, «Сталинской» (ныне — «Семеновская») — победы Красной армии в Гражданской войне. Отделка станции «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» (сегодня — «Партизанская») первоначально посвящалась спорту — рядом шло строительство грандиозного Стадиона Народов. Все эти планы отменила война. Отныне военно-патриотическая тема сделалась основной и единственной в оформлении станций третьей очереди. Срочно переработанные проекты будто иллюстрировали слова Сталина на параде 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» И теперь уже не изваяния гладиаторов с мечами и копьями, а фигуры красноармейцев и партизан с автоматами и гранатами установили в ниши пилонов на «Бауманской», а на «Измайловском парке» вместо спортсменов на пьедесталы поднялись герои народной войны Зоя Космодемьянская и Матвей Кузьмин. Образы ратного прошлого и настоящего страны заполнили пространства новых станций.

Война повлияла не только на художественное оформление метродворцов. Строительство станции «Павелецкая» началось в предвоенные годы по проекту В. А. и А. А. Весниных. Глубоко под землей должен был появиться просторный зал с легкими аркадами и высокими сводами, украшенными мозаичными панно. Вторжение врага сделало эти планы неосуществимыми — уникальные металлоконструкции для строящейся станции остались на оккупированной территории Донбасса. Тогда был принят новый проект, упрощенный и экономичный, предложенный А. Н. Душкиным и Н. С. Князевым. Станция открылась в ноябре военного 1943 года с тесным распределительным аванзалом без полноценного центрального нефа. Мозаикам, доставленным по Дороге жизни из осажденного Ленинграда, места не нашлось. Их разместили на станции «Новокузнецкая». После войны в 1948 году развернулась реконструкция «Павелецкой» по проекту С. В. Лященко и Е. С. Демченко, близкому к первоначальному. Она завершилась только в 1959 году.

Московское метро всегда стремилось идти в ногу со временем, но порой не поспевало за сменой эпох. В середине 1950-х годов, после смерти Сталина, новое советское руководство решило резко увеличить темпы жилищного строительства на окраинах столицы и развития транспортной инфраструктуры, в том числе метрополитена. Постановления партии и правительства требовали эффективного расходования весьма ограниченных ресурсов и отказа от «архитектурных излишеств». Это коснулось и метро. Его намеревались отныне строить по-новому — без дорогостоящей роскоши и помпезности прежних лет, без пропагандистского нажима и восславления вождей. Проекты уже сооружавшихся станций срочно пересматривались. К примеру, решено было отказаться от оформления подземного зала «ВСХВ» (ныне — «ВДНХ») флорентийскими мозаиками работы В. А. Фаворского. Вместо запроектированного в роскошном «сталинском» стиле павильона с высоким куполом возвели куда более скромный, ставший к тому же типовым для нескольких других станций — «Мир» (ныне — «Алексеевская»), «Рижская», «Университет», что ранее не практиковалось.

Изменять первоначальные проекты часто заставляли огрехи общегородского планирования, непредвиденные перемены градостроительной ситуации и трудности строительства. Когда 13 октября 1962 года открылось регулярное движение по новому Калужскому радиусу, среди его станций не оказалось «Шаболовской», хотя конструкции подземного зала уже были смонтированы на 46-метровой глубине. Строительство наклонного эскалаторного тоннеля затормозили сложные гидрогеологические условия. Поэтому решили законсервировать готовую вчерне станцию. Она стала «призраком» на восемнадцать с лишним лет! Пассажиры проходивших метропоездов могли разглядеть в темноте ряды ее пилонов. «Шаболовскую» достроили уже по новому проекту и открыли только 5 ноября 1980 года.

Почти сорок лет скрывал станцию-«призрак» и перегон Таганско-Краснопресненской линии между «Щукинской» и «Тушинской». Обе они открылись 28 декабря 1975 года. Тогда же планировалось ввести в строй станцию «Волоколамская», вчерне сооруженную под Тушинским аэродромом, на месте которого намечалось возведение жилых кварталов. Но городские планы изменились, аэродром тогда не застроили. Станция оказалась ненужной, и ее законсервировали до лучших времен. Времена эти наступили уже в XXI веке. Станцию завершили по измененному проекту и открыли в 2014 году под названием «Спартак» — по расположенному рядом стадиону популярной футбольной команды…

 
istanbul escort aksaray escort arnavutköy escort ataköy escort avcılar escort avcılar türbanlı escort avrupa yakası escort bağcılar escort bahçelievler escort bahçeşehir escort bakırköy escort başakşehir escort bayrampaşa escort beşiktaş escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü türbanlı escort beyoğlu escort büyükçekmece escort cevizlibağ escort çapa escort çatalca escort esenler escort esenyurt escort esenyurt türbanlı escort etiler escort eyüp escort fatih escort fındıkzade escort florya escort gaziosmanpaşa escort güneşli escort güngören escort halkalı escort ikitelli escort istanbul escort kağıthane escort kayaşehir escort küçükçekmece escort mecidiyeköy escort merter escort nişantaşı escort sarıyer escort sefaköy escort silivri escort sultangazi escort suriyeli escort şirinevler escort şişli escort taksim escort topkapı escort yenibosna escort zeytinburnu escort porno 1080p porno izle 4k porno izle 720p porno izle abella danger alman alman porno alman porno izle aloha tube porno amatör amatör porno amatör porno izle anal anal porno anal porno izle arap porno asa akira porno asyalı porno bangbros porno bangbros porno izle banyoda sikis başörtülü porno beeg porno izle beyaz tenli porno izle biseksuel porno izle bisexsuel porno brandi love porno brazzers brazzers porno izle canli porno canli porno izle çinli porno çinli porno izle ensest porno ensest porno izle ensest seks erotik porno erotik porno izle esmer porno esmer porno izle etek altı fake agent fake taxi fake taxi porno fantazi pornoları fantezi porno izle fetiş porno fetiş porno izle fetish fransız porno fransız porno izle full hd hg porno izle gangbang porno genç kız porno izle genç kız sikişi genç teen porno izle gizli çekim porno gizli çekim pornosu grup pornosu grup porno grup porno izle hd pornolar hd porno hd porno izle hemşire porno hemşire pornosu hizmetçi porno hizmetçi porno izle ingiliz porno japon pornoları japon porno kızlık bozma kızlık bozma porno izle konulu porno konulu porno izle koreli porno köylü pornoları kumral porno kumral porno izle latin pornoları latin porno latin porno izle lezbiyen pornoları lezbiyen porno lezbiyen porno izle lisa ann porno liseli pornoları liseli porno liseli porno izle manken porno manken porno izle masaj porno izle masturbasyon porno izle masturbasyon pornoları mature porno mia khalifa porno mia malkova porno milf porno izle mobil porno mobil porno izle öğrenci porno izle öğretmen porno izle okul porno izle olgun kadın pornosu olgun porno oral porno oral porno izle oral seks porna izle pornhub pornhub porno izle porno film izle porno indir porno izle porno resimler porno star porntube porno izle redtube redtube pornoları riley reid porno rokettube rus pornoları rus porno rus porno izle sakso blowjob porno izle sarışın pornoları sarışın porno sarışın porno izle sarışın pornoları sekreter porno shemale sikiş sikiş sikiş izle şişman porno siyahi pornoları suriyeli pornoları swinger porno tecavüz porno teen porn türbanlı pornoları türbanlı porno türk pornoları türk porno türk porno izle türkçe altyazılı porno türkçe altyazılı porno izle xhamster pornoları xhamster porno xhamster porno izle xnxx xnxx porno xnxx porno izle xvideos xvideos porno izle yaşlı porno yeşilçam porno izle youjizz youporn youporn porno izle zenci porno güvenilir bahis siteleri bahis siteleri casino deneme bonusu casino siteleri deneme bonusu para yatırma bonusu bahis siteleri casino siteleribahis sitesi para yatırma