Поиск

Москва Осипа Мандельштама

Москва Осипа Мандельштама

Тенишевское училище


Гейдельбергский университет

К 130-летию со дня рождения поэта.

В 2021 году исполняется 130 лет со дня рождения Осипа Мандельштама. Его жизнь была тесно связана с Москвой; Москва разносторонне представлена в его творчестве, причем в «московской» теме нашли яркое воплощение представления Мандельштама об исторической судьбе России и понимание поэтом своего места в жизни страны. Но прежде чем обратиться к московскому сюжету в жизни Мандельштама, необходимо к нему «подойти», а для этого потребуется некая вступительная часть.

Осип Эмильевич Мандельштам — один из самых значительных русских поэтов ушедшего века. Он входит в так называемую «великую четверку» наряду с Борисом Пастернаком, Мариной Цветаевой и Анной Ахматовой. Каждый из этого великолепного квартета своеобразен и не похож на других. Уравнивает их только мощь поэтического гения. Нет никакого сомнения, что Мандельштам принадлежит к числу самых значительных поэтов не только России, но и XX столетия вообще. Он никогда не стремился быть авангардистом, но его творчество открывало новые пути в русской поэзии. Он умер в конце декабря 1938 года в пересыльном лагере, который находился на самой восточной окраине Советского Союза, под Владивостоком, у Тихого океана. Так закончилась его жизнь, а родился Осип Мандельштам в 1891 году, в начале января, на другой, западной, окраине бывшей империи, в Варшаве (Польша тогда была частью Российского государства). О начале своей жизни поэт написал в «Стихах о неизвестном солдате» (1937–1938):

Я рожден в ночь с второго на третье

Января в девяносто одном

Ненадежном году, и столетья

Окружают меня огнем1.

Но детство в Варшаве он не провел: семья вскоре переехала под Петербург, в Павловск, а потом и в столицу, и именно Петербург поэт всегда считал своей родиной. Это был город, в котором прошли его детство и юность, с Петербургом теснейшим образом связана и его поэзия, особенно ранняя. Мандельштам родился в еврейской семье. Отец его, Эмилий Вениаминович, был специалистом в кожевенном деле, занимался производством перчаток. В течение некоторого времени дела отца шли хорошо, он был купцом 1-й гильдии (что, собственно, и позволило ему с семьей поселиться в Петербурге: в царской России евреи могли жить только в строго определенных местах, в число которых ни столица империи, ни Москва не входили; но на предпринимателей и торговцев, имевших определенный уровень состояния, и на лиц с высшим образованием эти ограничения не распространялись). Позднее материальное положение семьи ухудшилось. Интересы отца торговлей не ограничивались. В детстве он учился в еврейской школе, мог со временем стать раввином, но бросил школу и уехал в Германию, где увлекся немецкой литературой, Гёте и Шиллером, и философией. Так что немецкий язык был в определенной мере знаком будущему поэту с детства. Надо заметить, что отец даже писал какие-то сочинения философского плана на немецком языке, которые до нас, к сожалению, не дошли. Мать поэта, Флора Осиповна, была одаренной музыкантшей, и любовь к музыке Осип Эмильевич унаследовал в первую очередь от нее. Но не только к музыке: именно матери он обязан также первоначальным знакомством с русской литературой, поэзией и прозой. Вообще семья Мандельштамов принадлежала к ассимилированному еврейству. В доме говорили в основном на русском; языка европейских евреев, идиша, Мандельштам не знал. Его пытались обучать древнееврейскому языку, но это обучение не было систематическим. В детские годы Мандельштам воспринимал свое еврейское происхождение и наследство как нечто ему чуждое (позднее отношение к этому изменится); его естественной культурой стала русская культура, а зримым выражением этой культуры — великолепный блистательный Петербург.

В 1899 году, в возрасте девяти лет, мальчик поступил в Тенишевское училище. Это было одно из самых лучших тогда средних учебных заведений России. Оно было основано князем Вячеславом Тенишевым, удачливым предпринимателем, человеком либеральных убеждений. В училище принимали без всяких сословных, национальных или религиозных ограничений, в нем царила атмосфера свободы, поощрялись творчество учащихся и дух исследования. Среди педагогов были люди выдающиеся, в частности, русскую литературу преподавал поэт Владимир Васильевич Гиппиус — человек, чьи уроки и общение с которым значили для Мандельштама очень много. Яркий образ В. Гиппиуса Мандельштам позднее нарисовал в автобиографической прозе «Шум времени» (нельзя не сказать, что Мандельштам не только великий поэт, но и чрезвычайно своеобразный и тонкий прозаик). Отметим, что из Тенишевского училища вышел целый ряд замечательных деятелей культуры; среди них — один из крупнейших писателей XX века Владимир Набоков, видный литературовед Виктор Жирмунский, писатель, проведший многие годы в сталинских лагерях, автор книги «Погружение во тьму» Олег Волков, замечательный художник, друг Мандельштама Лев Бруни. Подобно многим юношам своего времени, в годы обучения в Тенишевском училище Мандельштам увлекается революционными идеями, читает Маркса, Карла Каутского и русских социалистов разных направлений.

В 1907 году Мандельштам окончил Тенишевское училище. Родители, обеспокоенные его революционными увлечениями, отправляют сына учиться в Париж. В Сорбонне с ноября 1907 по май 1908 года он изучает старофранцузскую поэзию, увлекается Франсуа Вийоном (этот французский поэт останется навсегда одним из самых близких Мандельштаму), посещает лекции известных филологов и философа Анри Бергсона, будущего лауреата Нобелевской премии. Книга Бергсона «Творческая эволюция» оказала сильное и долговременное влияние на мировоззрение Мандельштама. Юноша посещает Италию и Швейцарию. В 1909–1910 годах обучение в Европе было продолжено: Мандельштам занимается романской филологией в немецком Гейдельбергском университете (на доме, в котором он жил в студенческое время, установлена мемориальная доска). Большое впечатление на него производит европейская средневековая архитектура, особенно французская и немецкая готика. Мандельштам всегда воспринимал мир как некое сложное единство, имеющее развитую структуру и построенное по законам разветвленной иерархии. Этим привлекал его в юности и марксизм с его четким анализом общественных сил и отношений. Образцом такой сложной структуры, где все части необходимы, уравновешивают друг друга и все вместе создают великолепное по красоте единство, виделся Мандельштаму готический собор. Принципы готической архитектуры Мандельштам воспринимал в качестве образца для настоящего искусства вообще — во всяком случае, для такого искусства, которое ему было близко. Аналогом готики в литературе для него была «Божественная комедия» Данте. Принципы готики виделись ему также в качестве модели для желательного общественного устройства: здоровое общество должно быть сложной постройкой взаимоуравновешивающих сил, а не жесткой тоталитарной структурой.

Мандельштам знал и любил не только европейскую архитектуру, но и французскую, немецкую и итальянскую поэзию и музыку — Гёте, Гёльдерлина, других немецких писателей, французских поэтов Бодлера и Верлена, живопись импрессионистов. Позднее, в 1932 году, он написал стихотворение «К немецкой речи», где именует бога поэзии «бог Нахтигаль» (соловей); этот образ отсылает читателя к стихотворению Гейне «В начале был соловей…». Что касается музыки, то среди любимых композиторов Мандельштама были Моцарт, Бах, Бетховен, Брамс и Шуберт.

В Европе Мандельштам начинает писать первые по-настоящему сильные стихи. Он оставляет навсегда политику ради поэзии.

Мандельштам возвращается на родину, в Петербург. В 1910 году, когда ему было 19 лет, его стихи были впервые опубликованы на страницах модного и влиятельного журнала «Аполлон». Мандельштам хотел продолжить обучение в Петербургском университете, но это было нелегко сделать: количество лиц иудейского вероисповедания не должно было превышать в столичном университете три процента. Национальность роли не играла, в расчет принималась только религиозная принадлежность. Мандельштам принял христианство: он крестился в Финляндии, в Выборге, стал методистом (одна из ветвей протестантства). Хочется подчеркнуть, что Мандельштам стал христианином не только для поступления в университет. Это, несомненно, имело значение, однако он никогда не переменил бы веру, если бы это противоречило его убеждениям. Но иудаизм в то время был ему чужд, он чувствовал себя принадлежащим к христианской культуре, понимая ее широко: для него и католицизм, и православие, и протестантство составляют одну общую христианскую цивилизацию. В 1911 году он поступил на отделение романских языков историко-филологического факультета Петербургского университета. Учился неровно и не слишком прилежно: первый план в его жизни прочно занимала поэзия.

В это время (1909–1911) Мандельштам знакомится с рядом молодых поэтов, наиболее близкими среди которых для него становятся Николай Гумилев и его супруга Анна Ахматова. Их объединил, в частности, бунт против господствовавшего тогда в русской поэзии символизма. Это тема сложная, но сказать по этому поводу несколько слов необходимо. Символисты были людьми, настроенными в большинстве мистически. Они рассматривали жизнь как некое отражение иного мира или иных миров. Поэзия, с их точки зрения, близка религии в том смысле, что стихи — это своего рода священный язык. Задача поэта — передать в своем творчестве мистические переживания, попытаться выразить это тайное присутствие иного, высшего мира в земной реальности. Но это можно сделать только с помощью символического языка, так как присутствие высшей реальности в человеческой жизни невозможно описать рациональным образом. Это сфера не логики, а тонких эмоций, глубокого мистического переживания и самопогружения.

Гумилев, Ахматова и Мандельштам выступили против символизма, когда он уже переживал кризис. Стихи символистов стали превращаться в набор туманных и расплывчатых символов. Из них стала уходить плоть живой реальности. Мандельштам, Гумилев и Ахматова никак не отрицали религиозную и мистическую сторону человеческой жизни. Все трое были люди христианских убеждений (Гумилев и Ахматова — православные). Но они полагали, что не дело поэта подменять собой священника. В религию не надо играть. Это — область глубоко личных переживаний, которые нельзя превращать в профессию в литературе. Поэт не должен подменять собой пророка и святого, он к этому не призван и не имеет на это права. Его задача — передать в стихах опыт своей жизни (не исключая и религиозную сферу) и нарисовать свою картину мира; надо стремиться к тому, чтобы жизнь была отражена в поэзии в эстетически безупречной форме. Надо вернуться к полноте и яркости жизни, заявляли акмеисты (в качестве «учителей» они выбрали Шекспира, Рабле, Вийона и Т. Готье). В сущности, это был бунт против крайностей и вульгаризации символизма. Новое направление получило название «акмеизм», от греческого слова «акме» — «расцвет, зрелость, вершина, острие».

В 1913 году выходит первая книга стихов Мандельштама «Камень». Название не случайно: камень — символ прочности, конструктивного строительства, расчета и ремесла в искусстве; камень лежит в основе развитой сложной архитектуры, а без архитектуры нельзя представить богатую культуру.

В начале Первой мировой войны Мандельштам был увлечен общим патриотическим чувством, что, впрочем, ни в каких кровожадных призывах никогда не выражалось. Гумилев ушел на фронт добровольцем. Но война затянулась; все более ясным становилось общее безумие массового бессмысленного истребления. В это время Мандельштам знакомится в Крыму с Мариной Цветаевой. Она родилась в 1892 году; когда они познакомились, ей было 23 года, а Мандельштаму — 24. Знакомство переросло в любовь, и всю первую половину 1916 года Мандельштам периодически приезжал из Петрограда в Москву к Цветаевой. Цветаева, чья мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была германофилкой, очень любила немецкую поэзию и музыку. К этому времени и Мандельштам никакого смысла в войне не видел. Он пишет в 1916 году стихотворение «Зверинец», в котором призыв к миру сочетается с прославлением итальянской речи и говорится, что «славянский и германский лён» растут из одного корня.

Роман с Цветаевой длился недолго, около полугода, но имел большое значение в жизни Мандельштама. Благодаря Цветаевой он увидел Москву, куда приехал впервые только в 25 лет. Москва была совершенно не похожа на Петербург, построенный в основном европейскими архитекторами. Петербург был европейским лицом России, Москва же сначала вызвала у Мандельштама неприятие и ощущение чего-то ему чуждого. Сложное отношение к Москве как к городу полуазиатскому останется у Мандельштама навсегда. Но это был город любимой женщины, Марины Цветаевой, и благодаря этой любви он принимает и Москву, увидев в ней культурное наследие Средиземноморья, которое для Мандельштама всегда было основой всей европейской цивилизации (Греция — Рим — Израиль). Как известно, Московский Кремль, сама крепость и соборы Кремля, были выстроены в конце XV — начале XVI веков под руководством группы итальянских архитекторов. Но храмы строили они в духе древнерусской архитектуры, привнося в нее черты итальянского Возрождения. Вот это сочетание русского и итальянского в архитектуре Кремля и было тем, что Мандельштам в Москве принял. Христианство, полученное от греков из Константинополя, привилось на русской почве, и это наследство, дополненное культурным взаимодействием России с Европой эпохи Возрождения и Нового времени, делает Россию европейской страной.

Цветаева открыла Мандельштаму непетербургскую Россию, и это была важная веха в биографии поэта, в первую очередь творческой.

В это время созданы стихи, адресованные Марине Цветаевой, в которых у Мандельштама начинает звучать московская тема: «В разноголосице девического хора…», «На розвальнях, уложенных соломой….», «О, этот воздух, смутой пьяный…». В этих стихах неприятие Москвы, осознание ее чуждости, стойкое ощущение исходящей от этого города угрозы сочетаются со стремлением стать «причастным» Москве, олицетворяющей Россию и ее историческую судьбу. Москва — город, противоположный каменному кружеву готики, столь любимой поэтом, каменной торжественности Петербурга. Повторим: «Камень» — так назывался первый сборник стихов Мандельштама, и именно камень был для него тогда олицетворением культуры.

С другой стороны, кремлевские соборы «с их итальянскою и русскою душой» являются зримым воплощением принадлежности России к единой христианской цивилизации. Просвечивающий сквозь церковную архитектуру женский облик («нежные» — «нежное» — женское) дополняется просвечивающим именем: не раз отмечалось, что «Флоренция», то есть «цветущая», прямо соотносится с фамилией «Цветаева». Римская богиня зари Аврора предстает «с русским именем и в шубке меховой».

Осип Мандельштам – Марине Цветаевой (1916):

В разноголосице девического хора

Все церкви нежные поют на голос свой,

И в дугах каменных Успенского собора

Мне брови чудятся, высокие, дугой.

И с укрепленного архангелами вала

Я город озирал на чудной высоте.

В стенах акрополя печаль меня снедала

По русском имени и русской красоте.

Не диво ль дивное, что вертоград нам снится,

Где реют голуби в горячей синеве,

Что православные крюки поет черница:

Успенье нежное — Флоренция в Москве.

И пятиглавые московские соборы

С их итальянскою и русскою душой

Напоминают мне — явление Авроры,

Но с русским именем и в шубке меховой.

Марина Цветаева — Осипу Мандельштаму (1916):

Из рук моих — нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке — все сорок сороков

И реющих над ними голубков.

И Спасские — с цветами — ворота,

Где шапка православного снята.

Часовню звездную — приют от зол —

Где вытертый от поцелуев — пол.

Пятисоборный несравненный круг

Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К Нечаянныя Радости в саду

Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,

Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков

Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил…

Ты не раскаешься, что ты меня любил2.

«Нечаянная Радость» в этих стихах — Благовещенская церковь (не путать с Благовещенским собором) в Нижнем саду Кремля (разрушена в советское время); ее нередко называли церковью Нечаянной Радости по чтимой иконе.

Марина Цветаева об Осипе Мандельштаме:

«…весь тот период… мой, чудесные дни с февраля по июнь 1916 года, дни, когда я Мандельштаму дарила Москву. Не так много мне в жизни писали хороших стихов, а главное: не так часто поэт вдохновляется поэтом»3.

Осип Мандельштам — Марине Цветаевой:

Целую локоть загорелый

И лба кусочек восковой,

Я знаю: он остался белый

Под смуглой прядью золотой.

……………………………………..

Нам остается только имя:

Чудесный звук, на долгий срок.

Прими ж ладонями моими

Пересыпаемый песок.

(«Не веря воскресенья чуду…», 1916)

Так закончился роман, очень значимый для обоих. Они еще встретятся в Москве в 1918 году и в 1922, до отъезда Цветаевой за границу.

В 1918 году, 1 июня, Мандельштам становится работником Наркомпроса. Как все важнейшие государственные учреждения, Наркомпрос переводится в новую советскую столицу. Поэт переезжает из Петрограда в Москву (в Москве в этот год он был и раньше, в мае). Его поселили в гостинице «Метрополь» (номер 263), которая тогда именовалась «2-м домом Советов» — в ней проживали совслужащие. Мандельштам был работником отдела реформы школы, заведовал подотделом художественного развития учащихся. В связи с этой работой написана статья «Государство и ритм» (1918). Он не раз выступает на тему организации ритмического (физического) воспитания и народного образования вообще.

Непосредственно с Москвой связаны написанные в это время стихи «Все чуждо нам в столице непотребной…», «Когда в теплой ночи замирает…» и, очевидно, «Телефон». В левоэсеровской московской газете «Знамя труда» появляется «гимн» «Прославим, братья, сумерки свободы…», подписанный: «Москва, май 1918».

Приведем из него отрывок:

Прославим, братья, сумерки свободы, 

Великий сумеречный год! 

В кипящие ночные воды 

Опущен грузный лес тенëт. 

Восходишь ты в глухие годы —  

О солнце, судия, народ!

 

Прославим роковое бремя, 

Которое в слезах народный вождь берет. 

Прославим власти сумрачное бремя, 

Ее невыносимый гнет. 

В ком сердце есть – тот должен слышать, время, 

Как твой корабль ко дну идет.  

…………… 

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, 

Скрипучий поворот руля. 

Земля плывет. Мужайтесь, мужи. 

Как плугом океан деля, 

Мы будем помнить и в летейской стуже, 

Что десяти небес нам стоила земля…

 
istanbul escort aksaray escort arnavutköy escort ataköy escort avcılar escort avcılar türbanlı escort avrupa yakası escort bağcılar escort bahçelievler escort bahçeşehir escort bakırköy escort başakşehir escort bayrampaşa escort beşiktaş escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü türbanlı escort beyoğlu escort büyükçekmece escort cevizlibağ escort çapa escort çatalca escort esenler escort esenyurt escort esenyurt türbanlı escort etiler escort eyüp escort fatih escort fındıkzade escort florya escort gaziosmanpaşa escort güneşli escort güngören escort halkalı escort ikitelli escort istanbul escort kağıthane escort kayaşehir escort küçükçekmece escort mecidiyeköy escort merter escort nişantaşı escort sarıyer escort sefaköy escort silivri escort sultangazi escort suriyeli escort şirinevler escort şişli escort taksim escort topkapı escort yenibosna escort zeytinburnu escort porno 1080p porno izle 4k porno izle 720p porno izle abella danger alman alman porno alman porno izle aloha tube porno amatör amatör porno amatör porno izle anal anal porno anal porno izle arap porno asa akira porno asyalı porno bangbros porno bangbros porno izle banyoda sikis başörtülü porno beeg porno izle beyaz tenli porno izle biseksuel porno izle bisexsuel porno brandi love porno brazzers brazzers porno izle canli porno canli porno izle çinli porno çinli porno izle ensest porno ensest porno izle ensest seks erotik porno erotik porno izle esmer porno esmer porno izle etek altı fake agent fake taxi fake taxi porno fantazi pornoları fantezi porno izle fetiş porno fetiş porno izle fetish fransız porno fransız porno izle full hd hg porno izle gangbang porno genç kız porno izle genç kız sikişi genç teen porno izle gizli çekim porno gizli çekim pornosu grup pornosu grup porno grup porno izle hd pornolar hd porno hd porno izle hemşire porno hemşire pornosu hizmetçi porno hizmetçi porno izle ingiliz porno japon pornoları japon porno kızlık bozma kızlık bozma porno izle konulu porno konulu porno izle koreli porno köylü pornoları kumral porno kumral porno izle latin pornoları latin porno latin porno izle lezbiyen pornoları lezbiyen porno lezbiyen porno izle lisa ann porno liseli pornoları liseli porno liseli porno izle manken porno manken porno izle masaj porno izle masturbasyon porno izle masturbasyon pornoları mature porno mia khalifa porno mia malkova porno milf porno izle mobil porno mobil porno izle öğrenci porno izle öğretmen porno izle okul porno izle olgun kadın pornosu olgun porno oral porno oral porno izle oral seks porna izle pornhub pornhub porno izle porno film izle porno indir porno izle porno resimler porno star porntube porno izle redtube redtube pornoları riley reid porno rokettube rus pornoları rus porno rus porno izle sakso blowjob porno izle sarışın pornoları sarışın porno sarışın porno izle sarışın pornoları sekreter porno shemale sikiş sikiş sikiş izle şişman porno siyahi pornoları suriyeli pornoları swinger porno tecavüz porno teen porn türbanlı pornoları türbanlı porno türk pornoları türk porno türk porno izle türkçe altyazılı porno türkçe altyazılı porno izle xhamster pornoları xhamster porno xhamster porno izle xnxx xnxx porno xnxx porno izle xvideos xvideos porno izle yaşlı porno yeşilçam porno izle youjizz youporn youporn porno izle zenci porno güvenilir bahis siteleri bahis siteleri casino deneme bonusu casino siteleri deneme bonusu para yatırma bonusu bahis siteleri casino siteleribahis sitesi para yatırma