Поиск
  • 29.05.2020
  • Традиции
  • Автор Маргарита Абрамовна Лобовская

«Друг надежный москвичей»

«Друг надежный москвичей»

«Букашка»


«Аннушка»

Московскому трамваю посвящается.

25 марта 1899 года в Москве торжественно открылось регулярное движение трамвая. Первая линия пролегла от Бутырской заставы до Петровского парка. Электротранспорт быстро вытеснил с улиц старую конку. Его маршруты охватили весь центр, включая Красную площадь, Лубянку, Бульварное кольцо, набережные, Замоскворечье.

Пассажиры не сразу уяснили правила безопасного поведения в трамвае. Так, с сентября 1904 по сентябрь 1905 года в городе на трамвайных линиях произошло 326 несчастных случаев! Газеты постоянно сообщали печальные факты: о гибели женщины, пытавшейся вскочить в едущий вагон, о другой женщине, которая сошла на ходу и расшибла голову, о попавшей под колеса девочке… Однако это ничуть не мешало росту популярности нового способа передвижения. Впоследствии народ давал трамваям ласковые прозвища: по Бульварному кольцу курсировала «Аннушка», по Садовому — «Букашка», от Таганки к метро «Автозаводская» — «Верочка». Постепенно в Москве родилась, если можно так выразиться, трамвайная традиция: без трамвая москвичи себя уже попросту не мыслили.

Движение трамвая в Москве не прерывалось никогда — даже в нелегкие послереволюционные десятилетия. 25 июля 1923 года председатель исполкома Моссовета Л. Б. Каменев прибыл на открытие новой линии — от Даниловской площади через Виндавский (ныне — Рижский) вокзал в Останкино. В 1930-х годах трехвагонные трамваи начали обслуживать маршруты, проложенные к автозаводу имени И. А. Лихачева, к Семеновской и Преображенской площадям, в промышленные зоны столицы. Вагоны использовались не только для пассажирских, но и для транспортных перевозок, а также служили агитационно-пропагандистскими площадками.

Писатель-эмигрант Д. М. Горбацевич (псевдоним Минский Мужик) вспоминал о московских буднях тех лет: «В трамваях невообразимая давка. Люди цепляются за что попало, чтобы только как-нибудь приехать. У москвичей сложилась шарада о своем трамвае:

Один правит,

другой кричит,

20 избранных сидят,

30 стенки подпирают,

10 в воздухе висят».

Илья Ильф и Евгений Петров, повествуя о довоенной Москве, не обошли стороной и нашу тему: «А что трамвай… О! О трамвае надо писать целую книгу. <…> Трамвай очень изменился в последнее время. Уже исчезло незамысловатое трамвайное веселье, умолкли остроты насчет того, что вагончик резиновый, никто не отпускает замечаний по поводу гражданина в шляпе, перестали даже кидаться на людей в очках, так называемых четырехглазых. И в ту минуту, когда вагон трещит под напором сдавливаемых тел, когда все пассажиры слились в какую-то единую, начинающую застывать бетонную массу, визжа открывается дверь передней площадки, и внутрь втискиваются восемь милиционеров в новых касках и с кошелками в руках. <…> Каждый человек в Москве, прежде чем достигнуть места работы, теряет пятьдесят процентов работоспособности на преодоление трамвайных и автобусных препятствий. Тут и физическое усилие, и расстройство нервов, и потеря самообладания».

В 1930-х годах на московские улицы вышли троллейбусы, автобусы, открывались станции метрополитена. Однако корреспондент городской газеты отмечал: «Московский трамвай — ветеран городского транспорта столицы — и сейчас продолжает занимать доминирующее место, перевозя основную массу — до 70 % пассажиров». Функционировали и грузовые трамваи — их, в частности, активно использовали при строительстве первой очереди метро для вывоза вынутой горной породы.

Во время войны трамвайное движение также не останавливалось ни на один день, начинаясь в 6 часов утра и завершаясь в 10 вечера. В ноябре 1941 года по ночам на трамваях перебрасывались к передовой воинские части, раненые транспортировались от вокзалов в Лефортовский госпиталь. Грузовые вагоны перевозили продовольствие, топливо, материалы для возведения оборонительных сооружений. В 1943 году исполком Моссовета обязал Управление московского трамвая обеспечить доставку картофеля на предприятия города.

Не случайно именно на трамвайной остановке происходит судьбоносная встреча солдата и девушки в поэме Д. С. Самойлова «Снегопад»:

Декабрь. И холода стоят 

В Москве суровой и печальной. 

И некий молодой солдат 

В шинели куцей госпитальной 

Трамвая ждет. 

<…>

Вдруг снег посыпал. Клочья ватки 

Слетели с неба там и тут, 

Потом все гуще и все чаще. 

И вот солдат, как в белой чаще, 

Полузасыпанный стоит 

И очарованно глядит. 

Был этот снег так чист и светел, 

Что он сперва и не заметил, 

Как женщина из-за угла 

К той остановке подошла. 

С ухваткой, свойственной пехоте, 

Он подошел: 

— Не узнаете? 

Она в ответ: 

— Не узнаю. 

— Я чуть не час уже стою, 

И ждать трамвая безнадежно. 

Я провожу вас, если можно. 

— Куда? 

— Да хоть на край земли. 

Пошли? 

Ответила: 

— Пошли.

После войны территория столицы расширяется, увеличивается число новых станций метро, трамвайные маршруты закрывают. Б. Ш. Окуджава сокрушался:

Москва все строится, торопится. 

И, выкатив свои глаза, 

Трамваи красные сторонятся, 

Как лошади — когда гроза. 

Они сдают свой мир без жалобы. 

А просто: будьте так добры! 

И сходят с рельс. 

И, словно жаворонки, 

Влетают в старые дворы.

Несмотря на утрату трамваем роли главного городского транспорта, москвичи любить его меньше не стали — ведь многие успели сродниться с ним душой. Это отразил в своем стихотворении поэт С. Г. Островой:

Жил да был трамвай на свете, 

Он у Кировских ворот 

Рано-рано на рассвете 

Делал полный разворот. 

Он по центру шел когда-то, 

В те далекие года 

У Никитских, у Арбата 

Мы встречались с ним всегда. 

Город, город, пестрый глобус, 

Жизнь трамвая нелегка, 

И троллейбус, и автобус 

Обгоняют старика. 

Он теперь от центра дальше, 

Невелик остаток дней, 

Но скажу, друзья, без фальши — 

Был он юностью моей.

Трамвай завоевал себе особое место не только в сердцах горожан, но и, как мы уже отчасти убедились, в литературе — прозе, стихах, мемуарах. Например, К. Г. Паустовский писал, вспоминая 1914 год: «Меня приняли <…> в Миусский трамвайный парк. Но вожатым я работал недолго. Меня вскоре перевели в кондукторы. <…> Я водил вагоны по внутреннему кольцу ‟Б”. <…> Проходила она (линия. — М.Л.) около многолюдных вокзальных площадей, по пыльным обочинам Москвы. Вагоны на линии ‟Б” были с прицепами. В прицепы разрешалось садиться с тяжелыми вещами. Пассажир на этой линии был больше с окраин — ремесленники, огородники, молочницы. Расплачивался этот пассажир медяками, серебро же припрятывал и не очень охотно вытаскивал его из своих кошелей и карманов. Поэтому эта линия и называлась ‟медной”. <…> Это была дьявольская работа. <…> Сцепления были разболтаны, и потому было почти невозможно стронуть вагон с места без того, чтобы не дернуть прицеп и не услышать в ответ крикливые проклятья пассажиров».

Начальство требовало от кондукторов досконального знания города: «Кондуктор — не только одушевленный прибор для выдачи билетов, но и проводник по Москве. Город велик. Ни один старожил не знает его во всех частях. Представьте, какая путаница произойдет с пассажирами трамвая <…>, если никто не сможет помочь им разобраться в этом хитросплетении тупиков, застав и церквей». Кандидаты на должность кондуктора проходили испытания: «Самым трудным был экзамен на знание Москвы. Нужно было знать все площади города, улицы и переулки, все театры, вокзалы, церкви и рынки. И не только знать их по названиям, но и рассказать, как к ним проехать. И в этом отношении тягаться с кондукторами могли только московские извозчики. Трамвайной службе я обязан тем, что хорошо изучил Москву, этот беспорядочный и многоликий город со всеми его Зацепами, Стромынками, трактирами, Ножевыми линиями, Божедомками, больницами, Ленивками, Анненгофскими рощами, Яузами, вдовьими домами и Крестовскими башнями».

С началом Первой мировой войны Константина Георгиевича перевели на работу в санитарные трамвайные вагоны: «Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные, пахнущие йодоформом санитарные поезда, и начиналась выгрузка раненых. Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки. <…> Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. Вожатые вели вагоны медленно и осторожно. Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. <…> Лефортовские ночи! Ночи войны, страданий и размышлений о путях человека по извилистой и трудной жизни»…

 
istanbul escort aksaray escort arnavutköy escort ataköy escort avcılar escort avcılar türbanlı escort avrupa yakası escort bağcılar escort bahçelievler escort bahçeşehir escort bakırköy escort başakşehir escort bayrampaşa escort beşiktaş escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü türbanlı escort beyoğlu escort büyükçekmece escort cevizlibağ escort çapa escort çatalca escort esenler escort esenyurt escort esenyurt türbanlı escort etiler escort eyüp escort fatih escort fındıkzade escort florya escort gaziosmanpaşa escort güneşli escort güngören escort halkalı escort ikitelli escort istanbul escort kağıthane escort kayaşehir escort küçükçekmece escort mecidiyeköy escort merter escort nişantaşı escort sarıyer escort sefaköy escort silivri escort sultangazi escort suriyeli escort şirinevler escort şişli escort taksim escort topkapı escort yenibosna escort zeytinburnu escort porno 1080p porno izle 4k porno izle 720p porno izle abella danger alman alman porno alman porno izle aloha tube porno amatör amatör porno amatör porno izle anal anal porno anal porno izle arap porno asa akira porno asyalı porno bangbros porno bangbros porno izle banyoda sikis başörtülü porno beeg porno izle beyaz tenli porno izle biseksuel porno izle bisexsuel porno brandi love porno brazzers brazzers porno izle canli porno canli porno izle çinli porno çinli porno izle ensest porno ensest porno izle ensest seks erotik porno erotik porno izle esmer porno esmer porno izle etek altı fake agent fake taxi fake taxi porno fantazi pornoları fantezi porno izle fetiş porno fetiş porno izle fetish fransız porno fransız porno izle full hd hg porno izle gangbang porno genç kız porno izle genç kız sikişi genç teen porno izle gizli çekim porno gizli çekim pornosu grup pornosu grup porno grup porno izle hd pornolar hd porno hd porno izle hemşire porno hemşire pornosu hizmetçi porno hizmetçi porno izle ingiliz porno japon pornoları japon porno kızlık bozma kızlık bozma porno izle konulu porno konulu porno izle koreli porno köylü pornoları kumral porno kumral porno izle latin pornoları latin porno latin porno izle lezbiyen pornoları lezbiyen porno lezbiyen porno izle lisa ann porno liseli pornoları liseli porno liseli porno izle manken porno manken porno izle masaj porno izle masturbasyon porno izle masturbasyon pornoları mature porno mia khalifa porno mia malkova porno milf porno izle mobil porno mobil porno izle öğrenci porno izle öğretmen porno izle okul porno izle olgun kadın pornosu olgun porno oral porno oral porno izle oral seks porna izle pornhub pornhub porno izle porno film izle porno indir porno izle porno resimler porno star porntube porno izle redtube redtube pornoları riley reid porno rokettube rus pornoları rus porno rus porno izle sakso blowjob porno izle sarışın pornoları sarışın porno sarışın porno izle sarışın pornoları sekreter porno shemale sikiş sikiş sikiş izle şişman porno siyahi pornoları suriyeli pornoları swinger porno tecavüz porno teen porn türbanlı pornoları türbanlı porno türk pornoları türk porno türk porno izle türkçe altyazılı porno türkçe altyazılı porno izle xhamster pornoları xhamster porno xhamster porno izle xnxx xnxx porno xnxx porno izle xvideos xvideos porno izle yaşlı porno yeşilçam porno izle youjizz youporn youporn porno izle zenci porno güvenilir bahis siteleri bahis siteleri casino deneme bonusu casino siteleri deneme bonusu para yatırma bonusu bahis siteleri casino siteleribahis sitesi para yatırma