justin tvdeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuCanlı Maç izleselcuksportstaraftarium24https://www.ilaclarim.com.tr/Cialis Dolandirici Siteescort konyahacklinkvozol 10000elf barvozol 5000elf bar 5000inat tvhttps://zjkg.net/justin tvjustin tv izletaraftarium24selcuksportsCanlı Maç izletaraftarium24IQOS iptv satın aljojobet tvcanlı maç izleistanbul escortantep escortinat tvselcuksportshacklinkiqostaraftarium24casino sitelericanlı casinoantalya travestisupertotobetonwinExtrabet girişantalya travestivozolvozol10000.comsuperbahis
Поиск

Забытый музей

Забытый музей

Столовая в усадьбе Покровское-Стрешнево. Фотография 1920-х годов


Вид дома с изменениями 1930-х годов (построена галерея, ведущая в мансарду)

О музее дворянского быта, существовавшем в 1919–1927 годах в подмосковной усадьбе Покровское-Стрешнево.

Прошлому и настоящему Покровского-Стрешнева посвящена недавно вышедшая в «Московском журнале» (2018. № 8) моя статья, к которой во избежание повторов я отсылаю читателя; здесь же речь пойдет о малоизвестном «музейном» эпизоде истории этой усадьбы. Предлагаемый очерк подготовлен по материалам Государственного архива Российской Федерации и Отдела письменных источников Государственного исторического музея (их список, а также перечень дополнительно использованной литературы см. в конце). После революции и изгнания владелицы — княгини Е. Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой — из усадебного господского дома вывезли мебель, картины, фарфор, бронзу, посуду, ювелирные изделия и другие ценные вещи. Нижний этаж заселили служащими, охранявшими оставшееся имущество, мансарду занял некий «ответственный совпартчиновник», а парадный второй этаж, по существу, превратился в склад книг, мебели, утвари. Временем открытия в усадьбе музея чаще всего называются более поздние, чем на самом деле, годы — например, 1925‑й (видимо, по году выхода статьи А. Н. Греча в серии путеводителей «Подмосковные музеи» — с этим очерком читатели смогут ознакомиться в конце нашего повествования), однако документы из ГАРФа и особенно из ОПИ ГИМа позволяют говорить в данной связи о 1919 годе, 28 августа которого является исходной датой в сводках посещаемости музея. Уже осенью 1918‑го Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса командировал во дворец эмиссаров для учета, описи и организации охраны имущества (Голембиовская), осмотра и научной описи предметов, имеющих художественно‑историческую ценность (А. В. Лебедев). 10 января 1919‑го состоялась передача дворца Наркомпросу: «В Отдел музеев Народного комиссариата просвещения. После переговоров с эмиссаром <…> Казаковым Ульяновский волостной совет просит снять с него ответственность за охрану дома в имении Покровском-Стрешневе и принять этот дом в полное свое распоряжение и заведование, а также принять на себя с 1‑го января оплату сторожей, несущих охрану этого дома». А в апреле, когда сразу в нескольких крупнейших усадьбах Москвы и пригородов — Останкине, Кускове, Архангельском и других — были развернуты музейные экспозиции, в Покровском организуется традиционный для 1920‑х годов Музей усадебного быта, получивший название «Дворец‑музей Покровское-Стрешнево». Историк Ю. Н. Жуков писал: «К очередному заседанию коллегии Отдела 7 ноября 1918 года И. Э. Грабарь подготовил проект декрета о национализации дворцов в Архангельском, Останкине и Кускове. Это были наиболее интересные усадьбы — как памятники архитектуры и как почти готовые к открытию музеи искусства и быта начала прошлого века. <…> Окрыленный первым успехом — дворцы, которыми восхищалось не одно поколение людей, очень скоро станут общедоступными музеями, превратятся в объект научного изучения и широкой популяризации отечественной культуры, — И. Э. Грабарь при поддержке коллегии Отдела <…> дополнил поначалу скромный список еще тремя усадьбами: Покровским-Стрешневым, Никольским-Урюпиным и Остафьевым. <…> Жажда осовременивания обуяла и последнюю владелицу усадьбы княгиню Е. Ф. Шаховскую-Глебову-Стрешневу. Рабски следуя за модой, она перестроила чуть ли не все. <…> Большое, серое, летом густо затянутое диким виноградом здание воспринималось самой рядовой заурядной западноевропейской виллой, а не старой русской барской усадьбой. Мало этого, весь парк опоясала безвкусная высокая и мрачная стена, выдержанная в эклектическом псевдорусском стиле, резко контрастирующая с тем, что находилось за ней. И все же И. Э. Грабарь и Ф. И. Попов, посетившие Покровское-Стрешнево, твердо решили не только взять усадьбу под охрану, но и превратить ее в бытовой музей. Ванный домик, или Елизаветино (см. ниже. — А. П.), сохранил не только свой обаятельный облик 70‑х годов XVIII века, но и большую часть интерьеров с редкой белой крашеной мебелью той поры и отличной коллекцией английских гравюр. Главный же дом делали неповторимым не только уцелевшая отделка некоторых комнат в стиле ампир (особенно выделялась Синяя гостиная), но и традиционная портретная галерея, произведения прикладного искусства более поздней поры — 40–60‑х годов прошлого века. <…> Увеличение в 2 раза количества предполагавшихся к открытию музеев изрядно затянуло работы в них. Кончилась зима, а близкими к открытию оказались лишь Архангельское и Останкино. Да и то только потому, что прежние владельцы здесь практически не жили, пытаясь сохранить — дань моде! — изначальный облик главных залов и комнат, чтобы демонстрировать их своим многочисленным гостям и редким посетителям, в основном художникам и архитекторам. <…> 1 мая 1919 года А. В. Луначарский подписал праздничное обращение: “Великая пролетарская революция освободила произведения искусства из царских дворцов, помещичьих усадеб, барских особняков. Пролетарская революция дала нам возможность открыть дворцы и музеи на всенародное обозрение. В исторический день 1 мая <…> Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата просвещения открывает дворцы‑музеи в усадьбах Останкино, Кусково, Архангельское, Покровское-Стрешнево и Никольское-Урюпино и охрану их вручает самому народу”. Но Анатолий Васильевич слишком уж понадеялся на энтузиазм своих коллег. Спустя несколько недель распахнули двери перед первыми посетителями — рабочими, красноармейцами, крестьянами, служащими, школьниками — только Архангельское и Останкино. Открытие остальных дворцов‑музеев затянулось: не хватало самого элементарного — гвоздей, стекла, красок, лака, драпировочной материи и т. п.». Тем не менее «уже в мае 1920 года открылись долгожданные музеи в Кускове и Никольском-Урюпине, спустя месяц — в Покровском-Стрешневе и Остафьеве, а в конце лета началось создание еще трех — в Отраде Орловых-Давыдовых, Ольгове Апраксиных и Михайловском Шереметьевых» (напомним, что автор все‑таки не совсем точен: музей в Покровском действовал с конца августа 1919‑го). Краевед Г. Д. Злочевский воссоздает следующую картину: «В Подмосковье взяли на особый учет 155 усадеб, представлявших большую культурную ценность. В 15 из них открыли историко‑бытовые, мемориальные и художественные музеи в 1918–1921 гг. <…> Музеи открыли в богатых усадьбах: Абрамцево, Архангельское, Кусково, Михайловское, Мураново, Никольское-Урюпино, Ольгово, Останкино, Остафьево, Отрада, Покровское-Стрешнево, Ярополец. В них сохранились замечательные архитектурные произведения XVIII — начала XIX в., парки, скульптура, прекрасные интерьеры с живописным и прикладным искусством, сокровища мемориального характера. Эти усадьбы были отнесены к историко‑бытовым музеям», призванным «восстановить полную картину <…> старого быта и проследить его историю»…

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canli Bahis Siteleri Canli Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download
hoşgeldin bonusu veren siteler casinositeleri.me casinositeleri.bio casino siteleri hoşgeldin bonusu