deneme bonusu veren sitelerjustin tvdeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuCanlı Maç izleselcuksportstaraftarium24https://www.ilaclarim.com.tr/Cialis Dolandirici Siteescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelerinat tvhttps://zjkg.net/justin tvjustin tv izletaraftarium24selcuksportsCanlı Maç izletaraftarium24IQOS iptv satın aljojobet tvcanlı maç izleistanbul escortantep escortinat tvselcuksportshacklinkiqostaraftarium24casino sitelericanlı casinoantalya travestisupertotobetonwinExtrabet girişantalya travestivozolvozol10000.com
Поиск

Нижнеикорецкая верфь

Нижнеикорецкая верфь

Иллюстрация: Прамы на мелководье (фрагмент). Акварель


Открытие мемориального знака корабелам Икорецкой верфи

Об одном из центров военного судостроения на Дону в конце XVII — XVIII веке.

Известно, что наш флот начался на верфи села Дединово, где в 1668 году при царе Алексее Михайловиче построили первый русский военный корабль «Орел». Знаменито и Плещеево озеро, на которое Петр I вывел свою потешную флотилию. Не столь часто вспоминают верфь в селе Нижний Икорец (ныне — Лискинский район Воронежской области) — а ведь здесь в XVIII веке было построено немало военных судов, в том числе для покрывшей себя славой Азовской флотилии адмирала А.Н. Сенявина (1722–1797)… Первый Азовский поход Петра I (1695) против турок окончился неудачей. Корабли неприятеля стояли на Черном и Азовском морях, и царь понимал, что без  собственного флота успеха не добиться: «Всякой потентат (властитель. — И. Б.), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет»1. В конце 1695 — начале 1696 года по велению государя закладывается в Воронеже верфь. Уже весной на воду спустили два корабля, 23 галеры, четыре брандера2. Непрерывно строятся в большом количестве струги3. С новыми судами вторая осада Азова (1696) завершилась победой. Боярская дума постановила приступить к созданию военно‑морского флота. В первое десятилетие XVIII века были заложены верфи в Таврове и Павловске4, а также на реке Икорец (левый приток Дона). В 1709–1711 годах корабелы Нижнеикорецкой верфи изготовили 60 больших морских лодок5. Однако по завершении неудачного Прутского похода (1711) Россия вернула туркам Азов. Судостроение в Воронеже и на Дону прекратилось, крепости в Таганроге и Приазовье срыли6. Тем не менее в 1722 году Петр I приказал в Воронеже и Таврове судостроение возобновить. После его смерти флот окончательно пришел в упадок. В 1728 году шведский посланник доносил из России своему правительству: «Несмотря на ежегодную постройку галер, русский галерный флот сравнительно с прежним сильно уменьшается; корабельный же приходит в прямое разорение, потому, что старые корабли все гнилы, так что более четырех или пяти линейных кораблей вывести в море нельзя, а постройка новых ослабела. В адмиралтействах же такое несмотрение, что флот и в три года нельзя привести в прежнее состояние, но об этом никто не думает»7. Между тем назревало новое столкновение с Турцией. Последовали указы императорского двора и Правительствующего сената (1733, 1734) о воссоздании Донской флотилии8. В 1735 году очередная Русско‑турецкая война наконец грянула, и императрица Анна Иоанновна повелела: «Построенные в Таврове и прочих на реке Дону местах прамы9 и галеры и прочие суда, которые достроены, выконопатить, спустить на воду и оснастить, имеющиеся в Павловске содержать к походу в готовности, из Таврова и из прочих мест, кои выше Павловска, готовые немедленно отправлять в Павловск»10. В 1736 году войска генерала П.П. Ласси взяли Азов. Предстояли операции в борьбе за Крым, старые суда нуждались в замене. Решено было строить на Дону боевые галеры, шмаки11, а также казачьи лодки вместимостью до 60 человек. В 1737 году из Таврова и Нижнего Икорца к Азову подошли 500 построенных там казачьих лодок. Из них после боев вернулось всего 29. В 1738‑м с тех же верфей отправились в Азов 50 парусно‑гребных двухмачтовых каек12, более 30 корабельных палубных итальянских ботов и ялботов13, девять будар14 и 25 шлюпок. На сей раз суда делались более просторными и прочными. Для кампании следующего 1739 года под надзором князя М.М. Голицына были построены 81 казачья лодка, 20 боевых галер и несколько прамов (пять из них остались незаконченными и простояли на стапелях три десятилетия)15. После подписания Белградского мирного договора (1739) Азов хотя и оставался русским, но его запрещалось вооружать; Россия не могла держать военный флот на Азовском и Черном морях. Указ Анны Иоанновны гласил: «В донской и днепровской экспедициях имеющиеся во флотилиях годные суда убрать в удобные места, а негодные разломать, також и строящиеся в Таврове прамы разобрать и покласть в стопы под кровли и оставшиеся от строений леса убрать и покласть под сараи, а мастеровых людей взять в Санкт-Петербург»16. В преддверии Русско‑турецкой войны 1768–1774 годов правительство постановило Азовскую военную флотилию возродить. Контр‑адмирал Алексей Наумович Сенявин по поручению Екатерины II подготовил для Адмиралтейств‑коллегии предварительный план мероприятий. Было решено: «1) отправить генерал‑кригс‑комиссара Селиванова в Тавров и прочие тамошние адмиралтейства для приготовления там лесов к строению судов разной величины и для возобновления как нужных магазинов (складов. — И. Б.), так и прочих потребных строений, снабдя его от коллегии инструкциею и всеми принадлежащими к тому сведениями; 2) употребить оной коллегии всевозможное старание примыслить род вооруженных судов, коими бы против тамошних морских судов с пользою действовать могли; 3) к рассуждению и сочинению в силу сего указа призывать вице‑адмирала Спиридова и контр‑адмирала Сенявина, ибо первый в нужных местах сам был, а второму действовать»17. Возможность строить флотилию на побережье Азовского моря исключалась из‑за риска нанесения удара противником. Предлагалось наладить работу верфей в устье Дона. Но по тамошнему мелководью крупные корабли ходить не могли. Тогда Спиридов и Сенявин представили Адмиралтейств‑коллегии проект четырех типов («родов») «новоизобретенных» судов с малой осадкой: трехмачтовый корабль (длина 104, ширина 27 футов18; вооружение — 16 12‑фунтовых орудий; экипаж — 157 человек), двухмачтовый корабль (длина 103, ширина 28 футов; вооружение — 14 12‑фунтовых орудий, две 1‑пудовые гаубицы; экипаж — 128 человек), бомбардирское судно19 (длина 60, ширина 17 футов; вооружение — одна 2‑пудовая мортира, две 2‑пудовые гаубицы, восемь 3‑фунтовых пушек; экипаж— 60 человек), транспортное двухмачтовое судно (длина 86, ширина 24 фута; вооружение — 12 6‑фунтовых пушек, две 3‑пудовые мортиры; экипаж — 57 человек). По мнению Сенявина, «новоизобретенные» суда вполне могли тягаться с турецким флотом, действуя совместно с галерами. В основном их задачей являлась охрана Азовского побережья и содействие сухопутной армии в Крыму. Не нагруженные сразу тяжелым снаряжением, они, по мысли Алексея Наумовича, легко преодолеют мелководье, а полностью будут оснащены уже в одном из портов Азовского моря20. Роль такого порта отводилась Таганрогской гавани. Программа Сенявина получила одобрение императрицы. Перед Алексеем Наумовичем возникли огромные трудности: неподготовленность верфей, отсутствие необходимых материалов и рабочей силы. Прежде всего он решил восстановить мастерские, закончить постройку прамов, заложенных еще в 1739 году, и, прибыв в Нижний Икорец, распорядился: «В каждом праме посредине камбуз <…> и очаг для варения пищи, по числу служащих котлы. Крюйт‑камеры (помещения для хранения пороха. — И. Б.) сделать в корме и носу, так как осадка маленькая»21. Затем отправился в Таганрог — курировать устройство гавани и возведение оборонительных сооружений…

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canli Bahis Siteleri Canli Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download
hoşgeldin bonusu veren siteler casinositeleri.me casinositeleri.bio casino siteleri hoşgeldin bonusu