Фото: М.И. Комаров с выпускниками Музыкально-драматического училища во дворе Введенской церкви близ Новинского Вала. Москва. 1900 год
№ 1 (325) Январь 2018О московском актере, библиофиле, фотографе Михаиле Ивановиче Комарове (1874–1955).
Михаил Иванович Комаров родился в Москве. Его отец был крестьянином деревни Торбеево Хатунской волости Серпуховского уезда Московской губернии. В 1900 году Михаил завершил обучение в Музыкально‑драматическом училище Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС) по классу профессоров В.И. Немировича-Данченко, А.А. Федотова и Ф.А. Ухова. Чуть ранее это заведение окончили О.Л. Книппер и В.Э. Мейерхольд, которого Комаров считал своим другом. Имея невысокий рост и простоватую внешность, Михаил Иванович не мог рассчитывать на «выигрышные» роли. В Москве начать карьеру не получилось, и он уехал в Архангельск, где известный актер Владимир Васильевич Чарский (Чистяков) держал антрепризу. В 1901 году Комаров впервые выступил на сцене архангельского городского театра в роли Старенького князя (пьеса Л.Н. Антропова «Блуждающие огни»). Рассчитанная на невзыскательного зрителя, антреприза, видимо, не удовлетворяла Михаила Ивановича, мечтавшего о больших серьезных работах. Из Архангельска он отправился в Луганск, далее были Киев, Бердянск, Ярославль, Баку, Томск, Красноярск, Грозный, Тифлис, Полтава, Царицын, Тамбов, Сызрань, Кременчуг, Астрахань, Воронеж, Владимир, Рязань… Выступал в амплуа простака, комика, характерного героя, играл Оргона («Тартюф») Фамусова («Горе от ума»), участвовал в постановках пьес «Арказановы» А.И. Сумбатова-Южина, «Ведьма» В.О. Трахтенберга, спектакля «Братья Карамазовы» по роману Ф.М. Достоевского. Иногда возвращался в Москву, где числился в списках актерской биржи, снимал квартиры на Долгоруковской улице, в проезде Смоленского рынка, Девятинском и 3‑м Троицком переулках. В 1897 году Русское (с 1932 года — Всероссийское) театральное общество открыло «биржу театрального труда» — своеобразный «профсоюз актеров», активным деятелем которого стал М.И. Комаров: он вел протоколы собраний, оказывал юридическую помощь артистам, занимался организацией столовой с бесплатными и удешевленными обедами для неимущих тружеников сцены. При этом Михаил Иванович не оставлял надежды прочно осесть в Москве или Петербурге, с каковой целью в 1911 году писал В.Э. Мейерхольду: «Многоуважаемый Всеволод Эмильевич! Прошу извинить для нашего старого знакомства мое беспокойство. Не можете ли Вы указать на меня Петербургской дирекции [Императорских театров]? Положим, Вы меня не знаете теперь. Но я готов отказаться от всех результатов 10‑летней провинциальной деятельности и начать все с начала, если бы мне только удалось зачислиться в Императорскую труппу. Насколько помнится мне, я к Вам не попал только потому, что в Киев к Бородаю1 [поступил] <…> раньше, чем узнал о том, что Вы сняли (? — Д. У.) Херсон2. Кроме этого, у меня хранится Ваше письмо от 1898 года с предложением служить в Пензе, но бесплатно, чего я не мог сделать за отсутствием денег. Из приведенных воспоминаний вывожу, что ко мне как к сценическому деятелю Вы относились с доброжелательством. Смутно вспоминается еще “Ольгушка из подьяческой”3, в которой для экзамена Вам хотелось, чтобы я играл за Вас. <…> Эти обстоятельства и понудили меня побеспокоить Вас. Понятно, я могу только просить Вас об этом как о большом одолжении. Если бы у Вас была хотя бы какая-нибудь возможность сделать это, сделайте во имя нашего близкого былого знакомства. <…> От положения и от большого оклада я откажусь, если явится возможность устроиться в Питер. Прошу, настоятельно прошу об этом. <…> P.S. Мы были когда-то на “ты”, но прошло так много [времени], что я не мог решиться писать по-прежнему»4. Комаров просил покровительства и у А.И. Сумбатова-Южина: «Пользуюсь Вашим любезным советом время от времени напоминать о себе. Я представлялся Вам как знакомый барона Н.В. фон Дризен5. И в один из своих визитов оставил Вам и свой репертуар (комические и характерные роли), и свое curriculum vitae (краткая биографическая справка, букв. пер. с лат. — “ход жизни”. — Д. У.). Настоящий летний сезон я снова служу в антрепризе С.А. Соколова6 в Астрахани режиссером и актером на амплуа “комика”. По окончании сезона я выезжаю в Москву, где побеспокою Вас своим визитом. Пока же прошу Вас не забывать обо мне на случай каких-либо перемен в составе труппы Малого театра»7…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru