deneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelervozol 10000bypuffvozol 5000elf bar 5000istanbul escorthacklinktaraftarium24vozolvozol 10000betist giriştoscanello purocaptain blackmarlboro double fusionmarvel sigaraharvest sigarasenator sigarakalpli sigaramilano sigarakeno club sigaradjarum blackal capone sigarayeşil periiqos sigaraBackwoods puroSobranie sigaradavidoff sigarabilgibotu.comdizipal güncelhaberpass.comteknolojitools.comteknolojispace.comtaphaber.commindhaber.comokuldefteri.comteknolojicarki.comyenimilyoner.comşoförlü araç kiralamapornoporno izleporno izlepornokonulu porno izlealtyazılı porno izleporno sikiş izlematadorbetTipobetbetpasbets10
Поиск

«Дивное смешение истины с обманом»

«Дивное смешение истины с обманом»

Иллюстрация: К.А. Сомов. Прогулка после дождя. 1896 год. Государственный Русский музей


Тверской бульвар. Литография. 1825 год. Дом-музей А.И. Герцена

О существовавшем в Москве в первой половине XIX века Осташевском саде.

«Не знаю, что это был за благодетель Осташевский (так у автора. — А. Н.), но он создал такой волшебно‑фантастический уголок, где воображению детей, их любопытству представлялся нескончаемый материал. Редкие птицы, блиставшие яркими колерами южного солнца, дикобразы и разные небольшие зверьки, которые юркали в своих пещерах и норах. Поэтическая таинственность также нашла место в этом саду. Я помню среди больших деревьев пещеру; тогда она уже была загорожена решеткой. Перед жертвенником сидел как живой старец с длинной седой бородой в длинной греческой одежде. Механизм жертвенника был устроен так, что когда кто входит в пещеру, то старец подымался и простирал над ним свои костлявые руки. Одна дама, войдя в пещеру, при виде  движущегося привидения так сильно испугалась, что едва ли не поплатилась жизнью. Вследствие чего явилась и решетка. Но Осташевский не забывал и русскую народную поэзию. У него была в саду изба, в которой на стенах висели картинки, не лишенные нравоучительного юмора. Тут была баба, которая потребовала продажи коня, чтобы купить себе наряды. Муж так и сделал. Но когда настало время пахать, он запряг ее во всех ее нарядах, и франтиха сама должна была тащить соху. Поразительно было изображение зевающего мужика на печке. Особенно публика приходила и долго стояла перед этим изображением. <…> Действительно, я помню, что после нескольких минут все начинали усердно зевать. Кажется, этот сад мог быть довольно поэтическим эльдорадо для шестилетнего ребенка»1. Так вспоминал свое детство в Москве архитектор В.О. Шервуд. Столь много внимания уделив саду, он, однако, ничего не сказал о владельце — Казимире Ивановиче Осташеве. Действительно, биографические сведения об этом человеке достаточно скудны. Известно описание его облика, более походящее на карикатуру: «Здоровяк с красноватым лицом, с закрученными вверх усами, с унтер‑офицерской походкой старых “бурбонов” (офицер, вышедший из нижних чинов. — А. Н.); всегда в венгерке с бранденбургами (двойные петли. — А. Н.), постоянно раздушенный самыми крепкими сногсшибательными духами»2. Если верить автору этого эскиза, Казимир Иванович был отставным польским майором, прибывшим в Москву в поиске казенного места. Сведя знакомство с двумя сестрами‑дворянками, он сделался их постоянным партнером в дурачки и таким образом обрел покровительство барынь — кстати, женщин весьма почтенного возраста. Дамы столь горячо увлеклись бывшим офицером, что оставили ему свой домик на Тверском бульваре. Ранее здесь жила семья флигель‑адъютанта Плохова, до нее — князья Волконские. После Осташева владение перешло к генералу Лукашу, затем к генерал‑майорше Крекшиной. Ныне на этом месте располагается более позднее здание (Тверской бульвар, 17). По смерти сестер Осташев зажил в собственное удовольствие. «Казимир Иванович превратил сад дома своего на Тверском бульваре в какую‑то кунсткамеру. По всем аллеям понаставил он множество гипсовых выкрашенных кукол в рост человека: тут были и Венеры, и Аполлоны, и солдаты в полной амуниции, и крестьянки в кокошниках, и львы, и барсы, и козы — одним словом, “чего хочешь, того просишь”. Посреди сада был вырыт пруд, в котором плавали лебеди. По дорожкам и лугам прогуливались павлины, индейские петухи, журавли, цапли и другие птицы. В бесчисленных беседках поставлены были органы, часы с музыкой, эоловы арфы3, барабаны, отбивавшие с помощью какого‑то механизма  разные трели, и кукующие деревянные кукушки. По дорожкам стояли верстовые столбы с надписями: “От первого вздоха до признания — один шаг”, “От признания до восторга и счастья — мгновение”, и т. д. в том же роде. По вечерам в сад Осташевского, который был открыт для всех, съезжались с детьми знавшие и не знавшие его. Хозяин всегда был замечательно любезен с дамами и в особенности с дамами пожилых лет»4. Позднее Казимир Иванович влюбился в некую польку, которая обобрала его и бросила. Промотав все состояние, он просил на улицах милостыню и умер дряхлым нищим стариком. Из чудес сада примечательна описанная В.О. Шервудом «пещера со старцем». Судя по всему, она играла роль павильона. В литературе, посвященной садово‑парковому искусству XVIII–XIX веков, такие павильоны фигурируют под названием «эрмитаж» (от греческого ρημία — ‘пустынное место, одиночество’). Моду на подобные вещи российские эстеты восприняли из Европы, где садовые пещеры (гроты, хижины) начали устраивать еще в эпоху Возрождения. Образ старца, одиноко пребывающего на лоне природы, восходит к аскетической традиции отшельничества. Поэтому нередко хозяева садов приглашали обитать в гротах настоящих монахов, а бывало, сами выступали в качестве «аскетов» или звали на эту «должность» желающих подзаработать. Оговаривались условия службы: плата, аксессуары (очки, книга, песочные часы), срок «пустынничества» и прочее. Посетитель, набредя во время прогулки на «отшельника», обращался мыслями к вечности, погружался в философские раздумья. Многие сады Европы и России имели такие павильоны. Например, в Баболовском парке Царского Села имелся грот «Монах». Существует версия, что увиденная там статуя затворника отразилась в образе «угрюмого финна» из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Установка в «эрмитажах» статуй представляла собой более экономный способ уготовить гостю сада вдохновенную встречу, чем наем имитатора. Изваянию, однако, Осташев предпочел автомат, чем низвел высокую идею до фокуса, который только отвлекал от созерцательности, а в иных случаях действительно мог довести до обморока, как ту даму. Конечно, не исключается, что упомянутый Шервудом «седобородый старец» отшельника вовсе и не символизировал, а являлся попросту данью моде. М.Н. Загоскин, бывавший у Осташева, также запечатлел обстановку сада: «Какое дивное смешение истины с обманом! Вы идете по крытой аллее, в конце ее стоит огромный солдат во всей форме. Не бойтесь — он алебастровый. Вот на небольшой лужайке посреди оранжерейных цветов лежит корова… Какая неосторожность!.. Успокойтесь — она глиняная. Этот сад можно также причислить к разряду публичных садов, потому что он благодаря радушному хозяину открыт для всех, желающих полюбоваться его затейливым разнообразием»5…

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler adaxbet giriş adaxbet hacklink Shell Download
inat tv