Армянский храм Богородицы (Сурб Аствацацин), снесенный в 1920-х годах
Страницы прошлого.
«Края Москвы, края родные», кто только не воспевал вас! А.Н. Островский и И.С. Шмелев — Замоскворечье, Б.Ш. Окуджава и Ю.П. Казаков — Арбат, В.С. Высоцкий — Большой Каретный… Но множество московских улиц, переулков, площадей, дворов так и не попало в рассказы, стихи, пьесы. Среди них и моя малая родина — Тишинка. Постараюсь, насколько смогу, хотя бы частично исправить эту несправедливость. Народный топоним «Тишинка» обозначает Тишинскую площадь, Большой, Средний и Малый Тишинские переулки. Часто Тишинкой называют вообще округу площади со всеми близлежащими улицами и переулками. (Кстати, в начале XX века площадь иногда именовали Сенной: там продавали фураж.) В книге «Имена московских улиц» (М., 1979) говорится, что, поскольку площадь и переулки «возникли в малонаселенной местности, отдаленной от городского движения и шума», они получили название Тишина. Я думаю иначе: в XVII веке здесь текли речки Пресня и Синичка, располагались пахотные земли ямщиков Тверской слободы и «новое сельцо» царя Федора Алексеевича Воскресенское. В нем государь устроил летний дворец с домовой каменной церковью, садом и «потешным двором» (зверинцем), катался на лодке на местных прудах, ловил рыбу. Образованные там Потешинские переулки со временем превратились в Тешинские, потом в Тишенские и, наконец, в Тишинские. В начале XVIII столетия в Воскресенском появляются грузины, а в 1725 году селится сам царь Картли Вахтанг VI. Вынужденный бежать с родины от турецких и персидских захватчиков, он обрел кров в Москве. Вместе с ним в Белокаменную последовала его свита — три тысячи человек, в числе которых были не только грузины, но и армяне. Так началась история Грузинской слободы, в просторечии — Грузин. Сейчас ее границы прослеживаются по Грузинскому и Пресненскому валам, Большой и Малой Грузинским улицам, Грузинскому и Зоологическому (бывшему Георгиевскому) переулкам. Армяне прежде возвели в Воскресенском церковь — Сурб Аствацацин (Святой Богородицы). Случилось это в 1716–1719 годах. Судя по всему, изначально церковь была деревянной, а в 1830 году ее сменила каменная. В 1920‑х годах церковь снесли. Ныне на этом месте — жилой дом (Большая Грузинская улица, 20). В 1750 году сын Вахтанга VI Георгий Вахтангович, генерал‑аншеф русской армии, построил в слободе деревянную же Георгиевскую церковь. В 1779‑м она сгорела, в 1792‑м была возобновлена в камне, затем перестраивалась, расширялась; сохранилась до наших дней (Большая Грузинская улица, 13). При одной из этих церквей (сведения разнятся) существовал небольшой погост. На нем с начала XVIII века хоронили представителей обрусевшего армянского купеческого рода Лазаревых. В 1815 году потомки перенесли захоронения на армянское кладбище в селе Новое Ваганьково, где воздвигли храм Сурб Арутюн (Святого Воскресения). Кстати, Лазаревы владели недвижимостью на Тишинке еще в начале ХХ века…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru