
К 125-летию Пюхтицкого Успенского женского монастыря (Эстония).
Эти заметки писались четверть века назад. С тех пор изменилось многое. Ныне Пюхтицкий монастырь, расположенный на Святой горе возле деревни Куремяэ, находится на территории другого государства — суверенной и часто не очень дружественной к России Эстонской Республики. В 2011 году скончалась тогдашняя настоятельница — приснопоминаемая схиигумения (2010) Варвара (Трофимова), возглавлявшая монастырь более сорока лет. Но сами Пюхтицы пребывают неизменными; под руководством игумении Филареты (Калачевой) обитель продолжает оставаться «форпостом православия в Эстонии», и наши впечатления четвертьвековой давности ничуть не поблекли. Итак, начнем перебирать четки…
Бусина первая. Языческая
Много преданий связано со Святой горой, которую когда‑то, в пору непуганых птах, нарекли «Журавлиной» — «Куремяэ». И сейчас крик дикой прекрасной птицы слышится в ее имени… Во все времена гора считалась священной. Древние эсты поклонялись тут забытому ныне языческому божеству. Люди племени чудь приносили в дубовой роще жертвы своим грозным идолам. Лишь одно дерево осталось от той дубравы. Глубокими бороздами потрескалась кора тысячелетнего исполина, поросла мхом, заткан ствол кружевом лишайников, высохли и отмерли многие ветви, но все еще тянет могучий старец навстречу солнцу свои изузоренные листья. По народным сказаниям, именно здесь совершал подвиги славный эстонский богатырь Калев, тут и настигли его, спящего, недруги, злодейски перерезали жилы, и истек кровью герой, и был погребен близ Журавлиной горы…