justin tvdeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuCanlı Maç izleselcuksportstaraftarium24https://www.ilaclarim.com.tr/Cialis Dolandirici Siteescort konyahacklinkvozol 10000elf barvozol 5000elf bar 5000inat tvhttps://zjkg.net/justin tvjustin tv izletaraftarium24selcuksportsCanlı Maç izletaraftarium24IQOS iptv satın aljojobet tvcanlı maç izleistanbul escortantep escortinat tvselcuksportshacklinkiqostaraftarium24casino sitelericanlı casinoantalya travestisupertotobetonwinExtrabet girişantalya travestivozolvozol10000.comsuperbahis
Поиск

«Для меня не было более дорогого человека…»

«Для меня не было  более дорогого человека…»

Фото: "Вот этот снимок: Есенин стоит в шаге от Пушкина..." Июль 1924 года


Анна Ахматова и Николай Гумилев с сыном Львом. 1915 год. Фотография из коллекции С.Д. Умникова

О создателе первого в России музея А.А. Ахматовой Сергее Дмитриевиче Умникове (1902-1998).

Более трех десятилетий С. Д. Умников, проживая в городе Пушкине (бывшее Царское Село, Детское Село) Ленинградской области, посвятил отысканию, сбору и систематизации ахматовских реликвий. Его собрание стало известно задолго до основания музея. В числе посетителей Сергея Дмит­риевича в один прекрасный день оказался и я: в 1996 году привез к нему телевизионную съемочную группу. Помню его квартиру: повсюду плакаты, фотографии, картины с изображением А. А. Ахматовой, связанные с ней предметы — шагу некуда ступить… Позже я не раз навещал Умникова. Однажды спросил: «Вы живете в городе, который носит вот уже третье имя. Кем вы себя считаете — «царскоселом» или «пушкинцем»? Он ответил, что Царского Села не застал, а приехал сюда, когда город назывался Детским Селом: после революции здесь разместились до 30 детских домов и несколько детских санаториев. Затем к столетию смерти А. С. Пушкина (1937) город переименовали в Пушкин. Но для А. А. Ахматовой, по словам Сергея Дмитриевича, имя «Царское Село» всегда много значило. «Так и я склонен считать себя, конечно, «царскоселом». Здесь мне довелось познакомиться со многими поэтами.
Несколько раз я встречался, например, с Сергеем Есениным. Однажды мы с товарищами обратились к нему с просьбой о проведении творческого концерта в Ратной палате. После концерта отправились на прогулку. Шли пешком к лицейскому садику. Спутники уговорили Есенина сфотографироваться рядом с памятником Пушкину. Эта история (с некоторыми искажениями, правда) описана Всеволодом Рождественским. Но Рождественский писал с чужих слов, он сам признавался, что не присутствовал при событии. Тем не менее, Рождественский утверждает: Есенин снялся, «обняв» Пушкина. На самом деле такого не было и не могло быть. Когда мы пришли фотографироваться к памятнику, Есенин не согласился даже «подсесть» к Пушкину на скамейку. Вот этот снимок: Есенин стоит в шаге от Пушкина. А на место, которое ему предлагали, уселся мой однокурсник Миша Яковлев. Был тогда с Есениным и Эрлих. Тот, совершенно не смущаясь, прямо так и облокотился на плечо Пушкина. Есенин же ничего подобного себе не позволил…»

Ратная палата в те годы являлась средоточием культурной жизни города. Там был открыт студенческий клуб, в котором читал стихи не только Есенин, но и Маяковский, выступали Алексей Толстой, Вячеслав Шишков и многие, многие другие поэты и писатели. «И вот мы, — рассказывал Сергей Дмитриевич, — с моим другом Мельниковым в 1926 году решили пригласить в Ратную палату и Ахматову. Но она наотрез отказалась. Конечно, нас это огорчило, и мы не сразу поняли, почему она так поступила. Но потом до меня дошло: годом ранее, в 1925‑м, она была запрещена к печатанью; видимо, подразумевался запрет и на устные выступления».
Впервые с творчеством А. А. Ахматовой Сергей Дмитриевич познакомился в 1924 году, получив сборник стихов «Четки». «Зачитался — и влюбился в нее по уши. Но идея о создании музея явилась, конечно, позже. Выйдя на пенсию, я задумался, чем теперь заняться — не ради денег, а для души. И в конце концов решил посвятить себя Ахматовой, потому что это был удивительный человек, в те годы незаслуженно обделенный вниманием. Она была мало популяризована, совсем не издавалась. И с 1967 года, в первую годовщину ее смерти, я уже открыл в своей квартире музей».
Сергей Дмитриевич с гордостью демонстрировал собранные им мемориальные предметы:
«Этот красивый пояс Ахматовой я получил от своего друга — коллекционера из Тамбова Н. А. Никифорова. А он получил его от Ардова. В квартире Ардовых в Москве Ахматова часто останавливалась, потому что ее большим другом была жена Ардова, мать нашего известного актера Алексея Баталова…
А вот туфли, которые подарила Ахматовой Фаина Раневская в то время, когда, прозябая в бедности, сама поэтесса купить себе обувь не могла…
Вот образ «Христос в саду Гефсиманском», доставшийся мне от жены брата Ахматовой Виктора…
Здесь — подлинный гипсовый слепок руки Анны Андреевны, полученный мной от Раневской. На гипсе имеется сделанная актрисой надпись: «Рука А. А. А.»

Вот фотография самой Раневской с приветом и добрыми пожеланиями «Дорогому С. Дм.» Почему «дорогой»? Да потому, что я собирал материалы об Ахматовой, а Раневская более 30 лет дружила с Анной Андреевной и для нее, как и для меня, не было более дорогого человека, чем Ахматова. Фаина Георгиевна так и пишет мне на одной из открыток: «Более замечательного человека в жизни, [чем Ахматова,] я не встречала». А ведь у Раневской было ох как много незабываемых знакомств, тем не менее, она особенно отметила именно Ахматову».
Когда Сергей Дмитриевич открыл доступ к своей коллекции, его квартиру «стали посещать ближайшие знакомые, затем знакомые знакомых, а потом весть о музее распространилась и по всему Советскому Союзу. Со всех концов света были посетители — из Америки, Англии, Франции, Германии, Дании, Финляндии и многих других стран… Был у меня в гостях и сын Анны Андреевны, Лев Николаевич Гумилев, — на моем 80‑летии. Тогда же был и известный исследователь творчества Ахматовой, доктор филологических наук А. И. Павловский. Приезжали и многие другие интересные люди — поэты и писатели. Они очень поддерживали меня в собирании музея. Только вот с некоторых пор мое любимое детище стало для меня мукой. Это моя боль, моя трагедия. Мне уже девяносто — но я не могу умереть, пока не решится судьба музея. Ведь здесь, в тесной квартирке, как вы видите, материалов собралось очень много. Вот они — и на полу, и на буфете, и на шкафу… Везде и всюду. Одни на других лежат, одни закрывают другие. Показать все очень трудно, потому что многое в альбомах, в папках… В таких условиях музей, прямо сказать, гибнет. Я не могу здесь принять более трех–четырех человек — просто негде. И для того, чтобы показать все, конечно, требуется нормальное помещение. Но этого помещения мне никто не дает. И я не вижу пока реальной возможности к разрешению этого вопроса… Когда я умру, квартиру потребуют освободить от вещей. Они уйдут в разные места, в том числе и на помойку. Музей погибнет…»

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canli Bahis Siteleri Canli Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download
hoşgeldin bonusu veren siteler casinositeleri.me casinositeleri.bio casino siteleri hoşgeldin bonusu