deneme bonusu veren sitelerjustin tvdeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuCanlı Maç izleselcuksportstaraftarium24https://www.ilaclarim.com.tr/Cialis Dolandirici Siteescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelerinat tvhttps://zjkg.net/justin tvjustin tv izletaraftarium24selcuksportsCanlı Maç izletaraftarium24IQOS iptv satın aljojobet tvcanlı maç izleistanbul escortantep escortinat tvselcuksportshacklinkiqostaraftarium24casino sitelericanlı casinoantalya travestisupertotobetonwinExtrabet girişantalya travestivozolvozol10000.com
Поиск
  • 21.06.2017
  • Мастера
  • Автор Виктор Васильевич Антонов

Бренна: после отъезда из России

Бренна:  после отъезда из России

Иллюстрация: И.Я. Меттенлейтер. Изображение В. Бренны в плафоне галереи Рафаэля в Михайловском замке. 1800 год


Г.-Л. Лори-старший, М.-Г. Лори-младший. Вид на Большой дворец в Павловске со стороны парка. Раскрашенная гравюра. Начало XIX века

О последнем периоде жизни художника и архитектора Винченцо (Викентия Францевича) Бренны (1745/47-1820).

«Российский» отрезок биографии В. Бренны хорошо исследован, чего, однако, нельзя сказать о последующих годах, проведенных Бренной в Европе. Данная статья, основанная главным образом на архивных документах (прежде всего переписке), обнаруженных мной при изучении русско‑итальянских художественных связей XVIII века, призвана в значительной степени заполнить остающиеся пробелы.
Родился Винченцо, как предполагают, во Флоренции, но его семья, вероятно, происходила из швейцарского кантона Тессин (Тичино). Римский период жизни Бренны (1767–1777), когда он рисовал древности и был дружен с Джакомо Кваренги, а также период работы у польских аристократов Потоцкого, Любомирского, Чарторыйского, уже частично изучены1.
В Россию архитектор прибыл в 1784 году по приглашению Великой княгини Марии Феодоровны, супруги будущего императора Павла I, и сначала до своего назначения придворным архитектором занимался в основном не архитектурой, а декоративной живописью — расписывал дворцовые залы и павильоны в Гатчине и Павловске, резиденциях цесаревича Павла Петровича. 13 апреля 1784 года (все даты по старому стилю) Мария Феодоровна просила управляющего Павловском сообщить, «завершил ли Бренна роспись, которая должна быть в плафоне, и каково впечатление от нее?»2 Наряду с Бренной, в Павловске тогда трудились и другие художники — русский Ф. Данилов, француз Ф.-Г. Виолье, итальянец К. Скотти. Великая княгиня неустанно давала указания: «Проследите, чтобы Бренна в столовой не напестрил в цвете. Вы сообщаете о голубом, зеленом и белом тонах, хотя я вас просила о белом и темно‑желтом, как на Каменном острове»3, где находился городской дворец великокняжеской семьи. В 1785 году от Бренны потребовали сделать для Павловска «эскизы всех плафонов в новых апартаментах и рисунки печей», а в 1787‑м — «рисунки Итальянского зала»4. В дворцовом архиве есть много расписок художника за краски, употребленные в разных зданиях павловского ансамбля — в вольере (1784), четырех дворцовых покоях на первом этаже (1786), Холодной бане (1790) и так далее.

В ноябре 1797 года у Бренны родилась дочь, крестными стали цесаревич с супругой. Мастеру был пожалован бриллиантовый перстень. Судьба девочки не известна — возможно, она умерла в младенчестве5.
Как многие соотечественники, Бренна старался помогать своим итальянским род­ст­венникам, приезжавшим по делам в Россию. Об этом свидетельствует прошение, написанное им 27 апреля 1799 года императору Павлу I: «В прошедшем августе <…> Вы соблаговолили милостиво рассмотреть плачевную участь моего племянника дона Филиппа Бадоса, апостолического пронотария (ватиканского чиновника. — В. А.), который сопровождал Папу, когда тому пришлось оставить Рим и удалиться в Сиену, откуда в прошедшем июне он послал моего племянника к Вашему Величеству, вручив ему свое бреве (послание. — В. А.). Осмеливаюсь умолять Ваше Величество даровать ему свою милость ввиду того, что он все потерял, в том числе свои привилегии в качес­тве римского каноника, и, кроме того, направляясь сюда, был ограблен на тосканской границе отрядом французских гусар, что доказывают имеющиеся у него документы. <…> Не соблаговолите ли Вы предоставить ему церковную должность согласно Вашему усмотрению»6.
Получив 30 января 1802 года увольнение в отпуск, Бренна, тем не менее, весну и лето вынужден был провести в Петербурге, распродавая немалое имущество, улаживая дела по Исаакиевской церкви, которую достраи­вал, и ведя тяжбу с немецким мастером Дункелем, оспаривавшим свое отстранение от должности по требованию Бренны. Чтобы ускорить этот процесс, он 13 мая писал новому императору Александру I: «Я в начале июня уезжаю и уже морем отослал багаж, состоящий из старых картин, во Францию, а именно в Париж, куда и сам собираюсь, пользуясь отпуском, который мне предоставили Вы и Ваша Августейшая мать. <…> Кроме того, моя жена ждет меня в своей родной Померании, уехав по состоянию здоровья еще в мае прошлого года, ибо, по мнению врачей, не может поправиться без лечения водами в Спа, куда в лечебный сезон [я] должен ее сопровождать»7.
В связи с указанными обстоятельствами Бренна только 15 августа 1802 года забрал паспорт для себя, своего ученика Карло Росси и слуги Антонио Амбони и отправился через Лифляндию, Курляндию и Пруссию в немецкий Штеттин (ныне Щецин в Польше), откуда была родом его вторая жена Луиза Вильгельмина Трауфельдт (первая, возможно, умерла в Риме). Перед отъ­ездом он распорядился выдать каменных дел мастерам Джованни Руске и Луиджи Руске, занятым на постройке Исаакиевской церкви, соответственно 500 и 1000 руб­лей на «окончание аттика, сводов, купола и крыши», а также обещал императрице Марии Федоровне через полтора года вернуться, однако этого не случилось. Отметим, что русский язык за двадцать с лишним лет работы в России Бренна так и не выучил и пользовался услугами переводчика Дорезона.
В Петербурге у Бренны остались друзья и коллеги, в их числе — придворный архитектор Джакомо Кваренги, к которому адресована записка: «Дорогой друг. <…> Сегодня не смогу насладиться обедом с вами, ангажирован одной прекрасной дамой. Мне жаль, что не сумею к вам прийти и закончить наши дела. Разные пояснения по Михайловскому замку, которые надо подготовить для императора, ими я занимался и буду заниматься еще несколько дней, <…> однако через два‑три дня постараюсь к вам зайти»8.
Маршрут покинувшего Россию Бренны можно проследить по депешам российских дипломатов. Так, 8 февраля 1803 года посол в Берлине М. М. Алопеус извещал Марию Федоровну: «Г-н Бренна отсюда уехал в Париж приблизительно четыре недели назад, но, предполагаю, едет он медленно. <…> Незадолго до своего отъезда г‑н Бренна передал мне портфель со словами, что в нем находятся рисунки, принадлежащие Вашему императорскому величеству. Я его переслал в Петербург с курьером Струве, выехавшим из Берлина 16/28 января»9. Данную информацию 17 февраля уточнил посол в Дрездене В. В. Ханыков: «Г-н Бренна более трех недель назад выехал из Берлина, направляясь в Париж через Дрезден и Лейпциг»; в Лейпциге «провел всего два дня» и 15 января отправился дальше10.

Судя по письму Бренны, посланному 2 марта 1803 года секретарю императрицы Г. И. Вилламову из Парижа, он прибыл туда, оставив весь багаж в Штеттине, включая «огромное число рисунков» в закрытом ящике. Ящик хранили слуги, которые сами не могли найти материалы, затребованные императрицей для восстановления Павловского дворца, сильно пострадавшего от пожара. Зодчий объясняет причину своей поездки в Европу: «припадки подагры» у жены и собственная «покалеченная рука», поврежденная при падении в Павловске восемь лет назад; парижские врачи рекомендовали супругам полечиться «на водах в Спа или Аахене». И далее: «В пути находятся картины и другие вещи. Я их жду. Вы понимаете, что, предприняв вшестером поездку, я сильно поистратился, и мне было бы неудобно вернуться сейчас в Штеттин, заняться делами и отложить лечение водами. По правде сказать, кроме того, я храню среди моих рисунков и увражей (работ, произведений. — В. А.), исполненных в России, все нужное мне как художнику, т. е. планы, шаблоны, детали, и только я могу все собрать воедино, да и то с большим трудом и разбором. <…> Предположим, что эти рисунки для практического исполнения попадут кому‑то другому; он должен постараться понять их первоначальный порядок, что может и не получиться и оттого утратит оригинальность и стиль»11. Бренна обещал разобраться со своими рисунками (их насчитывалось около 5000; куда делось это огромное собрание — неизвестно) только после возвращения в Штеттин. Вскоре, однако, решение проблемы нашлось: «К счастью, со мной приехал мой помощник Росси, сын мадам Лепик, он служит в Кабинете Его величества и получил просимое мною у Его величества дозволение на двухгодичную поездку. Он в Париже, и ради совершенствования я отдал его в обу­чение хорошим мастерам. <…> Так как он обучался в Павловске, то ему не составит труда отыскать и отобрать в Штеттине рисунки и по возможности скорее отвезти их в Петербург к Ее величеству императрице. Он также в состоянии рассеять сомнения, устранимые без рисунков, и объяснить перемены, предпринятые в ходе работы»12...

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canli Bahis Siteleri Canli Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download
hoşgeldin bonusu veren siteler casinositeleri.me casinositeleri.bio casino siteleri hoşgeldin bonusu