Поиск

Собиратель «русских типов» из Эдинбурга

Собиратель «русских типов» из Эдинбурга

Фото: Улица в Санкт-Петербурге


Девушка с кадкой. Тульская губерния

О жившем и работавшем в России художнике и фотографе шотландского происхождения Вильяме (Василии Андреевиче) Каррике (1827–1878).

В 1980 году в «Правде» появилась небольшая заметка о фотографической выставке в Ульяновске. Сообщалось, что снимки, запечатлевшие типы крестьян Симбирской губернии, были выполнены в 1870‑х годах петербургским фотографом Вильямом Карриком. Эта заметка привлекла внимание моего отца — ленинградского искусствоведа и коллекционера Ю. Г. Епатко. В его собрании хранился акварельный портрет неизвестного мужчины с надписью автора:
«W. Carrick. СПб. 1857». Отец связался с сотрудниками «Правды» и узнал, что выставку организовала англичанка Фелисити Эшби — внучатая племянница того самого Вильяма Каррика.
Отец написал миссис Эшби, и вскоре между ними завязалась переписка, длившаяся не один год и позволившая многое узнать о В. Каррике. Собирал отец сведения о нем и из других источников. Всей добытой информацией он поделился со мной. В результате появился очерк, предлагаемый вниманию читателей «Мос­ковского журнала».

Находка

Лет сорок назад миссис Фелисити Эшби — школьная учительница рисования в предместье Лондона — зачем‑то полезла в рассохшийся комод и в глубине нижнего ящика обнаружила объемистую кожаную папку, набитую негативами и пачками старинных фотографий. С пожелтевших снимков на нее смотрели бородатые мужики, разносчики, трубочисты, продавцы пирожков, молочницы, нищие… С первого взгляда было видно: типажи отнюдь не английские. В подписях мелькало название города — Санкт-Петербург — в сопровождении знакомой фамилии: «W. Carric». А вот и автопортрет: красивый мужчина с решительным проницательным взглядом. Неужели это тот самый «дядюшка Вильям», о котором Фелисити слышала еще в детстве от матери? Миссис Эшби вспомнила семейное предание о том, что ее шотландские родственники Каррики когда‑то перебрались в Россию, и один из них стал известным фотографом…
Неожиданная находка, по словам миссис Эшби, побудила ее поехать в Советский Союз — посетить места, связанные с жизнью и деятельностью «дядюшки Вильяма», отыскать другие выполненные им фотографии, которые могли пылиться где‑нибудь в архивах. Раздумывала она недолго и вскоре отправилась в Ленинград.

Фотоаппарат вместо палитры

Выяснилось, что в Советском Союзе о Вильяме Каррике практически ничего не знали. В энциклопедиях он не значился. 70 его фоторабот нашлись в Публичной библиотеке. Как позже удалось установить, негативы Каррика, отснятые в Петербурге и губернии, оказались рассеянными по всей Европе. Могила «дядюшки Вильяма» на Смоленском кладбище не сохранилась. Город, в котором он столько лет прожил и столь плодотворно потрудился, давно забыл его. Сведения пришлось собирать буквально по крупицам. Вот что удалось узнать.
Семья шотландских купцов Карриков поселилась в России еще в XVIII веке. Дед Вильяма Каррика в 1790‑х годах был известен на Лондонской бирже как «купец из Петербурга». Его сын Эндрю Каррик в 1825 году приехал в Эдинбург и познакомился с очаровательной 15‑летней Джесси. Вскоре они обвенчались. После рождения первенца — Вильяма — Эндрю перевез семью обратно в Россию.
По окончании школы отец определил Вильяма в Императорскую Академию художеств, в класс архитектуры. Однако юноша с гораздо большим усердием посещал класс живописи, мечтая «о чистом, а не прикладном искусстве». Впоследствии В. Каррик часто шутил: «По званию я архитектор, а строить не умею». В 1853 году Вильям отправился на стажировку в Италию. Четыре года, проведенные в Риме, оставили в его сердце прекрасные воспоминания. Он выучил итальянский язык, увлекался оперой. В Россию вернулся, узнав о тяжелой болезни отца и разорении семейной фирмы, торговавшей лесом и корабельными инструментами. Вильяму, на чьи плечи легли все заботы о семье, пришлось нелегко. Он мечтал заняться акварельным портретом, однако очень скоро осознал, что таким ремеслом не прокормишься.
Между тем в 1850‑х годах акварельный портрет начал вытесняться фотографией. Русский гравер Ф. И. Иордан писал в 1854 году из Флоренции архитектору А. П. Брюллову: «Сильно пугает меня фотография, которая делает здесь большие успехи, и здешние портретисты сидят вовсе без работы». Так же обстояло дело и в России. «Фотографы плодятся у нас со дня на день. Конкуренция огромная, и все завалены работой: так велика слабость у смертных видеть свое изображение», — сообщалось на страницах журнала «Современник».
В конце концов Каррик решил поменять кисть и палитру на фотоаппарат, с которым он потом не расставался до конца жизни...

 
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Devranlink Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canlı Bahis Siteleri Canlı Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download