deneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelervozol 10000bypuffvozol 5000elf bar 5000istanbul escorthacklinktaraftarium24vozolvozol 10000betist giriştoscanello purocaptain blackmarlboro double fusionmarvel sigaraharvest sigarasenator sigarakalpli sigaramilano sigarakeno club sigaradjarum blackal capone sigarayeşil periiqos sigaraBackwoods puroSobranie sigaradavidoff sigarabilgibotu.comdizipal güncelhaberpass.comteknolojitools.comteknolojispace.comtaphaber.commindhaber.comokuldefteri.comteknolojicarki.comyenimilyoner.comşoförlü araç kiralamapornoporno izleporno izlepornokonulu porno izlealtyazılı porno izleporno sikiş izlematadorbetTipobetbetpasbets10
Поиск
  • 21.06.2017
  • Мастера
  • Автор Лариса Юрьевна Варенцова

Борнуковские резчики

Борнуковские резчики

Фото: Склон Борнуковского карьера. Современная фотография


Борнуковская артель. Фотография 1954 года. Из фонда Бутурлинского историко-краеведческого музея

История и день сегодняшний камнерезного промысла на Нижегородской земле.

Резьбой по камню в Нижнем Новгороде занимались с начала XIII столетия, когда на территории кремля возводились Спа­со-­Преображенский (1225) и Михаило-Архангельский (1227) соборы: археологи обнаружили элементы их резного убранства. Позднее каждое здание получало белокаменные резные перспективные порталы с дыньками; гирьки-висяги в арках, профильные тяги цоколей1.
Имелся в Нижегородском крае и прекрасный поделочный камень — «чистый, как сахар, местами волокнистый, местами прозрачный как стекло» (академик архитектуры Л. В. Даль). Он добывался жителями села Борнуково в расположенной неподалеку одноименной карстовой пещере. В начале XVIII века (село принадлежало тогда адмиралу Федору Матвеевичу Апраксину) борнуковцы продавали свой камень для поделок в другие города. При Екатерине II этот промысел был подчинен Дворцовому ведомству, частная же добыча запрещена2.
Пещера, представляющая собой природный феномен, находится на правобережном склоне долины реки Пьяны в 1,5 километ­рах от села Борнуково. Подобных объектов в России насчитывается только три. Известный ботаник, профессор Московского университета С. С. Станков (1892–1962) писал: «А какое незабываемое зрелище дает Борнуковская пещера! Вход в нее находится внизу отвесной скалы и сложен из белого гипса и бело‑розового алебастра; высота его около 4 м и ширина до 6 м. Через это отверстие вы вступаете в коридор, дно которого — белый гипс, прикрытый толстым слоем наносной глины. В 2–3 местах кровля коридора подпирается естественными бело‑розовыми столбами — колоннами из чистого алебастра. По коридору, имеющему в длину около 6–8 м, вы входите в большой зал до 12 м высоты, стены которого сложены из чисто‑белого гипса. Солнечные блики ползут и играют на белых гипсовых стенах, <…> на полу — причудливые глыбы алебастра, столбы, колонны и перекладины, построенные природой из гипса»3.
Нижегородский писатель, статистик, краевед А. С. Гациский (1838–1893) предлагал организовать здесь экскурсионные осмотры, осветив пещеру внутри, чтобы сделать ее удобной для обозрения4.
Камень, добываемый в Борнуковской пещере, в старину называли «леденец» за его искристую нежную окраску5. Причудливые сталактиты, гроты, подземные озера с прозрачной холодной водой привлекали многочисленных посетителей. Поражали многоцветием розовые, желтые, ослепительно белые, зеленые прозрачные и дымчатые своды.
Исстари здешний алебастр, ангидрит, известняк отправлялись на отделку дворцов в Москву и Санкт-Петербург. Торговали каменными изделиями борнуковских ремесленников на Нижегородской ярмарке6.
Борнуковский ангидрит тверд и красив — с золотистыми прожилками, иногда зеленоватый, часто голубой. Кроме молоч­но‑­белого тона, он имеет легкие подкраски — сероватого, желтого, бледно‑розового цветов. Из него выполнялись шкатулки и вазы, фигурки людей и животных. Он чудесно просвечивал: порой в нем был виден ажур жилок. Его называли «борнуковским мрамором».
Начало резьбы по камню в Нижегородской губернии относится к середине XIX века. Путеводитель за 1896 год сообщал: «В Княгинском уезде (где располагалось село и пещера. — Л. В.) добывается особой породы мрамор (в так называемой Борнуковской пещере), из которого выделываются различные безделушки»7. Обработкой же ангидрита занимались в деревне Колковицы8. Делали из него столешницы и подоконники, точили вазы, масленки, пепельницы, пресс‑папье, вырезали фигуры людей и животных. Одним из лучших тогдашних мастеров‑камнерезов считался Иван Герасимов9.
На Всероссийскую промышленную и художественную выставку 1896 года в Нижний Новгород было привезено 19 видов изделий из камня10, среди них — гипсовые фигурки китайцев, старухи, композиция «Китайская свадьба» работы мастера Н. А. Лабазина11. Крестьянин Яков Иванович Тимошкин представил гипсовые изображения «Всадник с конем», «Собака на охоте», «Корова с теленком», «Купидон с раковиной», «Собака с оленем», а также разные статуэтки12.
Столешницы из «борнуковского мрамора» экспонировались на Всемирной Парижской выставке 1900 года13.

* * *

В 1930 году по предложению приехавшего с Урала мастера Павла Леонтьевича Шальнова здесь при артели, созданной годом ранее под руководством Федора Ивановича Мельникова, открылось художественное камнерезное производство. Шальнов набрал в бригаду местных детей и стал обучать их камнерезному делу по уральским образцам скульптуры малых форм. Со временем под стать уральцам начали трудиться Александр и Константин Егорушины, Василий Дикушев. С той поры и пошла слава о борнуковских резчиках‑анималистах. Фигурки животных сделались визитной карточкой камнерезной фабрики «Борнуковская пещера».

В 1930‑х годах артель направила несколько молодых мастеров на учебу в Московское художественное училище. Вернулись они дип­ломированными специалистами. Среди них были П. И. Гусев и П. В. Курышев.
В 1937 году изделия борнуковских камнерезов экспонировались на Всемирной выставке в Париже14. Тигр из ангидрита с розовыми полосами, группа пеликанов молочной белизны, медведь из голубоватого камня, целая медвежья семья — вот сюжеты этих красивых вещей (пепельниц и письменных приборов). Образ медведя особенно удачен в борнуковской резьбе: пятнистый иссеченный камень хорошо передает цвет и поверхность медвежьей шкуры15. Особым талантом в изготовлении анималистической скульптуры обладали братья Александр и Павел Егорушины, Александр и Иван Долговы, Василий Полесов.
В 1940 году в Борнукове трудились 120 кам­ нерезов и 65 шлифовальщиц. Из Перми борнуковские умельцы вернулись с дипломом Всесоюзной выставки камнерезного мастерства. Во время Великой Отечественной войны производство функционировало. В 1944 году в Борнукове выпускали чернильные приборы, пепельницы, статуэтки. Для Всесоюзной выставки 1947 года из лучших сортов камня светло‑голубых и палевых оттенков П. В. Курышев, Ф. И. Рубцов, П. А. Егорушин изготовили вазы, барельефы, фигурки животных...

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler adaxbet giriş adaxbet hacklink Shell Download
inat tv