Уважаемая редакция!
В начале 1970-х годов, когда я служил в УВД Ростоблисполкома, ко мне в руки попала фотография картины В. Г. Перова «Пугачевский бунт» (специалистам известна его же незаконченная картина под названием «Суд Пугачева»). Один из наших сотрудников поделился со мной информацией о том, что из Москвы пришел приказ провести чистку спецбиблиотек. Созданная по сему случаю комиссия решала, какие фонды подлежат уничтожению. Я имел доступ к отобранным для сжигания книгам. В основном это были стихи, а также альбомы с черно-белыми фотографиями картин различных художников, изданные до 1917 года. В одном из них я и обнаружил вышеназванную фотографию, которую предлагаю вниманию читателей «Московского журнала».
Владимир Николаевич Карпов, Саратов
От редакции В дореволюционных альбомах действительно публиковалась фотография картины В. Г. Перова «Суд Пугачева» (или, как ее тогда подписывали, «Пугачевский бунт») — например, в издании обосновавшегося в Париже русского литографа И. С. Лапина «Сокровища русской живописи. Альбом избранных картин Третьяковской галереи» (Париж, предположительно 1910–1912 годы). Интересны перипетии создания этой картины.
В 1870-х годах Перов заинтересовался исторической тематикой. Его внимание, в частности, привлекли события Крестьянской войны (1773–1775) под предводительством Е. И. Пугачева. Художник задумывает триптих: «Восстание», «Помещики и крестьяне», «Суд Пугачева». Он много читал о Пугачеве, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал местные типы (эскизы «Голова киргиза», «Голова татарина»). Однако из всего замысла более-менее удалось осуществить только последнюю часть.
В первоначальном эскизе к «Суду Пугачева» (1873), вскоре, впрочем, уничтоженном, В. Г. Перов изобразил среди вечернего деревенского пейзажа вооруженных повстанцев, приближающихся к помещичьей усадьбе, в которой их вождь чинит суд и расправу. «Ставка» пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга. Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». Этот дом и запечатлен на картине.
Вскоре был написан второй эскиз: пугачевцы на фоне бушующего пожара. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, виселица, птицы, тревожно мечущиеся над трупами повешенных… Однако образ главного героя Василию Григорьевичу явно не удался: Пугачев здесь какой-то безликий, инертный. Народ отодвинут на задний план. В центре на первом плане — человек, кланяющийся Пугачеву в ноги. Выделяется немолодой дворянин со связанными руками, которого удерживает калмык. Дворянин отказывается признать самозванца государем Петром III, и ему уготована виселица…
Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. В ней художник отошел от первоначального замысла, ограничившись изображением только сцены суда, отчего был утерян масштаб события. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его. В 1879 году появился еще один вариант картины, который и попал в поле зрения нашего читателя под названием «Пугачевский бунт». Здесь образ Пугачева предстает более значительным — в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на «Емельку».
«Суд Пугачева», по общему признанию, не принадлежит к числу шедевров В. Г. Перова, поскольку должной монументальности обобщения автору в нем достичь не удалось. И все же эти творческие поиски художника нельзя считать бесплодными, поскольку они в известной мере подготовили появление знаменитых исторических полотен В. И. Сурикова.
При составлении комментария использована брошюра А. И. Архангельской «Выдающийся русский живописец В. Г. Перов» (М., 1957).
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru