10 июля 2008 года в Мэрии Москвы (улица Новый Арбат, 36/9) состоялась презентация этого издания, на которую были приглашены представители Администрации Президента и Аппарата Правительства РФ, Русской Православной Церкви, ряда субъектов Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации РФ, Министерства иностранных дел, Правительства Москвы и Московской городской думы, общественных, научных и учебных организаций, деятели науки и культуры, руководители предприятий и средств массовой информации. Ниже публикуются отрывки из некоторых прозвучавших на презентации выступлений.
Всеволод Владимирович Овчинников, писатель-востоковед, обозреватель «Российской газеты» (председательствующий):
— <…> Хочу прежде всего отметить одну особенность этой книги. Я думаю, что ее с интересом и с пользой для себя прочтет как эксперт, так и профан. Я, профессиональный востоковед, который по долгу службы с 1960-х годов должен был постоянно держать руку на пульсе советско- и российско-японских отношений, — даже я нашел в этой книге много нового для себя: и факты, и мысли, и выводы, и обобщения. <…> Это — искренняя попытка честно и просто рассказать обо всем том, что составляет подлинную подоплеку запутанного и болезненного клубка, который мы называем территориальным спором между Японией и Россией.
Причем сам общественный статус авторов побуждает с особым доверием относиться к их доводам и к их выводам, ведь Юрий Лужков является председателем, а Игорь Титов — генеральным директором Российского комитета ХХI века. Как и аналогичная японская структура, он был создан для координации неправительственных связей, и прежде всего для поиска свежих и неординарных решений по всем спорным вопросам, включая территориальные.
Юрий Михайлович к тому же возглавляет российскую часть Совета мудрецов, созданного по решению лидеров России и Японии, — опять-таки для того, чтобы в обход вертикали власти, вернее, в дополнение к тому, что делают дипломаты по официальной линии, искать какие-то свежие подходы к этому болезненному вопросу
Как члену президиума Российского комитета ХХI века мне доводилось великое множество раз участвовать в дискуссиях с японцами по этой теме. <…> И иногда казалось, что это дело бесперспективное, <…> тем более после того, как Борис Николаевич Ельцин в дополнение к декларации 1956 года подписал Токийскую декларацию, где [говорилось], что вопрос о территориальном размежевании между нашими странами должен решаться на основах законности и справедливости. А что сии принципы означают, каждый трактует по-своему.
Но все-таки постсоветский период дал какие-то сдвиги в российско-японских отношениях. Первое: стороны согласились, что территориальный спор может быть решен только на основе взаимоприемлемого компромисса. Решать в пользу какой-то одной стороны — это не путь. <…> То есть [необходим] взаимоприемлемый компромисс. И второе: российско-японские отношения должны быть улицей с многорядным движением, когда тупик на одной из полос не должен блокировать движение по другим полосам.
<…> Нужно отдать должное творческой смелости авторов «Курильского синдрома». <…> Я с большим уважением отношусь к увлечению Мэра Москвы пчелами и хочу сказать, что такую книгу мог написать только человек, у которого есть кураж пчеловода, который может подойти, снять крышку с улья и запустить туда руки, когда там роятся пчелы. И он это сделал. <…> Здесь — огромный упрек мне, ведь я с 1960-х годов такую книгу так и не написал, а Юрий Михайлович с Игорем Борисовичем написали. <…>
Юрий Михайлович Лужков, Мэр Москвы:
— <…> Я не буду пересказывать все, что относится к базисному содержанию книги, я хотел бы коснуться только таких, мне кажется, очень важных вопросов, которые всегда задают и посвященные в эту тему, и непосвященные, интересующиеся <…> глубокой и сложной проблемой принадлежности Курильских островов.
Остановлюсь вначале на двух моментах. Первый: кто первым появился на этих островах? В книге мы совершенно обоснованно, с документальным историческим подтверждением говорим, что первыми гостями на Курилах были русские мореплаватели еще в допетровские времена. <…> Казалось бы, Япония гораздо ближе, чем Санкт-Петербург или Москва, к Курильским островам. <…> Так почему Япония, тем не менее, оказалась не первой? Объяснением отчасти может служить принцип, который действовал на протяжении веков в Японском государстве, — принцип замкнутости, когда японцам запрещалось выезжать за пределы своей страны и принимать иностранцев. <…> Курильские острова были населены айнами, <…> и на острове Хоккайдо жили айны, а не японцы. И на Южном Сахалине также обитали айны. Японцы их звали «эдзо» — варвары, то есть это была другая нация. И лишь в более поздние периоды Япония освоила Хоккайдо, подчинила айнов, а дальше уже начала претендовать на Курилы.
Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru