
Новый год — всеми любимый праздник. За несколько недель до того, как бой курантов возвестит о его наступлении, улицы наших городов облачаются в праздничное убранство. Сегодня в Москве и других крупных российских городах разрабатываются грандиозные проекты новогоднего оформления, к созданию и воплощению которых привлекаются ведущие дизайнеры. Но так было не всегда.
С середины 1930-х годов — времени, когда официально разрешили отмечать Новый год — начала складываться советская традиция украшения городов на период новогодних торжеств. На центральных площадях и в парках устанавливались елки. В отличие от поражающих воображение современных пластиковых объемно-декоративных конструкций, эти елки были настоящими живыми лесными красавицами. Елочные украшения не отличались яркостью, разнообразием и изысканностью, как нынче. Позднее, в середине 1950-х годов, появились уличные плакаты и растяжки с новогодними поздравлениями. Основные персонажи праздничного оформления — естественно, Дед Мороз и Снегурочка, Снеговик, герои русских народных сказок. Хотя Новый год являлся единственным в СССР «деполитизированным» праздником, на поздравительных плакатах иногда все же присутствовали отзвуки политических лозунгов и деклараций.
Жители современных мегаполисов не могут представить себе новогодние торжества без моря разноцветных огней, сияние которых буквально заливает улицы в темное время суток. Световое оформление городов в советский период было значительно скромнее.
Поскольку новогодние праздники совпадали со временем школьных каникул, большинство мероприятий организовывалось в эти дни для детей: утренники, катание на лошадях и оленях, карнавалы, выставки, различные конкурсы. Незадолго до наступления Нового года открывались елочные базары. Каждый стремился принести в дом пахнущее хвоей «лесное чудо». Тогдашняя предпраздничная торговля — опять же в отличие от нынешней — не баловала москвичей разнообразием товаров. Помимо магазинов, новогодние подарки и сувениры можно было купить на специально организованных ярмарках.
Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вниманию читателей «Московского журнала» предлагаются фотодокументы, дающие возможность увидеть (а многим — вспомнить), какой была Москва новогодняя в недавнем прошлом.