Этот портрет неизвестного офицера (художник также неизвестен) находится в Национальном музее истории и культуры Белоруссии в Минске. Портретируемый запечатлен в спокойной позе, в трехчетвертном обороте. Руки скрещены на груди, взгляд обращен к зрителю. Одет он в темно-зеленый мундир с такого же цвета воротником и ру-кавными клапанами1. Обшлага красные. По краям воротника, рукавных клапанов и вдоль борта мундира — красные же выпушки. Пуговицы и эполеты — золотые, причем на пуговицах можно разобрать цифру 42, а на круглых полях эполет, покрытых темно-зеленым сукном, золотой нитью вышита цифра 212. Мундир подобного типа носили офицеры и солдаты егерских полков русской армии3, при этом цифра на эполетах у офицеров и на пого-нах солдат указывала номер дивизии, цифра на пуговицах — номер полка (в нашем случае соответственно 21 и 42), цвет верха на полях эполет — положение полка в егерской бригаде (первые полки — светло-синий, вторые — темно-зеленый). Номера на пуговицы в пехотных и егерских полках были введены приказом военного министерства от 16 декабря 1829 года4, но вошли в обиход, конечно, позднее — не ранее второй половины 1830-го, ибо требовалось время для выделки штампов и изготовления новых пуговиц.
21-я пехотная дивизия, егерская бригада которой включала 42-й полк, с 1820 года пребывала в составе Отдельного Кавказского корпуса5. Этим, кстати, и можно объяснить гористость пейзажа, на фоне которого изображен интересующий нас персонаж. Эполеты у него обер-офицерские, называвшиеся на бытовавшем тогда в армейской среде жаргоне «сковородками», причем звездочки, введенные с 1-го января 1827 года для различия офицерских чинов6, на круглых полях эполет отсутствуют, что говорит о капитанском чине, ибо капитанам звездочки не полагались вообще. На правой стороне груди — небольшая колодка с боевыми наградами: орден Святой Анны 3-й степени с бантом, серебряная медаль на георгиевско-владимирской ленточке за участие в русско-персидской войне (1826–1828) и серебряная медаль на георгиевской ленточке за русско-турецкую войну (1828–1829).
«Нижней» датой создания портрета следует считать вторую половину 1830 года, когда в войска начали поступать пуговицы с номерами, «верхней» — первую половину 1832-го, ибо 8-го июня этого года появился указ, разрешающий офицерам пехотных полков носить усы. Из Петербурга до Кавказа приказы военного министерства доставлялись фельдъегерями почти месяц, еще неделя-другая уходила на рассылку депеш из штаба Кавказского корпуса в дивизии и полки; ну и не менее недели надобно на отращивание усов. Таким образом, требовалось отыскать капитана, с 1830 по 1832 год служившего в 42-м егерском полку 21-й пехотной дивизии.
Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru