deneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelervozol 10000bypuffvozol 5000elf bar 5000selcuksportsjojobet tvistanbul escorthacklinktaraftarium24vozolvozol 10000evden eve nakliyatşehirler arası naklkiyatdeneme bonusudizipaltaraftarium24selcuksportstaraftarium24canlı maç izleinat tvbetist girişbetbeymenbetbeymenbetbeymenantalya escorttoscanello purocaptain blackmarlboro double fusionmarvel sigaraharvest sigarasenator sigarakalpli sigaramilano sigarakeno club sigaradjarum blackal capone sigarayeşil periiqos sigaraBackwoods puroSobranie sigaradavidoff sigarabilgibotu.comdizipal güncelhaberpass.comteknolojitools.comteknolojispace.comtaphaber.commindhaber.comokuldefteri.comteknolojicarki.comyenimilyoner.comşoförlü araç kiralama
Поиск

Стронгилла

В 1989 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила в свет виниловую пластинку «Мы долго шли рядом. Стронгилла Иртлач. Старинные романсы». Имя исполнительницы никому ничего не говорило. В магазинах меломаны с сомнением брали пластинку в руки, долго рассматривали, внимательно читали сочувственную аннотацию известного во всем мире ленинградского коллекционера Юрия Перепелкина. Последнее оказывало свое действие: любители романса приобретали новинку — на всякий случай. Однако были и такие, кто, с сомнением покачав головой, ставил диск обратно на стенд. И какое же огорчение ждало их впереди! Пластинка разошлась мгновенно, в одночасье, став раритетом.
Члены худсовета «Мелодии» о Стронгилле Иртлач даже не слыхали. Ее записи на их суд принес другой известный ленинградский коллекционер — Вадим Дмитриевич Любославский. Он представил исполнителей — Стронгиллу Иртлач и аккомпаниатора гитариста Алексея Кузьмина. Но даже Любославский не предвидел реакции, которая последовала после прослушивания: «Как вы могли скрывать такую певицу»» Председательствующий на заседании худсовета резюмировал: «Я лучшего исполнения не слышал». Решение о выпуске диска было принято единогласно. Через двадцать лет после записи и через пять лет после смерти певицы он увидел свет.
А чуть раньше, 30 ноября 1988 года, на ленинградском радио вышла в эфир передача «Музыкальный Ленинград». Город, в котором артистка родилась и которому отдала всю свою жизнь, город, который так быстро ее забыл, в тот вечер заново открывал для себя ее искусство. В основу передачи легли записи Стронгиллы Иртлач, сделанные в 1968 году. Как водится, после эфира пошли отзывы: «удивлены», «поражены», «потрясены до глубины души»»
Стронгилла Шаббетаевна Иртлач родилась 5 октября 1902 года. Ее родители — выходцы из Турции — впоследствии приняли российское, а позже советское гражданство. Отец служил на табачной фабрике в Петербурге.
Первая мировая война застала семейство на отдыхе в Константинополе. Буквально с последним пароходом они успели вернуться в Россию. В Турции остался один из братьев Стронгиллы, заболевший брюшным тифом. Она больше не видела его никогда, как и родину своих предков.
После 1917 года наступили непростые времена. Однако Стронгилле удалось после гимназии окончить в 1920 году советскую единую трудовую школу I и II ступени. Уже тогда девушка мечтала о театре и увлекалась музыкой столь серьезно, что тайком от родителей, не поощрявших ее увлечений, поступила в самодеятельную рабочую студию при Доме культуры Октябрьской железной дороги, а затем работала в драматической мастерской при Облфинотделе. В это время тяжело заболевает сестра Стронгиллы и глава семьи обращается к властям с просьбой выдать разрешение на выезд в Турцию для лечения дочери. В 1922 году разрешение было получено. Но Стронгилла Шаббетаевна, как она сама пишет в автобиографии, «категорически отказалась поехать мотивируя свое решение тем, что я родилась, училась в СССР, являюсь совершенно русским человеком и дальше собираюсь учиться в СССР. Таким образом, я осталась в Ленинграде». И далее: «У меня произошел разрыв с семьей. После получения ряда писем оскорбительного характера по поводу того, что я избрала якобы позорную профессию артистки, я прекратила всякую связь и с 1933 года ничего о судьбе моих родственников не знаю».
В 1924 году после нескольких лет работы в самодеятельности Стронгилла поступает учиться в профессиональную театральную студию «Ваятели масок». Год спустя студия объединяется с Первым государственным художественным политехникумом, и 19 июня 1928 года выпускница драматического отделения техникума Стронгилла Иртлач получает диплом и квалификацию артистки драмы. Два года после этого она играет на сценах ленинградских передвижных театров. 3 сентября 1930 года ее принимают в труппу Ленинградского государственного театра юных зрителей, где Стронгилла Иртлач проработает больше тридцати лет и сыграет около восьмидесяти ролей.
В 1927 году еще студенткой Стронгилла, почувствовавшая в себе призвание педагога, заинтересовалась теоретическими аспектами техники сценической речи и начала работать ассистентом преподавателя по этой дисциплине в Коммунистическом институте имени Н.К.Крупской, а также давать уроки в ряде театральных учебных заведений и самодеятельных студий. Тогда же ярко проявляется еще одно ее дарование. 1920-1930-е годы — период повального, правда, очень недолгого увлечения жанром старинного, бытового, цыганского романсов: Борис Прозоровский, братья Покрасс, Борис Фомин, Юлий Хайт… Как-то раз Стронгилла услышала легендарную примадонну Елену Шишкину и навек «заболела» цыганским романсом. Она пробует петь сама и обнаруживает абсолютный слух и прекрасный, от природы поставленный голос красивого бархатистого тембра. Начав со скромных домашних концертов, в середине 1920-х годов Стронгилла Иртлач уже пела в знаменитом цыганском хоре Н.Шишкина и В.Полякова. Говорят даже, что как-то целое лето она провела в таборе. Видимо, все в ней: темперамент, горячая южная кровь, врожденная музыкальность, тонкая восприимчивость — было созвучно цыганской вольнице и живо откликалось на зов цыганской души. Да и внешне смуглая черноволосая девушка практически ничем не отличалась от таборных цыганок.
Сама Стронгилла Шаббетаевна — Гиля, как ласково называли ее друзья, — считала началом своей эстрадной карьеры 1929 год, когда в составе молодежной бригады она выступала на ленинградских эстрадных площадках с чтением рассказов и стихов. Работа в театре заставила ее временно прекратить концертные выступления. Стронгилла возобновляет их только через пять лет — уже как «исполнительница жанровых песен».
В 1935 году Стронгилла Иртлач близко познакомилась со знаменитой, непревзойденной исполнительницей цыганских песен и старинных романсов Еленой Егоровной Шишкиной, о которой потом всю свою жизнь с благодарностью вспоминала как о своей учительнице и наставнице. Рассказывает Константин Александрович Бауров, внучатый племянник Елены Егоровны: «Она (Шишкина. — Н.Ш.) не умела ни писать, ни читать, и ноты она, конечно, не знала, но у нее было чутье на прекрасное. В ее творчестве ярко сфокусировалась высочайшая культура исполнения цыганских народных песен, русских песен в цыганской аранжировке и лучших образцов бытового романса нескольких поколений петербургских хоровых цыган. Это искусство Гиля очень хорошо уловила, переняла от Елены Егоровны и пошла дальше, подняв на новую ступень. Иртлач прежде всего свойственно четкое воспроизведение мелодического рисунка, хотя она пела с голоса Шишкиной. При этом она полностью сохраняла интонации и своеобразную замысловатость цыганских ритмов. К этому надо добавить немаловажное: при пении Иртлач выражала душу, она рисовала своим голосом ярчайшую гамму чувств. Она была, позволю себе сказать, творцом — ибо, хотя она и училась у Елены Егоровны и считала ее как исполнительницу цыганских песен непревзойденной, но сама она столько вносила в свое исполнение, столько своего вкладывала в свои романсы, что они уже были ее творением, плотью от плоти самой Гили».
Нужно сказать, что и сама Стронгилла Шаббетаевна не знала нот и музыкальной грамоты. Но, желая проникнуть в самую суть жанра цыганской песни, она изобрела свой собственный способ записи пения Елены Шишкиной и игры аккомпаниатора-гитариста. Народная артистка РСФСР Нина Николаевна Казаринова, близкая знакомая Стронгиллы Иртлач, вспоминала: «Когда Елена Егоровна говорила: «Ну, Гиля, ты сегодня поешь, как из-под телеги!» — мы знали, это — высочайшая похвала».
В 1939 году состоялся первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады, где могли блеснуть своим мастерством «лица не старше 35 лет, исполнительская деятельность коих имеет профессиональный характер». В жюри вошли сплошные знаменитости: И.О.Дунаевский, Л.О.Утесов, И.П.Яунзем, И.А.Моисеев, А.М.Мессерер, М.М.Зощенко, В.Н.Яхонтов, И.В.Ильинский. Среди конкурсантов, число которых достигло почти семиста человек, значилась и «исполнительница жанровых песен» из Ленинграда Стронгилла Иртлач — в то время уже почти 37-летняя. То, что для нее сделали исключение и разрешили участвовать в конкурсе, говорит само за себя. Завоевав звание дипломанта, Стронгилла стала в один ряд с победителями — Деборой Пантофель-Нечецкой, Клавдией Шульженко, Кэто Джапаридзе. Ею заинтересовались представители граммофонной индустрии. Руководители фабрики «Ленинградский музтрест» предложили Стронгилле Иртлач сделать ряд записей, и с 1939 по 1941 год она напела свыше двух десятков песен и романсов под аккомпанемент известных гитаристов тех лет — М.Минина и Б.Кремотата. Концерты, которые Стронгилла Шаббетаевна, пусть не часто, давала в предвоенные годы в Ленинграде, Москве, других городах страны, пользовались большим успехом. Выступала она также по ленинградскому радио, участвовала в шефских программах. Творчеством певицы восхищались Николай Тихонов, Борис Лавренев, Ольга Берггольц, Николай Черкасов, Борис Чирков, другие известные деятели отечественной культуры.
Но все-таки львиную долю времени и сил Стронгилла Иртлач отдавала театру. «Как певица она была недореализована, недовоплощена, — вспоминает доцент Санкт-Петербургской академии театрального искусства (бывшего ЛГИТМиКа — Ленинградского государственного института театра, музыки и кино) Александра Александровна Пурцеладзе, коллега Стронгиллы Шаббетаевны по преподавательской работе и ее близкая знакомая. «Боже мой, да у нее должно было быть много пластинок, много больших концертов в больших аудиториях, и залы всегда были бы переполнены! У нее же манера своя совершенно особая, и в соединении с таким редким тембром голоса… К ней пришел бы огромный успех!
А так это был большой успех «в узких кругах!»
Я бы не сказала, что она занималась пением «любительски», потому что в этом определении всегда есть какой-то оттенок непрофессионализма» Ее пение знали и любили. И в городе, и в театре коллеги по сцене… Я думаю, что, не начнись гонения на жанр романса, которые особенно усилились во второй половине 30-х годов, может быть, она бы в те годы вышла на профессиональную сцену как певица. Стронгилла Иртлач, к сожалению, не получила заслуженного признания как исполнительница. Время было такое … Совсем не потому, что ее талант этого не позволял.
Я помню, у нас дома были пластинки, скажем, Изабеллы Юрьевой, Кэто Джапаридзе, Тамары Церетели, а пластинок Стронгиллы Иртлач не было в моем детстве, их вообще, видимо, было очень мало. По ленинградскому радио часто звучал голос, например, Кэто Джапаридзе, а Иртлач — очень мало.
Еще очень многое зависело, я думаю, от ее характера. От того, что она тогда себя считала состоявшейся как актриса. И не то, чтобы она себя пропагандировала как певицу, она вообще очень скромно себя вела. Стронгилла Шаббетаевна была человеком очень сдержанным и скромным, хотя и очень темпераментным».
В годы войны Стронгилла Иртлач активно выступала в составе фронтовых бригад — пела в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях.
В 1964 году она оставила сцену и до последних дней жизни работала старшим преподавателем кафедры сценической речи ЛГИТМиКа. Талант педагога — еще один дар, которым Стронгилла Шаббетаевна была наделена от природы. По национальности турчанка, она обучала студентов правильному владению русским языком. Среди ее учеников — Павел Кадочников, Георгий Тараторкин, Елена Драпеко, Михаил Боярский и многие другие известные ныне актеры, деятели театра и кино. Написанные Стронгиллой Иртлач учебники востребованы до сих пор. «Сама она, — свидетельствовали современники, — обладала прекрасной, на редкость выразительной русской речью, замечательным, неповторимым по красоте и тембровому богатству голосом, которым восхищались многие и среди них — выдающийся советский лингвист академик Щерба». Рассказывает А.А.Пурцеладзе: «Я очень любила речь» Стронгиллы Шаббетаевны, любила слушать, как она говорила! Даже совершенно не со мной! Когда, допустим, она где-нибудь выступала, я с удовольствием ее слушала! Потому что сейчас такую речь мало где можно услышать. К сожалению, мы утратили многое, в том числе и настоящий русский язык! И речь! А этим она владела замечательно, и учила она прекрасно!..»
Между тем старший преподаватель кафедры сценической речи ЛГИТМиКа Стронгилла Шаббетаевна Иртлач, как и раньше, «в свободное от основной работы время» иногда давала концерты для небольшого круга своих почитателей. В 1968 году на студии ЛГИТМиКа была сделана вышеупомянутая запись, на основе которой тридцать лет спустя фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Мы долго шли рядом»: под аккомпанемент Алексея Кузьмина Стронгилла Иртлач напела порядка двадцати старинных романсов и цыганских песен. Голос 66-летней певицы стал ниже, трактовки — значительнее, нюансы — тоньше, но задор, энергия, кураж остались прежними.
Последнее публичное выступление Стронгиллы Шаббетаевны состоялось в доме отдыха Всесоюзного Театрального общества «Комарово» в 1971 году. Ей аккомпанировал все тот же Алексей Андреевич Кузьмин. Скажем здесь несколько слов и о нем.
Талантливейший гитарист-семиструнник Алексей Андреевич Кузьмин всю свою жизнь посвятил гитаре. Свыше 60 лет проработав в ленинградском ТЮЗе, озвучил множество спектаклей. В годы войны в эвакуации познакомился со Стронгиллой Иртлач, где и сложился их творческий дуэт. Друзья говорили Алексею Андреевичу: «Ты играешь так прочувствованно, как настоящий степной цыган! Пусть твоя семиструнная будет твоей вечной любовью и судьбой!» Последние годы жизни Стронгилла пела только под гитару Кузьмина.
В 1978 году вышла в свет книга С.Ш.Иртлач «Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи», высоко оцененная профессионалами и через год переизданная. В 1979 году в сборнике «Проблемы сценической речи» появилась статья Стронгиллы Шаббетаевны «Координация работы органов голосообразования при пении и речи», в 1987 году в сборнике «О музыкальном воспитании актеров в театральном ВУЗе» — статья «О специфике голосовой и речевой подготовки актеров музыкальной комедии».
«Кафедра речи помнит ее сейчас очень хорошо» Мне трудно судить о ценности ее трудов просто потому, что у меня другая профессия, я преподаю русскую литературу, а она преподавала речь. Но я бывала на зачетах и экзаменах ее студентов. Всегда мне виден был их профессиональный рост. Как говорили ее студенты при поступлении, в первом семестре, втором семестре, и как они потом сдавали по речи последний экзамен! Это же ее труд!» (А.А.Пурцеладзе).
Стронгилла Шаббетаевна Иртлач умерла 1 января 1983 года. Сегодня ее искусство возвращается к нам. Выпущен компакт-диск с записями Стронгиллы Иртлач конца 1930-х годов и 1968 года. По радио все чаще звучит ее голос. В Санкт-Петербурге на сцене Театра эстрады недавно прошел вечер, посвященный 100-летию со дня ее рождения.
Автор выражает искреннюю благодарность доценту кафедры сценической речи Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, кандидату искусствоведения Юрию Андреевичу Васильеву за любезно предоставленные материалы и фотографии, а также сердечно благодарит за оказанное содействие доцента Академии литературоведа Александру Александровну Пурцеладзе.

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler adaxbet giriş adaxbet hacklink Shell Download
inat tv