Во все века женская шляпка являлась отнюдь не только «одеждой для головы». В иерархии модных аксессуаров она, особенно в XIX столетии, занимала едва ли не главенствующее место, указывая на статус и положение в обществе ее обладательницы. В этой связи при- ведем свидетельство белошвейки М. И. Ключевой, собиравшейся вместе с друзьями в августе 1899 года на прогулку в Летний сад: «Мы сообщили хозяйке <…> и спросили, сколько стоит за вход, она нам сказала, что вход в сад бесплатный, но надо одеть какие-нибудь шляпки, так как в платках в этот сад не пускают»1.
Аристократки соперничали между собой в споре, чей головной убор изысканнее. Французским дамам — признанным законодательницам шляпной моды — подражали и российские, причем не только дворянского сословия. Так, автор журнала «Москвитянин» (1856, № 7) сетовал: «Увы! Ныне и лавочницы уже носят шляпки».
В России XIX века мода была готова удовлетворить любые, самые взыскательные вкусы. Роскошные шляпки, нередко представлявшие собой настоящие произведения искусства, привозились из Парижа или шились на месте по европейским образцам. Журналы мод («Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин» и другие), а также художественно-литературные журналы («Библиотека для чтения», «Современник») помещали модели женских головных уборов с большим выбором фасонов и выкроек, а также рекомендации по уходу за изделиями. Живопись русских художников XIX столетия свидетельствует о том, что российские дамы в шляпной моде строго следовали общеевропейским тенденциям. Нам представляется, что обзор наиболее популярных у нас в то время фасонов «одежды для головы» будет представлять известный интерес.
Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.