Она родилась в одном из грузинских
сел 1(14) августа 1900 года. Пела с детства — в семейных концертах, в
церковном хоре и в хоре Кутаисской гимназии святой Нины. В 1917 году
поступила на медицинский факультет Тифлисского университета, но посещать
лекции ей пришлось недолго. Великолепное низкое грудное контральто
студентки-первокурсницы скоро было замечено специалистами. По их совету
Тамара перешла в Тифлисскую консерваторию, где директор Николай Черепнин
и известный грузинский композитор Захарий Палиашвили добились для нее
стипендии: случай отнюдь не рядовой.
Одно из первых появлений Тамары
на сцене ознаменовано довольно забавным эпизодом. В 1922 году в Тифлисе с
помпой проходили гастроли столичных знаменитостей — ведущих актеров
петроградского Александринского театра Е.Т.Жихаревой и Н.Н.Ходотова.
Специально для них поставили модную в то время драму «Нищие духом». По
ходу спектакля на сцене должна была появиться цыганка и спеть романс.
Режиссер, пригласивший на эту маленькую роль уже известную в городе
молодую певицу Тамару Церетели, без конца внушал девушке, что если вдруг
ее начнут вызывать «на бис», ей ни в коем случае не следует выходить:
все внимание публики должно достаться гастролерам. Вот как описывает
далее свое «боевое крещение» сама Т.С.Церетели: «После определенной
реплики ассистент режиссера выпустил меня на сцену, я приблизилась к
божественной Жихаревой и начала петь «Гори, гори, моя звезда». Закончила
и медленно ушла со сцены. Зал мне устроил бурную овацию. Жихарева, как
это подобает блестящему мастеру, оправдала сценическое положение,
присела и задумалась. Зал умолк. Жихарева сказала: «Не вернуть ли
обратно эту цыганку, быть может, она еще раз споет?» Этой «визы»
Жихаревой было достаточно, чтобы я спела «на бис». Тот вечер стал для
меня своеобразной путевкой в жизнь».
Еще в 1920 году Тамара Церетели
познакомилась с известным композитором, автором популярнейших романсов
Борисом Алексеевичем Прозоровским, который как раз искал исполнительницу
для своих сочинений. Он без памяти влюбился в девятнадцатилетнюю
красавицу грузинку. Несомненно, этим чувством навеян один из самых
проникновенных романсов Бориса Алексеевича — «Вам девятнадцать лет».
Вам девятнадцать лет, у Вас своя дорога,
Вам хочется смеяться и шутить,
А мне возврата нет, я пережил так много,
И больно, больно мне
в последний раз любить.
С
тех пор их постоянно видели вместе — на улицах, на концертах, где
Тамара пела романсы Прозоровского, а он ей аккомпанировал. На нотных
сборниках 20 — 30-х годов после слов «Музыка Б.Прозоровского» почти
всегда стоит: «Посвящается Т.Церетели». Со своей стороны, в одном из
интервью Тамара Семеновна обронила знаменательную фразу: «Всю мою
деятельность обусловил Борис Прозоровский, этот замечательный человек и
музыкант».
Именно по совету Прозоровского Тамара Церетели в 1923 году
уезжает в Москву. То был год 25-летнего юбилея Московского
Художественного театра. На торжествах присутствовал весь
театрально-музыкальный бомонд столицы. Более удачного момента для того,
чтобы обратить на себя внимание, трудно было представить. К тому же
директорствовал тогда в театре актер и драматург А.И.Сумбаташвили-Южин,
принявший в судьбе Тамары горячее участие. На праздничном банкете после
выступления А.В.Неждановой председательствующий за столом Л.В.Собинов
представил собравшимся юную гостью из солнечной Грузии, пение которой
было выслушано с доброжелательным вниманием. И совсем скоро, в конце
того же 1923 года, состоялся дебют Тамары Церетели на сцене Малого зала
Московской консерватории. Своим исполнением старинных русских и
цыганских романсов она покорила москвичей, назвавших ее второй Варей
Паниной. Действительно, манера пения Тамары Семеновны, трактовка многих
произведений и даже репертуар заставляли вспомнить царицу цыганского
романса, любимицу старой Москвы «божественную» Варвару Панину.
Популярность
молодой певицы стремительно растет. На ее концерты в Колонном зале иной
раз просто невозможно попасть. Начинаются гастрольные поездки. И вплоть
до конца 20-х годов рядом с ней неизменно — Борис Алексеевич
Прозоровский. Непростыми были эти взаимоотношения, хотя и вдохновили
композитора на создание шедевров русской романсовой лирики: «Вернись»,
«Мы только знакомы», «Газовая косынка», «Прощай, мой табор», «Кольца»,
«Плачет рояль»… К тому же Прозоровский фактически оказался в опале. То
было время гонений на «упаднический» жанр городского романса: репертуар
артистов жестко контролировался, от них требовалось исполнение
«жизнеутверждающих» произведений; в печати постоянно высмеивались
«пошлые, мелкие страстишки отжившей свое цыганщины». В конце концов
Прозоровский был сослан на строительство Беломорканала и впоследствии
расстрелян…
«В ее голосе слышны трагические ноты даже тогда, когда
она поет «хочу веселья, хочу забвенья». И здесь безнадежная грусть… и
одиночество — щемящее душу одиночество». Так писали в начале века о Варе
Паниной. Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству Тамары
Церетели.
Кроме Б.А.Прозоровского, Тамара Церетели плодотворно
сотрудничала и с Борисом Фоминым, автором всемирно известного романса
«Дорогой длинною». Она — первая исполнительница романса Фомина «Минуты
жизни», в 1940-е годы бывшего у всех на устах. Специально для
Т.С.Церетели Фоминым написаны «Полно, сокол» и «Счастье».
Про Тамару
Церетели говорят, что она спасла тогда практически запрещенный жанр
классического русского и цыганского романса. Это удалось ей благодаря
умной и осторожной репертуарной политике: Тамара Церетели наряду с
романсами исполняла и сочинения советских композиторов, и грузинские
народные песни, — исполняла блистательно, снискав благосклонность
кремлевских руководителей.
В годы Великой Отечественной войны
Т.С.Церетели выезжала с концертами на передовую, пела по радио для
фронтовиков, от которых получала множество благодарных писем и
телеграмм. В 1960 году она оставила сцену, но продолжала обширную и
плодотворную музыкально-общественную деятельность.
В марте 1968 года
Тамара Семеновна после концерта артистов грузинской эстрады, среди
которых была и молодая Нани Брегвадзе (боготворившая свою старшую
землячку и одной из первых подхватившая ее «романсовую» линию), написала
восторженную статью в поддержку новых талантов, но увидеть ее
напечатанной не успела: статья появилась в газете «Тбилиси» в день
смерти Тамары Семеновны — 4 апреля. Через год прах певицы был перевезен
из Москвы в Тбилиси и торжественно перезахоронен в Дидубийском пантеоне.
…Ее
талантом восхищались К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко,
Н.А.Обухова, Л.В.Собинов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев. Свои воспоминания о
ней оставили, в числе прочих, Л.О.Утесов и народный артист СССР
М.И.Туманишвили. В год столетия со дня рождения замечательной певицы
Тамары Семеновны Церетели давайте вспомним о ней и мы.
Фотографии из коллекции автора
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru