deneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelervozol 10000bypuffvozol 5000elf bar 5000istanbul escorthacklinktaraftarium24vozolvozol 10000betist giriştoscanello purocaptain blackmarlboro double fusionmarvel sigaraharvest sigarasenator sigarakalpli sigaramilano sigarakeno club sigaradjarum blackal capone sigarayeşil periiqos sigaraBackwoods puroSobranie sigaradavidoff sigarabilgibotu.comdizipal güncelhaberpass.comteknolojitools.comteknolojispace.comtaphaber.commindhaber.comokuldefteri.comteknolojicarki.comyenimilyoner.comşoförlü araç kiralamapornoporno izleporno izlepornokonulu porno izlealtyazılı porno izleporno sikiş izlematadorbetTipobetbetpasbets10
Поиск
  • 21.06.2017
  • По России
  • Автор Николай Владимирович Вехов

Усть-Цильма

Существование Усть-Циль­мы1 как селения не восходит дальше времен Ивана Грозного. По двум сохранившимся грамотам видно, что основателем слободки Цилемской при впадении реки Цильмы в Печору был новгородец Ивашко Дмитриев Ластка, которому и дан «на оброк на Печоре на Усть-Цильме лес черный с правом на том месте людей назвати, жити и копити на государя слободу, а оброку ему платити в государеву казну на год по кречету или по соколу, а не будет кречета или сокола, ино за кречета или сокола оброку рубль», на том основании, «что по тем речкам лес‑дичь и пашен, и покосов, и рыбных ловищ исстари нет ничьих и от людей далече, верст за пятьсот и больше». «А кто у того Ивашка в слободе приезжих людей учнет жить сильно, а ему не явился, и он с того емлет про мыты на великого князя рубль московский». Богатство края — рыбные ловища и кречетьи, и сокольи садбища (по словам грамоты), и лес‑дичь (непочатый) — породило Ластке противников: кеврольцев, чакольцев и мезенцев, из которых некоторые уже были знакомы с Печорою и ее богатством прежде — «ловили рыбные ловли наездом», — как говорит вторая грамота в другом месте. Эти прижали Ластку на пути в Москву, у себя на Пинеге, отправив вперед своих
приспешников ходатайствовать у царя об новой грамоте для себя исключительно. В марте последние явились в Москве с челобитьем и сказом «про Ивана про Ластку, что его без вести нет», и что они готовы дать оброк за два года вперед по три рубли на год. В апреле приехал и Ластка, и к прежнему оброку надбавил еще рубль против противников своих. Решено было, что Печора оставалась за Ласткою, «потому что, — как сказано в грамоте, — нас те кеврольцы и чакольцы и мезенцы <…> оболгали, что Ивашки Ластки без вести нет, а давати ему оброку царю и великому князю на год в нашу казну по четыре рубли московских». На обороте подпись Грозного<…>.

Усть-Цильма на карте восточной части Архангельской губернии 1898 года

Ластка затем лес‑дичь расчищал и в слободку людей призывал, и церковь Николы-Чудотворца в той слободке поставил в 1547 году, и попа устроил, «как ему у тоя церкви можно прожитии»2.
Ивашка Ластка прожил в основанном им селении не один десяток лет, тут же пустил корни и его сын, тоже Иван, упоминаемый в 1574 году, спустя три с лишним десятилетия после прихода отца на Печору.

* * *

Усть-Цильма начиналась как временное поселение в устье реки Цильмы на левом берегу Печоры. Место это было удобным только для промыслов, а для постоянного жительства не подходило — весной его сплошь заливало. Ластка решил перебраться на высокий противоположный берег — благо на тех кручах удалось отыскать свободный от леса участок, бывшую гарь. Сюда и перенес Иван Ластка Усть-Цильму.
Место оказалось удачным. Высокий берег давал обзор на несколько километров вверх и вниз по течению Печоры и на устьевую часть Цильмы. Обилие здесь ловчих птиц — соколов и сапсанов, столь ценных в Моск­ве, — сделало тогдашние окрестности Усть-Цильмы фактически землями «государственного значения». По­этому жители многих ближних и дальних уездов и волостей на протяжении веков завидовали усть‑цилемам3.
В первые два десятилетия Усть-Цильма — одно из передовых русских поселений в Попечерье. Усть‑цилемские угодья занимали обширную территорию: по Печоре они тянулись вверх до устья реки Усы, а вниз — до горы Чухчинской, по Цильме поднимались по долине на десятки километров. В одном из первых сохранившихся описаний Усть-Цильмы говорится: «А с угодья Усть-Цилемския волости жильцов рыбная ловля на реке Печоре <…> и всего 14 тонь (рыбацких становищ. — Н. В.), а ловят на всех на тех тонях красную рыбу семгу, а в других речках ловят белую, да бобра бьют». Земледелие было развито слабо: «Да в той же Цилемской слободке хлебные пашенки позаде дворов их в капустных огородишках, <…> и они те пашенки в ыной год пашут, а в ыной год и не пашут, потому что морозом убивает»4.
К основателям слободки быстро присоединились выходцы с Мезени, Пинеги, Северной Двины и даже из современной Карелии. «В 1564 году в Усть-Цильме считалось уже 14 дворов и «в них людей 19 человек (взрослых мужчин. — Н. В.)»5.
На первых порах Усть-Цильма, как, впрочем, и весь Печорский край, жила в основном рыбным и зверобойным промыслами, добычей пушнины. Случалось, что вследствие необычно суровой зимы и холодного лета уловы были плохими, скудными — тогда приходилось даже и голодать. Так, в переписной книге Пустозерского уезда за 1679 год читаем: «Умерли с голоду всей семьей в прошлых годех»; «Обнищал до конца, скитается меж дворов з женою и детьми»; «Кормятся по миру работой и христовым подаянием»6. Положение усугублялось непомерными поборами «с дворов и животов и с промыслов и с рек и с озер и с тонь морских и речных за рыбную ловлю и со птичьих и со звериных ловищь и со всех угодий», а также «с сенных покосов», да и с них же сверх того брали «царю и великому князю в казну с улова десятую рыбу семгу»7.
Неудивительно, что, например в 1638 году в Ижемской и Усть-Цилемской слободках на 63 населенных двора насчитывалось 24 пустых. Все это вынудило усть‑цилемов и ижемцев в 1670 году обратиться к царю с челобитной, в которой говорилось: «Человек с 10 померло голодной смертью, <…> едим траву, да рябиновый лист, да сосновую кору, и от того мы, сироты твои, опухли и оцинжали (заболели цингой. — Н. В.) и голодом примерли и <…> остальные крестьянишки — и те <…> голодны, наги и босы. <…> Семей с 20 съехали в сибирские городы от великие хлебные скудности»8.
С основанием Мангазеи9 путь туда пролег через Цильму. Усть-Цилемская слободка была официально утверждена таможенным пунктом. Однако в XVIII веке, когда Мангазея прекратила свое существование, этот путь потерял общегосударственное значение, и Усть-Цильма вновь на десятилетия погрузилась в забвение.
В 1745 году селение сгорело, однако смогло быстро возродиться. В 1782 году в нем насчитывалось 127 дворов и 1040 жителей. Оно уже не умещалось в прежних пределах, поэтому в XVIII-XIX веках жители Усть-Цильмы начали в массовом порядке расселяться вверх и вниз по Печоре. Так появлялись населенные пункты Гарево, Коровий Ручей, Чукчино, Высокая Гора, Рощинский Ручей, Алехино, Сергеево-Щелье, Барашки, Низева и Мыза. Нередко новые поселения основывались в 2-3 километ­рах друг от друга и со временем, разрастаясь, объединялись. Например, к концу XX столетия деревня Гарево стала «верхним», а Сергеево-Щелье — «нижним» концом современной Усть-Цильмы. Помимо основных занятий — охоты и рыболовства, у обитателей бывшей слободки появились новые: часть их занялась пошивом меховой одежды, изготовлением промыслового снаряжения. Ежегодно здесь проводились ярмарки — в июле и ноябре.
Среди первых усть-циле­мов, упомянутых в исторических документах, — «Сеньки Павлова сын Дуркина» и «Киприяки Михайлова сын Чюпра» — от последнего затем произошла фамилия Чупров. В дальнейшем добавляются новые фамилии: Тороповы, Вокуевы, Носовы, Ермолины, Комаровы — их и сейчас в Усть-Цильме большинство.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler adaxbet giriş adaxbet hacklink Shell Download
inat tv