deneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelervozol 10000bypuffvozol 5000elf bar 5000istanbul escorthacklinktaraftarium24vozolvozol 10000betist giriştoscanello purocaptain blackmarlboro double fusionmarvel sigaraharvest sigarasenator sigarakalpli sigaramilano sigarakeno club sigaradjarum blackal capone sigarayeşil periiqos sigaraBackwoods puroSobranie sigaradavidoff sigarabilgibotu.comdizipal güncelhaberpass.comteknolojitools.comteknolojispace.comtaphaber.commindhaber.comokuldefteri.comteknolojicarki.comyenimilyoner.comşoförlü araç kiralamapornoporno izleporno izlepornokonulu porno izlealtyazılı porno izleporno sikiş izlematadorbetTipobetbetpasbets10
Поиск
  • 21.06.2017
  • Архив
  • Автор Ф. Буслаев

Из

Из

Из <Дополнений к "Моим воспоминаниям", не допущенных мною в печать>


Москва
появляется уже в начале знаменитых «Воспоминаний» Федора Ивановича
Буслаева: гимназистом он приехал в этот город, где посчастливилось ему
учиться в Московском университете у корифеев русской науки. После
окончания университета он поступил воспитателем в семью Л.К.Боде и жил
некоторое время в Оружейной палате в Кремле. Позже он переехал в
подмосковную «резиденцию» барона. «Окончив в мае 1838 года
университетский курс кандидатом словесного отделения философского
факультета, я тотчас же, по рекомендации проф. И.И.Давыдова и инспектора
студентов П.С.Нахимова, поступил домашним учителем в семейство
гофмаршала барона Льва Карловича Боде. Таким образом, прямо из
казеннокоштного «общежития» и еще в студенческом вицмундире переселился я
в подмосковное имение барона, Подольского уезда, в село
Покровское-Мещерское <…>». За время своего учительства
Ф.И.Буслаев особенно сблизился с сыном барона — Михаилом Львовичем Боде,
с которым и позже они оставались очень близкими друзьями. Именно у него
много лет спустя в подмосковной усадьбе Лукино гостил Ф.И.Буслаев и с
каким-то особенным благоговением и душевным трепетом рассказывал потом
об этом месте, любовно устроенном М.Л.Боде. По словам Ф.И.Буслаева,
Михаил Львович построил в Лукине «собственный кремль со стенами и
башнями и так же, как и в московском кремле, отделил от других зданий
построенные им церкви оградою». Самобытно был сооружен и дом, где многие
комнаты напоминали монашеские кельи, а сам Ф.И.Буслаев не без гордости
замечал, что когда гостил в Лукине, ему «отводились архиерейские покои».
Федор Иванович при описании Лукина, столь любимого им, был весьма
увлечен и не упускал из виду даже «детали». В сущности, это своеобразный
путеводитель по Лукину, позволяющий читателям проникнуться тогдашней
атмосферой духовной жизни русской провинции. «По другую сторону дом
выходит в сад. Тотчас же налево за оградою поднимаются три церкви, — из
них главная святителя Филиппа; при ней, по древнехристианскому обычаю,
подземная крипта больших размеров <…> для фамильной усыпальницы,
с надгробиями, перед которыми теплятся лампады». Барон М.Л.Боде сам
готовил планы, чертежи, сам украшал. «Он обладал, — пишет Ф.И.Буслаев, —
разборчивым, тонким вкусом и был опытный знаток византийско-русской
иконописи и старинной орнаментики». Любопытно и буслаевское описание
родника в Лукине как средоточия духовных сил живой русской природы, как
особого духовного ключа, издревле почитавшегося нашими предками. «Следуя
далее в правую сторону, достигаем границ парка, где из-под бугра бьет
ключ обильною струею и стекает по жолобу в водоем в виде огромной
раковины. Это так называемый «святой колодец». Окрестные поселяне пьют
из него во здравие и на исцеление; сверх того, по заведенному издавна
обычаю, кидают в водоем медные деньги». Следует заметить, что в усадьбе
был также Колычевский музей и архив боярского дома Колычевых, а «в
регулярном парке с фигурным водоемом стояли статуи». К большому
сожалению, почти все постройки сегодня утрачены.
Из других мест, где
часто бывал Ф.И.Буслаев, стоит упомянуть дачу графа С.Г.Строганова в
Кунцеве, вблизи Москвы-реки, где гостил Ф.И.Буслаев. «Дач было тогда в
Кунцеве наперечет, около полдюжины. Граф и графиня с детьми помещались в
большом двухэтажном доме <…>; мне отведены были две комнаты в
каменном флигеле, направо от дома. <…> кроме того было еще три
дачи: одна в саду, переделанная из бани, так и слыла «банею»; другая за
липовой рощей называлась «Гусарево» и третья на дороге по Проклятому
Мосту — «Монастырка», получившая это прозвище от того, что здесь
когда-то жила княгиня Голицына, выбывшая из монастыря». В своих
описаниях Ф.И.Буслаев обнаруживает отличное знание местных сказаний и
примет; в них ощущается любовь к России, ее просторам и вольному,
свободному духу. «<…>Чтобы отдохнуть, бывало, присядешь на
гладкое местечко той тропинки, а ноги спустишь в обрыв перед бесподобною
панорамою расстилающейся далеко вниз по ту сторону реки; налево
Хорошово с садами и огородами, а направо — широкая равнина на несколько
верст вплоть до горизонта, по которому тянутся полосою дачи Петровского
парка с царским дворцом. Привольно было тогда разгуливать по Кунцеву.
Повсюду тишь и гладь да Божья благодать».
Путешествуя немало по
Европе, бывая во многих городах России, Ф.И.Буслаев все же большую часть
жизни прожил в Москве. И в дальнейшем, будучи уже маститым ученым и
педагогом, он постоянно возвращался сюда.
Интересно проследить, как в
научной биографии Ф.И.Буслаева отразились его московские адреса. В
начале 1840-х годов он жил в здании Александровского военного училища на
Знаменке, в доме ? 12, затем переехал в дом ? 7 по 1-му Голутвинскому
переулку, а оттуда на Сивцев Вражек, в дом ? 42 (строения не
сохранились). С 1852 по 1868 год он жил во владении Офросимовых, которое
выходило в переулки Большой Власьевский (дом ? 9) и Никольский (дом ?
30). Там он работал над своим классическим трудом «Опыт исторической
грамматики русского языка» (М., 1858). Чуть позже, в 1861 году, он
издает «Исторические очерки русской народной словесности и искусства»,
положившие основу научного изучения произведений народной культуры в
этнолингвистическом и историко-мифологическом отношениях. С 1868 по
середину 1870-х годов Ф.И.Буслаев жил на Девичьем поле, в Полуэктовом
переулке, в доме ? 9, затем в доме ? 7 по Большому Спасскому переулку
(здание не сохранилось). В 1884 году он переехал на Остоженку в 1-й
Ушаковский переулок, в дом Кашина, а в последние годы жил на Большой
Молчановке в доме Бернова.
Автор этих строк обошел почти все
известные нам адреса, произведя тем самым небольшое краеведческое
разыскание. Оказалось следующее: только один дом — в бывшем Полуэктовом
переулке (ныне Новоконюшенный переулок) — сохранился в первозданном
виде. Этот уголок был по-особому дорог Ф.И.Буслаеву: неподалеку жил его
учитель, которого Ф.И.Буслаев любил и почитал со студенческих времен и в
доме которого он работал над древними рукописями, — профессор
Московского университета знаменитый историк М.П.Погодин. Сохранилась и
часть владений Кашина в 1-м Ушаковском переулке, примыкающих к старинным
стенам Зачатьевского монастыря.
В трудах ученого мы находим
многочисленные упоминания дорогих ему мест. Многое из того, что
полюбилось с молодых лет, он позже, как рассказчик-исследователь,
описывал в небольших статьях, публиковавшихся в журналах. Особо следует
выделить его работу «Московские молельни»2 о благочестивом обычае иметь в
своих жилищах молельни, которые он не раз посещал. Молельни были
интересны Ф.И.Буслаеву и с исследовательской точки зрения: списывая
копии с древних икон, он готовил материал для будущего исследования —
«Русский лицевой апокалипсис», где подробно описал и разобрал наиболее
редкие и древние изображения из лицевых апокалипсисов XVI-XIX веков. В
1881 году Ф.И.Буслаев издает небольшую брошюру с весьма интригующим
названием «Бес» и с подзаголовком: «К истории московских нравов XVII
века». Есть и другие «московские эпизоды», вышедшие из-под пера
Ф.И.Буслаева, где образ древней столицы неизменно присутствует как
средоточие духовных и нравственных начал эпохи.
Как известно,
Ф.И.Буслаев скончался на даче в подмосковном поселке Люблино 31 июля (12
августа) 1897 года. По данным архива Новодевичьего монастыря удалось
установить точное место: 5-й стан Московского уезда в Люблино, дача ?
52. Ф.И. Буслаев был отпет 3 августа (по старому стилю) в церкви св.
Татианы при Московском университете и погребен, как указано в картотеке
того же архива, «близ Батюшкова».

[Глава VIII]

Из
трех младших сыновей графа Сергея Григорьевича настоящим моим учеником в
полном значении этого слова был Григорий Сергеевич. Я начал с ним
заниматься, когда ему только что минуло десять лет, и приготовил его к
университетскому экзамену через шесть лет, когда ему пошел семнадцатый
год. Я учил его только русской грамматике и словесности, а такоже и
русской истории. Кроме того по воскресным дням и праздникам я заменял
ему гувернера, который на это время освобождался от своих обязанностей.
Эти дни и часы, проводимые Григорием Сергеевичем со мной, были самыми
веселыми и счастливыми в его отроческие годы. В праздники утром мы
ездили к обедне по разным монастырям, а Великий пост на первой и
последней неделях и к вечерням, а такоже и ко всенощным. По этому поводу
привожу здесь одну записку Григория Сергеевича, случайно у меня
сохранившуюся до сих пор: «Федор Иванович! Будьте, пожалуйста, так добры
устроить все, что можно, чтобы мы могли завтра поехать к обедне в
Донской монастырь. Я Вас сильно прошу, не откажите мне, пожалуйста. Ваш
Вам преданный ученик Григорий Строганов». В те далекие времена Москва
очень мало предлагала пособий и средств для педагогических экскурсий
воспитательного и образовательного качества. Тогда еще не было и в
помине ни художественных выставок, ни общественных городских музеев,
вроде Румянцевского, ни частных галерей, общедоступных для публики,
какова, напр<имер>, Третьяковская за Москвой-рекой, в Лаврушинском
переулке. Конечно, у московских вельмож в их старинных домах помещались
в значительном количестве художественные произведения и всякие другие
редкости, но их могли видеть и любоваться ими только друзья и знакомые.
Для общественных собраний разнокалиберной московской публики всех
сословий православная Москва, кроме праздничных парадных гульбищ, могла
предлагать, как говорится, только свои сорок сороков церквей с соборами и
монастырями. В известные дни годичного круга великосветская московская
публика, расфранченные дамы и не только старики, но и щеголеватая
молодежь, а также многие из профессоров университета собирались в
течение первой недели Великого поста на мефимоны в Донской монастырь.
Это вошло даже в тогдашнюю моду у светских людей. По окончании вечерней
службы публика с полчаса толпилась в церкви, забавляясь разными веселыми
разговорами, любезностями и шутками. Выше приведенное приглашение
Григория Сергеевича ехать в Донской монастырь относится именно к
мефимонам первой недели Великого поста.
Кроме Донского монастыря, нас
особенно интересовал Симонов, в котором архимандрит Мельхиседек завел
превосходный хор с знаменитыми в то время басами и тенорами.
Кроме
церковной службы, нас с Григорием Сергеевичем привлекали и загородные
кладбища, на которых мы отыскивали памятники разных знаменитых людей, а
то перечитывали длинные надписи в стихах, иногда очень курьезные и
смехотворные. Мы их списывали в виду целого собрания таких редкостей.
Для примера привожу одну из них с Даниловского кладбища, с удержанием
безграмотного письма:

Под камнем сим покоютца
Мне милые два друга
Нежнейша мать, и любезная
супруга.
Коль Суслиных вы знали,
То обеих Матроной звали.
К тебе я Боже! вопию
о них
Избавь от вечной муки их.

Особенно
сильное и самое благотворное действие произвел на Григория Сергеевича
митрополит Филарет своим чтением двенадцати Евангелий в четверг на
Страстной неделе в домовой, или так называемой крестовой церкви в своем
митрополичьем доме Троицкого подворья. Кто не слыхал такого чтения, тот
не может составить себе понятия о том, как подобает излагать изустно
христианское Благовестие. Человек читал ровным голосом, не поднимая и не
опуская ниже ни одного слова в речи: все слова в таком изложении
казались и чувствовались молящимся слушателям одинаково ценными, будто
крупные жемчужины одной меры, подобранные одна к одной в ожерелье.
Торжественность
этой митрополичьей службы тем обаятельнее нам с Григорием Сергеевичем
казалась, что оба мы пользовались его ласковым приветствием всякий раз,
когда он бывал с визитом у графа Сергея Григорьевича, обыкновенно
вечером в шесть часов, как раз после нашего обеда.
Чтобы не
раскидываться по разным главам и отделам этих моих «Дополнений», я
соберу здесь вместе, что могу сказать об этом знаменитом иерархе,
которого каждое слово и дело должны принадлежать истории русского
просвещения.
В «Моих воспоминаниях» я уже заметил о приязненных
отношениях между Филаретом и графом Сергеем Григорьевичем по случаю
старинных икон, отобранных из раскольничьих молелен, согласно строгим
предписаниям Святейшего Синода и Министерства Внутренних дел. Теперь
сообщу вам несколько анекдотов, которые привел мне граф из своих с ним
бесед.
Однажды в стенах Троицкой лавры произошло прискорбное событие,
которое, будучи сообщено в тайне правительственным властям, прошло без
публичной огласки, не возбудив соблазнительных толков и нареканий. Дело
было в том, что у одного монаха в келье оказалась повешенной какая-то
молодая женщина. По этому поводу между собеседниками завязался разговор о
том, какие принять решительные меры для охранения Троицко-Сергиевой
братии от всяких неблаговидных поступков. Высокопреосвященный Владыка
очень затруднялся в благополучном решении этого вопроса. «Если удалить
из лавры молодых и крепких монахов и оставить одних хилых старцев, — так
говорил он, — то она лишится торжественного великолепия церковной
службы, которое главнейшим образом привлекает к ней московскую публику,
потому что тогда пришлось бы отказаться от благозвучных голосов,
необходимых для протодьяконов, иподьяконов и певчих. Порча нравов
Троицкого монашества происходит не от них самих, а от непрестанного
наплыва публики, который превращает тихую и скромную обитель в ярмарку с
толкучим рынком. Я знаю там несколько монахов весьма сомнительного
поведения, но замени я их другими, более благонадежными, через год,
много через два и те такоже испортятся».
В сороковых или в
пятидесятых годах в Москве очень многие безусловно веровали в
столоверчение. Хорошо помню об одном докладе, напечатанном в Московских
Ведомостях, о вечернем сеансе, посвященном пророческому столоверчению.
Доклад этот, для внушения к нему доверия, был снабжен подписью
участвовавших в этом сеансе лиц. Между ними было несколько профессоров
Московского университета. Теперь вы поймете, почему между графом и
Филаретом могла завязаться беседа и об этом праздном суеверии, к
которому в то время относились вовсе не шутя. Митрополит сообщил графу,
что к нему обратилась одна из великосветских дам за советом и
назиданием, чтобы он вразумил ее, можно ли верить столоверчениям, и если
в этом гадании действует сверхъестественная сила, то какая именно —
добрая и святая или злая и дьявольская. Филарет разрешил эту загадку в
пользу дьявола и сверх того, удостоил даму очень обстоятельным письмом
по этому предмету. Тогда же письмо это его было напечатано во многих
экземплярах, из которых один получил и граф.
Теперь сообщу вам
несколько подробностей об отношениях Филарета к его домочадцам. У него
для выездов был служка, молодой и ражий детина высокого роста, частенько
зашибавшийся хмельком. Обыкновенно он водил митрополита под руку и
особенно, когда всходили на лестницу. Однажды, когда они взбирались по
ступеням у нас, в квартире графа Сергея Григорьевича, митрополит
добродушно сказал своему служке: «Не знаю, братец, кто кого ведет на
лестницу, ты меня или я тебя». Это слышал наш швейцар и потом передал
мне.
Вообще Филарет был до баловства снисходителен к своей прислуге.
Ложился он спать довольно рано и только что успокоится, в задних
комнатах начиналась веселая попойка с возней и шумом, который иногда
будил самого Филарета, он вставал и выходил к гулякам с выговором. Это
мне передавал его домашний секретарь, с которым я довольно коротко был
знаком.
Свою административную власть Высокопреосвященный Владыка
далеко распространял за пределы церковного ведомства. Исходя от того
убеждения, что добронравие и благочестие русского народа по всем
степеням его сословий глубоко коренится на незыблемых основах
православия, он непрестанно и зорко следил за развитием и превратностями
современных событий политических и общественных, за идеями,
воззрениями, надеждами и ожиданиями публики, поскольку они выражаются в
газетах и в журналах, а также и в отдельных изданиях как научного и
назидательного, так и вообще легкого содержания в повестях и романах
<…>

 


1. Публикуется впервые по рукописи: Отдел рукописей Государственного литературного музея. Ф.343, ед. хр. 2. С.143-156.
2Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1866. С.124-128.

Публикация и предисловие
О.В.Никитина

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler adaxbet giriş adaxbet hacklink Shell Download
inat tv