Поселок
Перловка относится к числу самых старых подмосковных дачных местностей.
Это неудивительно, поскольку он находился в ближайших городских
окрестностях — всего в 15 верстах от центра Москвы (сейчас сразу за
Окружной дорогой). Места эти славились чистым здоровым воздухом,
прекрасным купанием на Яузе, великолепным сосновым лесом и живописными
окрестностями.
Поселок был образован знаменитым московским
чаеторговцем Василием Семеновичем Перловым на земле своего имения.
Сначала дач в Перловке было немного, но они были весьма комфортабельны, а
потому дороги. Их могли снимать только люди с достаточными средствами.
Развитию
дачных поселков в Подмосковье особенно способствовало открытие движения
по строившимся железным дорогам. Ввод в действие в апреле 1860 года
железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом сразу
сделал доступными многие местности, которые ранее казались отдаленными.
Дешевизна и быстрота железнодорожного сообщения обусловили то, что уже в
1870-1880-х годах Северная железная дорога оказалась наиболее густо
заселена дачниками.
Первоначальные дачные поселки возникали на основе
старых сел или деревень, а их новая застройка была достаточно
хаотичной. К примеру, в территорию поселка Перловка, кроме перловского
имения, вошли и крестьянские земли деревни Малые Мытищи. Когда
количество дачных местностей стало быстро расти, земства разработали
правила по предварительной разбивке застраиваемых территорий на
кварталы, с дорогами шириной в 10 саженей для удобства проезда и
пожарной безопасности. Внешние границы поселка, совпадавшие, как
правило, с границами землепользования, были зачастую очень причудливы.
Границы Перловки относительно более правильны — с запада их определяла
река Яуза, с востока — Московское (Ярославское) шоссе.
В конце 1880-х
годов Перловка стала весьма оживленным дачным поселком. Вот как его
описывал современник: «Здесь, в молодом сосновом лесу, принадлежащем
В.С.Перлову, выстроено им множество дач, насчитывают более семидесяти;
весь лес-парк изрезан дорожками, утрамбованными красным песком, по
которым можно гулять даже в сырую погоду, вскоре после дождя. По окраине
дач протекает река Яуза с устроенными на ней купальнями (на Яузе была
устроена запруда. — М.Н.). (…)Устройство дач со всеми приспособлениями
к летней жизни привлекает сюда москвичей, которые так полюбили эту
местность, что каждое лето все дачи бывают переполнены жителями, а
угодливый хозяин для развлечения своих жильцов приглашает музыку,
которая играет в Перловке два раза в неделю»1.Центром таких поселков
часто становился общественный парк — место отдыха и прогулок дачников.
Нередко он располагался рядом со станцией, также являвшейся
сосредоточением дачной жизни. В Перловке обширный сад для гуляния был
разбит неподалеку от станции в западной части поселка. К нему вели
аллеи, посаженные вдоль железной дороги, — липовая и хвойная (из елей и
сосен). В общественном саду Перловки в 1895-1896 годах был выстроен
новый деревянный храм во имя Донской иконы Божией Матери2.
Кроме
того, в саду располагались небольшой копаный пруд, танцевальный павильон
и летний деревянный театр в «мавританском стиле», в котором в
1900-1910-х годах выступала антреприза Н.Н.Чукмалдина, обслуживавшая и
поселок Пушкино. В свободные от спектаклей дни в театре устраивались
балы и сеансы синематографа3. Около станции в Перловке уже в начале
1890-х годов к услугам дачников работали почтово-телеграфная станция,
телефон, лавки, сновало множество разносчиков.
Поселок славился и
архитектурой дач. Среди них выделялась по своей отделке дача самого
В.С.Перлова, где были комнаты в «японском», «малороссийском» и «русском»
стилях4. В 1910-х годах, когда уже было около 200 дач, появилось
несколько в стиле неоклассицизма. Например, дача Л.Собинова в восточной
части поселка.
План поселка, опубликованный в 1930 году, показывает
его непростую планировку, сложившуюся еще в предреволюционные годы,
имевшую лишь элементы регулярности, что красноречиво говорит о возрасте
поселка, возникшего в 1860-х годах. Застройка Перловки вдоль железной
дороги слилась с дачами Тайнинки.
Послереволюционная жилищная нужда
тоже отразилась на плане Перловки — в юго-восточной части поселка вдоль
Московского (теперь Ярославского) шоссе легко заметить пятнадцать
параллельных прямых улиц с мелкой нарезкой на участки. Эта часть была
несколько перепланирована и застроена в 1920-е годы, когда началось
бурное уплотнение жилья и застройки. Статистика тех лет насчитывала в
Перловке более 400 дач, большая часть которых использовалась уже для
постоянного проживания. Многие большие дачи превратились в коммуналки, а
их обширные участки были разделены на более мелкие, где также появились
постройки. В эти годы началась интенсивная вырубка деревьев, которая
сегодня привела к полному уничтожению прекрасного соснового леса,
бывшего достопримечательностью Перловки.
В 1880-1890-е годы, когда
складывались основные черты застройки подмосковных дачных пригородов, во
многих поселках появились новые храмы, часто из дерева. Жители Перловки
и ее дачники относились к приходу Благовещенской церкви села
Тайнинского, но ходить туда было далековато. Приход обратился в
Московскую духовную консисторию с инициативой строительства своего
поселкового храма. Место для него было выбрано примерно в 150 км от
железной дороги.
План поселка 1930 года показывает, что территория
храма была выделена — церковный участок правильной квадратной формы
окружен дорожками, соединявшими храм с улицей к северу от него, с аллеей
вдоль железной дороги и линией Мытищинского водопровода. Площадка, на
которой был возведен храм, была обсажена по периметру соснами и другими
деревьями.
Архивные документы свидетельствуют, что проект перловской
церкви был утвержден 30 ноября 1894 года Строительным Отделением
Московского Губернского правления и, вероятно, начал осуществляться уже в
следующем году, а в 1896 году был закончен. Во всяком случае,
путеводитель 1897 года сообщал: «…богатые крестьяне, живущие в
Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного
недавно рядом с Перловкой»5.Проект церкви был разработан
архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) — Зыковым-вторым, как
называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова
(1821-1887) — выпускника, а затем и преподавателя Московского Дворцового
архитектурного училища, одного из самых плодовитых московских зодчих.
(Среди множества работ Зыкова-отца можно назвать проекты храмов и
церковных интерьеров, несколько десятков (!) иконостасов для храмов в
разных городах и селах страны.)
Зыков-сын первоначально, видимо, не
предполагал заниматься архитектурой — в 1874 году он окончил
физико-математический факультет Московского университета. Однако
семейная традиция и склонности привели его сразу после Университета в
Санкт-Петербургскую Академию художеств, учебу в которой он успешно
завершил в 1877 году со званием художника 1-й степени. В течение своей
не очень длинной жизни П.П.Зыков-второй занимал разные административные
должности — был архитектором Московского попечительного комитета о
бедных, архитектором Мариинской больницы, сверхштатным техником
Строительного отделения Московского Губернского правления, сотрудником
попечительства Усачевско-Чернявского училища.
Объем созданного им в
архитектуре был значительно меньше, чем у Зыкова-первого, но
храмостроительство занимало в творчестве сына, пожалуй, более
значительное место, чем у его отца, который и передавал ему строительный
и архитектурный опыт в этой сфере. Зыков-сын, например, наблюдал за
строительством по отцовскому проекту колокольни церкви Спаса
Преображения на Большой Спасской, а вскоре сам создал проект колокольни
при храме Святого Трифона в Напрудном (не сохранилась) и звонницы церкви
Святой Троицы при Черкасской богадельне. Кроме того, он построил
церковь близ станции Фаустово Казанской железной дороги, осуществил
перестройку Никольской церкви в селе Покровском, пристройки к церкви
Богоявления Господня в Елохове, осуществил и другие церковные заказы.
Будучи глубоко религиозным человеком, он состоял в 1880-х годах
старостой московской церкви Святого Алексия в Глинищах.
Деревянная
церковь во имя Донской иконы Божией Матери была, безусловно, одним из
самых значительных архитектурных произведений П.П.Зыкова-второго. Это
был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к
весьма распространенному в средневековой Руси типу — «восьмерик на
четверике». Другими словами, кубический объем главного храмового
пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и
луковичной главой, крытым деревянным лемехом (по-старинному!).Подобные
деревянные церкви в конце XIX — начале XX века появились во многих
подмосковных поселках — Удельной, Клязьме, Малаховке, Шереметевке,
Петровском-Разумовском, Сокольниках. Все они восходили в своей основе к
деревянным шатровым храмам Русского Севера, красота которых особенно
стала привлекательна на рубеже веков, а в декоре использовали мотивы
московского узорочья середины XVII века. Впрочем, несмотря на
типологическое и конструктивное родство, все возводившиеся в то время
подмосковные церкви были неповторимы.
План перловской церкви
представлял собой квадрат со стороной 7 саженей 1 аршин (приблизительно
16 х 16 м) с выступающей граненой апсидой с востока. Квадратным в плане
было и основное пространство храма (приблизительно 8,5 х 8,5 м), над
которым возвышался мощный восьмигранный шатер, по высоте (до главы)
приблизительно равный высоте стен четверика.
Храмовый четверик,
прорезанный тремя окнами с трех сторон, окружали обширные
галереи-паперти. В отличие от своих средневековых прообразов они с
самого начала предполагались закрытыми. Их широкие проемы были
застеклены, что делало этот зимний храм, в котором изначально было
задумано отопление, еще более теплым. Галереи-паперти роднили церковь в
Перловке с уже упоминавшимся храмом Святого Тихона Задонского в
Сокольниках, который возвел еще в 1864 году П.П.Зыков-первый.
Многократно перестраивавшаяся и находящаяся в настоящее время в процессе
реставрации, эта церковь обнаруживала некоторое сходство с перловским
храмом.
Оригинальной особенностью перловской церкви были треугольные
по форме световые кокошники (с окошками), создававшие в интерьере второй
свет (помимо света из окон четверика) и придававшие ее силуэту
нарядность и индивидуальность. Мотив этих кокошников, разных по форме и
величине, был ведущим в декоративном убранстве перловского храма. Ярус
крошечных кокошничков располагался и у основания шейки главы храма.
Центральные оконные проемы четверика были отмечены традиционными по
форме кокошниками, увенчанными крестами, а над входами (западным, южным и
северным) в галерею храма были устроены фигурные трехлопастные
кокошники-киоты для размещения икон. Церковь украшали фигурные наличники
над окнами четверика и разнообразные квадратные и прямоугольные
филенки, традиционные для деревянного храмостроительства второй половины
XIX века.
Сохранившийся авторский проект храма в Перловке6
показывает его иконостас. Архитектор задумал его трехъярусным, тябловым,
тем самым ориентируясь на русские традиции. Как известно, тябловый
иконостас — наиболее устойчивый и распространенный в период
средневековья тип алтарной преграды.
После завершения строительства
храм Донской иконы Божией Матери в Перловке стал не только выразительной
архитектурной доминантой поселка, но и подлинным центром духовной жизни
его жителей. Разрушенный до основания в послереволюционные годы, он
возрождается в наши дни благодаря усилиям местного прихода. Дай Бог,
чтобы судьба обновленного храма была более долговечной и счастливой!
___________________________________________
1. Захаров М.П. Окрестности Москвы по Ярославской железной дороге. М., 1887. С.1-2.
2. . Кончаловский П. От Москвы до Архангельска по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге. М., 1897. С.38.
3. Дачник. М., 1912, ? 1. С.14.
4. Захаров М.П. Указ. соч. С.2.
5. Кончаловский П. Указ. соч.
6. ЦИАМ, ф.54. Проект деревянной церкви в дачной местности под названием «Перловка». 1894. Найден О.Н.Русиной.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru