sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis
Поиск

В память о подвигах за веру и Отечество

В память о подвигах за веру и Отечество

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского Петром Великим в Петербург. Рисунок Адамова с фрески профессора П. В. Басина; гравировал К. Вейерман. Нива. 1870. № 09


В приделе святого Александра Невского. Храм Христа Спасителя в Москве.

О почитании в Москве святого благоверного князя Александра Невского (1221–1263).

Фигура Александра Ярославича Невского — знаковая в русской истории. Он один из самых прославленных ее героев и один из самых почитаемых на Руси святых, покровитель русского воинства, образец государственного деятеля. С. М. Соловьев в XIX веке писал: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского»1.

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона читаем: «Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он “Богом рожден”. Побеждая везде, он никем не был побежден. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра, рассказывал, что он прошел много стран и народов, но нигде не видал такого “ни в царях царя, ни в князьях князя”. Такой же отзыв будто бы дал о нем и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей»2.

Особенные почести воздавали Александру Невскому в Великом Новгороде, где он княжил и в землях которого совершал свои военные подвиги, во Владимире, где также княжил и был похоронен, и, конечно же, в Санкт-Петербурге, куда в 1724 году по велению Петра I перенесли святые мощи князя.

На фоне в целом негативного отношения в советскую эпоху к отечественной истории, церкви и ее святым образ Александра Невского с 1930-х годов вновь начал обретать свое подлинное содержание. В 1942 году в честь князя учредили военный орден, а в 1961-м историк С. О. Шмидт писал о нем в официальной Советской исторической энциклопедии: «Возглавлял русские войска, отстоявшие северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами, <…> показал себя осторожным и дальновидным политиком. Он решительно отверг попытки папской курии вызвать войну Руси с Золотой Ордой, т. к. понимал безуспешность войны с татарами в то время. Умелой политикой <…> способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь»3. Памятники ему появились в Переславле-Залесском (место рождения, 1958), Владимире (1963), Новгороде (1985).

В Москве, в XIII веке представлявшей собой маленький укрепленный городок на окраине Владимиро-Суздальского княжества, Александр Невский не бывал, но его наследие, семья и потомки сыграли значительную роль в возвышении будущей столицы. Как полагают, кремлевский Архангельский собор сооружен в начале XVI века на месте деревянной церкви XIII столетия, построенной братом Александра Невского Михаилом Ярославичем Храбрым (1229–1248) в честь своего небесного покровителя архангела Михаила.

В летописях князь Михаил именуется Московским, что дает некоторым историкам повод считать его первым самостоятельным московским князем. Михаил Ярославич погиб в 1248 году в битве с литовцами и получил прозвище Хоробрит. А кремлевский Архангельский собор стал главной усыпальницей московских князей и позднее вплоть до начала XVIII века — российских государей.

У Александра Невского было пятеро детей, четвертый из которых, Даниил (1261–1303), родился в стольном граде Владимире-на-Клязьме. После смерти отца в возрасте около трех лет Даниил Александрович получил в удел маленькую Москву и был взят под опеку дядей — великим князем владимирским Ярославом Ярославичем. Даниил являлся активным участником междоусобной княжеской борьбы, играя важную политическую роль в Северо-Восточной Руси. Некоторые историки считают, что при нем в состав Московского княжества вошел рязанский город Коломна с прилегающими землями.

В последний год своего княжения он занял Переславль. Благодаря энергичным действиям Даниила Александровича Московское княжество сделалось одним из самых сильных в Северо-Восточной Руси. Скончался князь 5 марта 1303 года и упокоился в основанном им Свято-Даниловом монастыре, где была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития. С XVI века Даниил Александрович являлся местночтимым святым, а в 1652 году его мощи перенесли в собор Данилова монастыря.

Сын Даниила Александровича великий князь Иван Калита (1288–1340) еще более расширил Московское княжество. При нем Москва начала обстраиваться каменными храмами. По приглашению Ивана Даниловича сюда из Владимира переехал митрополит Петр, подавший князю мысль о сооружении в Кремле нового Успенского собора — будущей усыпальницы предстоятелей Русской православной церкви. Так благодаря внуку Александра Невского, а затем его наследникам династия укрепилась и постепенно возвысила Москву до статуса столицы всея Руси.

Именно в Москве в правление Ивана Грозного на Соборе 1547 года состоялась канонизация Александра Невского. К соборному прославлению по благословению митрополита Мос­ковского Макария была составлена служба и написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в нем же и о чюдесех его споведася».

Не известно, появился ли в XVI веке в каком-либо московском храме престол в честь нового святого. Зато в XVII столетии в Кремле имелся уже хорошо известный историкам Москвы храм Святого благоверного князя Александра Невского. Впервые упоминаемый под 1625 годом, он находился близ церкви Черниговских чудотворцев. Во время пожара 1626 года храм, видимо, пострадал и был построен на новом месте. 15 июня 1634-го его освятили в статусе собора, который в храмовый праздник 23 ноября (день кончины князя) не раз посещали цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович.

Дальнейшая судьба собора связана с сооруженным в последней четверти XVII века зданием Приказов на Ивановской площади. Над его проезжими воротами в начале 1680-х годов под одной крышей возвели два храма, куда перенесли престолы Александ­ровский и Черниговских чудотворцев. Архитектура храмового комплекса была весьма необычна: на общей четырехскатной кровле возвышались десять глав. К сожалению, весь этот исторический ансамбль уничтожили в 1770-х годах при подготовке к строительству Большого Кремлевского дворца. Иконостас Александро-Невского храма переместили во Входоиерусалимский придел собора Василия Блаженного на Красной площади4.

В 1723–1724 годах по распоряжению Петра I происходило торжественное перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из владимирского Рождественского монастыря в Санкт-Петербург. В Москве специально для этого действа изготовили громадный (шириной 7, длиной 11 и высотой 5 аршин) ковчег, который несли не менее 150 человек. Москвичи встречали процессию 18 августа у Красного Села. Ковчег в сопровождении множества народа проследовал по улицам Мещанской и Сретенке, мимо Кремля; в начале Тверской у мощей было совершено молебствие. К вечеру процессия вышла из Москвы, у села Всехсвятского святыню поставили под шатром, и здесь всю ночь шли богослужения.

В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского.

Весьма странно, но долгое время в Москве существовал лишь один посвященный Александру Невскому храм — упомянутый выше собор над зданием Приказов в Кремле, а после разборки здания престолов во имя этого святого в Первопрестольной вообще не осталось. Однако в XIX веке положение начало меняться.

Издавна существовала традиция освящать церковные престолы в честь святых, являвшихся небесными покровителями царей и цариц. Так, например, при Петре Великом появились Петропавловские храмы, при Елизавете Петровне — Елисаветинские, при Екатерине II престолы часто освящались во имя великомученицы Екатерины.

В 1801 году на русский трон впервые взошел император с именем Александр, открыв александровскую череду династии. Все три царственных Александра оказались личностями незаурядными, сыгравшими выдающуюся роль в отечественной истории: при Александре I Благословенном в 1812 году была одержана победа над Наполеоном, при Александре II Освободителе крестьяне получили волю, а народы Румынии, Сербии, Черногории, Болгарии избавились от османского владычества, при Александре III Миротворце, обеспечившем России передышку от войн, страна совершила мощный всесторонний прорыв в своем развитии.

Всего в XIX веке и вплоть до 1917 года в Москве появилось 16 храмов, 2 часовни и 10 приделов, то есть около 30 престолов, освященных во имя святого благоверного князя Александра Невского. Обращает на себя внимание тот факт, что Александро-Невские храмы устраивались главным образом в государственных и общественных учреждениях — училищах, богадельнях, приютах, больницах, при тюрьмах и так далее, то есть являлись, по сути, домовыми, в большинстве своем не имевшими собственных зданий, а нередко и причта. Характерно также следующее: за последние 20 дореволюционных лет, то есть в период царствования Николая II, в Москве в честь князя не было освящено ни одного престола5.

Дать достойное описание всех Александро-Невских храмов Москвы в журнальной статье невозможно6, поэтому остановимся лишь на некоторых из них.

Первая церковь, освященная в XIX веке во имя святого благоверного князя Александра Невского, находилась в генерал-губернаторском доме на Тверской улице. Церковь устроили в 1806 году в помещении верхнего этажа. В 1823-м она сгорела, однако вскоре была восстановлена.

Первоначально ее приписали к ближайшему приходскому Космодамианскому храму. Лишь в 1840-х годах при ней появился собственный причт. Позже (1892–1893), с назначением на должность генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, церковь коренным образом перестроили в духе XVII века по проекту архитектора Н. В. Султанова и освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского7.

Другой Александро-Невский храм был освящен в июле 1812 года на Новой Божедомке в здании, возведенном несколькими годами ранее архитектором И. Д. Жилярди для Мещанского института. Позже этот институт назвали в честь императора Александра I, чем и было обусловлено посвящение храма.

Мемориальный характер носил устроенный в 1822 году вместо прежнего древнего Георгиевского Александро-Невский придел в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Во время 30-летнего царствования брата Александра I — императора Николая Павловича (1825–1855) Москва обогатилась двумя Александро-Невскими училищными храмами. Один из них — в здании Мещанских училищ (архитектор М. Д. Быковский) на Большой Калужской улице — освятили в сентябре 1839 года. Он располагался в центре главного корпуса во втором и третьем этажах; в нем установили величественный сплошь вызолоченный иконостас. В ноябре 1851 года состоялось освящение Александро-Невской церкви при Императорской Практической академии коммерческих наук на Покровском бульваре.

В 1839 году в сооруженной по проекту архитектора К. А. Тона колокольне Симонова монастыря был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского и святителя Иоанна, патриарха Цареградского.

Тема Александра Невского — пусть и не в храмовом ключе, но в первую очередь как святого — звучала и в убранстве Большого Кремлевского дворца. Этот грандиозный дворец с главным фасадом длиной 125 метров, имевший 700 помещений, возводился в 1838–1850 годах группой зодчих под руководством Тона. Среди устроенных на втором этаже дворца орденских залов был и Александровский.

Этот названный в честь ордена Александра Невского зал поражал грандиозными размерами и богатством отделки. Его в числе прочего украшали шесть больших картин. Приведем их описание: «На стене от входа: 1) Отказ Александра Невского послам папы в присоединении к Западной церкви, 2) Брак св. Александра с дочерью полоцкого князя Бронислава Александрой и 3) Св. Александр, приехавший в Орду, отказывается поклониться идолам; над ней изображение св. Александ­ра схимником; напротив входа слева: 1) Въезд св. Александра в город Псков, 2) св. Александр выслушивает ижорянина Пелгуй, которому св. мученики Борис и Глеб, являясь в видении, обещали помочь князю в войне со шведами и 3) Битва со шведами на берегу Невы (эпизод поражения князем зятя короля шведского Биргера); над картиной изображение св. Александра»8.

Пять Александро-Невских храмов домового типа возникли в Москве при императоре Александре II.

Большой храм был открыт в декабре 1858 года в восточной части двухэтажного дома на Покровке, в котором размещалась богадельня Московского мещанского общества. Позже, в 1883 году, здесь освятили придел преподобной Ксении — небесной покровительницы дочери Александра III великой княжны Ксении Александровны.

В июне 1869 года Александро-Невский храм начал действовать при Усачевско-Черняевском женском училище в Зубове (ныне Зубовская улица, 14).

Храм того же именования, устроенный на средства промышленника и мецената П. И. Губонина, был освящен 26 августа 1871 года в восточной части здания Комиссаровского технического училища по Благовещенскому переулку9. Он соединялся с актовым залом, украшенным большой иконой благоверного князя.

В 1872 году во дворе Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре соорудили отдельно стоящую небольшую Александро-Невскую церковь с круглой звонницей-башенкой, предназначавшуюся для отпевания умерших.

29 ноября 1879 года состоялось освящение Александро-Невского храма в двухэтажном здании военных школ в Лефортово на Красноказарменной улице.

Под конец царствования Александра II в Москве решили возвести часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1879 году во время проезда императора через древнюю столицу генерал-губернатор В. А. Долгоруков, «желая увековечить память о Русско-турецкой войне и личное участие в ней государя», обратился с соответствующим предложением к митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову). В январе 1880 года Святейший синод разрешил сооружение часовни «в память событий минувшей войны»10. Однако убийство императора террористом 1 марта 1881 года значительно скорректировало планы. Московская городская дума постановила воздвигнуть убиенному царю памятник в Кремле напротив Малого Николаевского дворца, где Александр II родился. В Петербурге начали собирать средства для возведения храма Воскресения Христова на месте трагедии. Строительство часовни пришлось на время отложить.

Между тем восшедший на престол Александр III уделял еще большее внимание прославлению памяти своего небесного покровителя — Александра Невского. Многие построенные им храмы и часовни во имя благоверного князя посвящались и памяти покойного императора. В 1881 году в центре Моисеевской площади у Охотного ряда начались земляные работы, а через год там приступили к возведению Александро-Невской часовни. 28 ноября 1883-го, в пятую годовщину взятия русскими войсками Плевны, часовню освятили. Ее мемориальный характер подчеркнула в телеграмме императрица Мария Федоровна, передавшая благодарность создателям часовни-памятника «за мысль увековечить этим сооружением память о незабвенном родителе нашем и подвиг нашей армии в последнюю войну с Турцией».

Александро-Невская часовня стала первым московским церковным монументом в честь благоверного князя, столь прямо и явственно прославлявшим победу русского оружия. Важно, что эта победа непосредственно связывалась как с именем Александра II, так и с именем его небесного покровителя.

Построенная по проекту Д. Н. Чичагова часовня представляла собой увенчанную шапкой Мономаха стальную пирамиду, все четыре грани которой украшали композиции из воинских доспехов и монограмм «А-II». В полукружии у входа сделали надпись: «Больше сия любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Образ благоверного князя помещался в центре трехъярусного мраморного иконостаса.

На одной из хоругвей, изготовленных в 1883 году «усердием крестьян» в память о короновании императора Александра II, также находилось изображение Александра Невского. Присутствовало оно и на огромной иконе Спаса Всемилостивейшего, заказанной охотнорядскими купцами по случаю чудесного спасения императора Александра III и его семьи при крушении поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года11; икону с лампадой укрепили на наружной стене часовни.

Почти одновременно, в 1884 году, у Никольской башни Кремля возвели в русском стиле две небольшие часовни, приписанные к Казанскому собору: Александро-Невскую и Никольскую.

Вспомним и еще одну мемориальную часовню святого благоверного князя Александра Невского, появившуюся в царствование Александра III. В декабре 1884 года жители деревни Строгино Московского уезда (ныне в черте Москвы) ходатайствовали о дозволении построить каменную часовню в память об императоре Александре II Освободителе. Закладка состоялась в 1886 году, освящение — в 1887-м.

Вообще начало 1880-х годов в Московской епархии прошло под знаком памяти императора Александра II. В октябре 1882-го в здании Училища правоведения имени принца П. Г. Ольденбургского по Бригадирскому переулку освящается Александро-Невский храм. В сентябре того же года начал действовать одноименный храм в Александровском приюте для неизлечимо больных и калек (Борисоглебский переулок).

В 1883 году в храме Христа Спасителя освятили придел «святого благоверного князя Александра Невского, покровителя в Бозе почивших императоров: Александра I, давшего обет воздвигнуть Спасителю храм, Александра II, устроявшего этот храм в течение двадцати пяти лет, и довершившего его построение императора Александра III. <…> Здесь изображены: святители и преподобные, предшествовавшие святому Александру, и современники его; святые русские князья — родственники его, пособники святителям и преподобным в утверждении истинной Христовой веры в России; святые князья, преподобные и святители, жившие после св. Александра в разных местах его княжения и в соседних княжествах, собиратели воедино земли Русской, споспешники к укреплению веры Христовой и неусыпные молитвенники у престола Всевышнего о славе и счастии Отечества; мученики, пострадавшие за веру и положившие живот свой в битвах за свободу Отечества; некоторые моменты из жизни св. князя Александра Невского и важнейшие чудотворные иконы явлений Божией Матери, особенно чествуемые в России» (путеводитель 1898 года).

На стенах между пилястрами поместили созданные академиком живописи Г. И. Семирадским картины: «Св. Александр Невский в Орде», «Послы папы пред Александром Невским», «Преставление св. Александра Невского в Городце», «Погребение св. Александра Невского во Владимире». В росписи придела принимали участие другие известные художники, в том числе Н. А. Кошелев, Л. П. Пигулевский, В. Д. Фартусов12.

Буквально через несколько дней состоялось освящение шатрового с шатровой же колокольней Александро-Невского храма при Александровском убежище для увечных и престарелых воинов близ села Всехсвятского. Учреждение открылось еще при жизни Александра II в 1878 году, храм заложили в августе 1881-го, и вместе с Александровским убежищем он стал зримым памятником эпохи императора-освободителя.

В том же году еще один Александро-Невский придел устроили в храме Преображения Господня в Преображенском после посещения Преображенского полка императором Александром III в связи с празднованием 200-летия этого легендарного воинского формирования…

 
mecidiyeköy escort