Поиск

Здесь жили художники…

Здесь жили художники…

Доходный дом Малышева. Фотография О. П. Ануриной


Г. А. Гельрих. Фасады доходного дома Малышева со стороны Спасоналивковского переулка и Большой Полянки. 1911 год

История владения на Большой Полянке, 44.

В середине XVIII столетия владение принадлежало представителю древнего дворянского рода полковнику Федору Никитичу Елагину, проживавшему с семьей на Космодамианской улице (так называлась Большая Полянка в XVI–XVIII веках). В 1761 году усадьба перешла к его сыну — лейб‑
гвардии капитан‑поручику Александру Федоровичу Елагину. В то время застройка была деревянной и состояла из жилого дома на красной линии улицы, двух флигелей, расположенных вдоль переулков, и нескольких хозяйственных корпусов для размещения конюшни, каретного сарая и погребов. У западной границы двора рос небольшой сад. В 1792 году наследники Александра Федоровича продали землю со всеми строениями капитанше Анне Петровне Лавровой. До наполеоновского нашествия здесь сменилось еще два хозяина — князь Павел Иванович Мещерский и майор Петр Иванович Протасьев. После них владение досталось капитану Александру Васильевичу Гвоздеву. В пожаре 1812 года усадьба сгорела, и после изгнания французов ее разделили на три самостоятельных участка, вскоре застроенных. Дома оставались преимущественно деревянными на каменных подклетах, не отличались богатым внешним убранством и имели характерные для ампирной Москвы мезонины. Участок, выходивший к Большому Спасскому (ныне 1‑й Спасоналивковский) переулку, занимала Наталья Михайловна Коноплина, противоположный угловой числился за титулярным советником Кириллом Егоровичем Красновым, третий, в Шапочном (ныне 2‑й Спасоналивковский) переулке, — за титулярным советником Александром Петровичем Марковым. Сын последнего, Дмитрий Александрович, служивший губернским секретарем и повытчиком (делопроизводителем) сенатского казначейства, вышел в отставку с чином надворного советника. В середине XIX столетия дворян среди жителей квартала не осталось. Участки переходили в руки купцов и мещан, становились доходными. Так, с 1845 по 1882 год бывшая усадьба Коноплиной принадлежала потомственным почетным гражданам Зевакиным — братьям Николаю Андреевичу и Ивану Андреевичу. В 1855 году участок Краснова на углу Большой Полянки и Шапочного переулка приобрел сын живописца Василия Андреевича Тропинина Арсений. Они вдвоем поселились в скромном одноэтажном особнячке, где знаменитый портретист провел последние два года трудной, насыщенной событиями жизни. Тропинин перебрался на Большую Полянку с Волхонки после кончины супруги. Арсений Васильевич (недавно тоже получивший звание неклассного художника), как мог, пытался утешить скорбящего вдовца, заботливо обустраивая домашний быт. Скульптор Н. А. Рамазанов, навестивший друга незадолго до его смерти, вспоминал: «Сыновья любовь убрала новоселье почтенного старца множеством цветов и деревьев, в клетках чирикали и пели птички, поскакивая с жердочки на жердочку; в просторных и уютных комнатах, украшенных сверху донизу произведениями кисти славного художника, все имели спокойный, веселый вид. Я заметил это Василию Андреевичу, но он, тяжело вздохнув, сказал мне: “Нет, не говорите этого; вот старуха моя умерла…” Видно было, что маститый художник, чувствуя уже истощение сил, тихо грустил о невозвратном. Упомянув же еще раз о своей многолюбимой жене, он заключил, что и ему пора за нею на покой и что птички, хотя все‑таки хорошо поют, но его уже более не занимают». 4 мая (по старому стилю) 1857 года друзья, родственники и почитатели таланта Тропинина провожали его в последний путь. Никогда еще не видел такого количества людей скромный домик на Большой Полянке. Отпевали усопшего в приходской церкви Спаса Преображения в Наливках, откуда траурная процессия двинулась на Ваганьковское кладбище. Говорят, за три или четыре дня до смерти Василий Андреевич, предчувствуя ее, вымыл кисти и вычистил палитру. А. В. Тропинин обитал в доме до 1885 года, бережно храня память о родителе, гостеприимно принимая каждого, кто приходил разделить с ним горе утраты, и с удовольствием показывая работы мастера, висевшие на стенах. Сам же он не внес заметного вклада в русское изобразительное искусство и ограничился лишь копированием отцовских произведений. В 1887 году собственником усадьбы Тропининых и соседнего участка по Шапочному переулку стал уроженец Ревеля (ныне — Таллин), купец второй гильдии Александр Васильевич Битрих, построивший здесь корсетную фабрику. На месте прежних жилых и служебных зданий, стоявших вдоль переулка, он приказал возвести каменный двухэтажный с полуподвалом производственный корпус, а сам поселился в бывшем тропининском доме. После смерти Александра Васильевича семейный бизнес унаследовала вдова Амалия Ивановна, имевшая корсетный магазин на Большой Дмитровке. В 1895 году она уступила владение отставному унтер‑офицеру Зиновию Васильевичу Ерохину, разместившему в фабричном здании литейное и мраморное производство. В одном из строений усадьбы предприниматель открыл лавку и продавал бронзовые изделия под вывеской «З. В. Ерохин и сын». В 1908 году хозяйкой владения стала купчиха Евдокия Владимировна Шиварева, торговавшая пряжей, нитками, платками, чулками. Как и предыдущие собственники, она соержала фабрику, при которой действовал специализированный магазин. Бывшая усадьба Зевакиных, располагавшаяся на углу Большой Полянки и Большого Спасского переулка, в 1886–1914 годах принадлежала купцу второй гильдии Михаилу Васильевичу Емельянову (торговля игрушками в Александровском пассаже на Петровке и в доме Карповой на Покровке). Застройка состояла из трех деревянных жилых особняков с антресолями, мезонинами и каменными подвалами. В одном проживал Емельянов с семьей, остальные сдавались в аренду. В 1913–1914 годах два владения, занимавшие квартал между 1‑м и 2‑м Спасоналивковскими переулками, купил крестьянин из деревни Подвязье Владимирской губернии Михаил Михайлович Малышев, разбогатевший на каменных подрядах. Он заказал известному архитектору, мастеру московского модерна Густаву Андреевичу Гельриху проект доходного дома. После сноса всех построек (в том числе особняка Тропининых) в южной части усадьбы работа закипела. В 1914 году были закончены две секции шестиэтажного здания — вдоль 2‑го Спасоналивковского переулка и на углу с Большой Полянкой. Через год появилась третья секция — на красной линии улицы и частично со стороны 1‑го Спасоналивковского переулка. Г. А. Гельрих не руководил заключительным этапом строительства — будучи этническим немцем, он покинул Россию с началом Первой мировой войны. Тогда Малышев пригласил другого зодчего — Сергея Флегонтовича Воскресенского. Заказчик планировал возвести еще один внушительный корпус вдоль Большого Спасского  переулка, однако реализации замысла помешала война. Дом остался незавершенным: вместо четвертой секции стоял куцый и кривой деревянный особнячок, принадлежавший некогда купцам Зевакиным. На доходном доме Малышева нет ордерных элементов, за исключением коринфских пилястр в правой части, но это не мешает зданию быть заметным памятником московской неоклассики. Композиция парадного фасада, выходящего на Большую Полянку, почти симметрична. Центральный эркер выявляет ось симметрии, которая нарушается лишь на углах: один из них граненый, другой — полукруглый. Для декорации стен Гельрих использовал вазы, картуши, гирлянды, меандровый узор и другие ампирные детали внешнего убранства. На фасадах можно разглядеть лепные панно аллегорического содержания с античными богами и богинями, медальоны с изображениями воинов в шлемах. Главное украшение — граненые эркеры, объединяющие все этажи, кроме первого. Нижняя часть выделена рустом, что создает единый ансамбль с соседним зданием Учительского института (Большая Полянка, 50)…

 
sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis