sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis
Поиск

Очерки истории Московского метрополитена

Очерки истории Московского метрополитена

Электропоезд «Москва» на станции «Лермонтовский проспект»


Г. М. Шегаль. На эскалаторе. Московское метро. Фрагмент. 1941–1943 годы

Архитектурно-художественный аспект.

elitbet

gaziantep escort

Современную Москву невозможно представить без метро. Оно давно и прочно вошло в повседневность города и в его историю, стало для мира неотъемлемой частью образа столицы России. Это национальный бренд и одна из главных достопримечательностей Москвы. Московский метрополитен — не просто гигантская и высокоэффективная транспортная система, базовый элемент городской инфраструктуры. Если перефразировать поэта, метро в России — больше чем метро. Это культурно-исторический феномен, во многом отразивший судьбу страны на протяжении нескольких эпох, мечты и повседневность людей разных поколений, черты национального характера, способного преодолевать непреодолимое в своем стремлении к гармонии мироустройства. Для Москвы метро — сама жизнь. Оно спасло и по сей день спасает столицу от транспортного коллапса, дало ей возможность вырасти в мегаполис мирового значения. Метро соединяет разрозненные части огромного урбанизированного пространства в упорядоченную структуру — в город, а его обитателей — в единую общность — горожан, москвичей. На всю их повседневность оно влияет прямо или косвенно. Работа, учеба, отдых, материальное благополучие, личные отношения, культурная и духовная жизнь — везде так или иначе присутствует фактор метро. Его линии становятся для многих поистине линиями судьбы. Даже в нашу эпоху всеобщей автомобилизации метро задает ритм и тон московской жизни. Его бесперебойная работа — словно смена дня и ночи, восход и закат солнца — залог и олицетворение стабильности столичного бытия. Этот вечный двигатель иногда давал чувствительные для города сбои, но за свою 86‑летнюю историю останавливался лишь один раз, да и то не на полные сутки — 16 октября 1941 года, когда враг вплотную подступил к Москве. Никогда не прекращалось и строительство линий столичного метрополитена — в разные периоды разными темпами, но в среднем примерно по 4,8 километра в год. Исключение — самые трудные месяцы 1941‑го. Москва была единственным прифронтовым городом, в котором во время Второй мировой войны открывались новые линии и станции метро. Сегодня наиболее масштабная и продолжительная столичная стройка набирает новые скорости. Среди более чем 100 метрополитенов мира московский лидирует по многим параметрам. К началу 2021 года протяженность его линий достигла 412,1 километра, а количество станций — 239. Ежедневно метро пользуются 6–9 миллионов москвичей и гостей столицы. А в один из сентябрьских дней 1997 года, когда отмечалось 850‑летие Москвы, был установлен абсолютный мировой рекорд — 14 миллионов пассажиров! Метрополитен и железнодорожные магистрали — Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД) — составляют единую транспортную систему — одну из самых мощных в мире.
■ ■ ■
Московское метро с самого своего начала создавалось талантами и трудами выдающихся архитекторов, инженеров, художников, скульпторов, мастеров прикладного искусства и целой армии строителей как лучшее в мире. Москва, веками растущая вширь и ввысь, обрела под землей общественное пространство, достойное великого города. Метро — это подлинная энциклопедия зодчества, его стилей, форм, конструктивных схем, материалов и техник отделки. У каждой станции свой индивидуальный облик. Даже те, что строились по упрощенным типовым проектам, не копируют друг друга. А такие станции, как «Кропоткинская», «Маяковская», «Комсомольская‑кольцевая» и целый ряд других, признаны шедеврами архитектуры. Пространства московского метро сравнивают с дворцами, музеями и даже храмами. Это архитектура особого качества — новаторская и тесно связанная с традицией, сочетающая совершенство конструкции с удивительным разнообразием декоративного убранства — от лепнины, скульптуры, мозаики, фрески, витража до новейших высокотехнологичных средств выразительности. В оформлении станций и вестибюлей только сортов и разновидностей отделочного камня, в том числе редких и полудрагоценных, использовано более сотни. Метро стало частью культурно‑исторического наследия столицы. Каждая станция — памятник своей эпохи, воплощение ее духа, идеалов, эстетики. Поездка по линиям метро — словно путешествие на машине времени. У каждой станции своя память, в которой спрессованы события, явления, имена. В убранстве перронных залов и вестибюлей представлена целая галерея образов разных эпох и народов. Но, конечно, история XX и начала XXI века занимает здесь главное место.
■ ■ ■
Когда 15 мая 1935 года московский метрополитен открылся для общего пользования, первые пассажиры испытали настоящее потрясение.

Тысячи были тут, прогуливаясь
И рассматривая громадные станции.
И в поездах
Ехала масса народу, и лица у всех —
Женщин, мужчин, стариков и детей —
К станциям были обращены,
Сверкающим, как театр, ибо станции
Разными были построены, из различного камня,
С архитектурным разнообразием,
также и свет
Лился на каждой из разных плафонов.
Нa станции каждой
Детей высоко над толпой поднимали.
По возможности чаще
Люди вагоны свои покидали,
чтобы с суровою радостью  Сооружение все осмотреть.
Стройных касаясь опор,
Любовались они их зеркальным покрытьем.
Ботинками
Пробовали каменный пол, проверяя,
прочно ли камень уложен…

Так отозвался на событие очевидец — один из властителей дум XX века, немецкий драматург, реформатор театра Бертольт Брехт (список цитируемых и иным образом использованных при подготовке текста источников см. в конце статьи). И сегодня, спустя столько десятилетий, московское метро производит столь же сильное впечатление на человека, впервые в него попавшего. На исторических «музейных» станциях в любое время можно видеть группы иностранных и отечественных туристов и просто гостей столицы, завороженно разглядывающих мозаики, фрески, горельефы. Москвич же, с детства привычный ко всему этому великолепию, спускаясь в метро и лавируя в многолюдной толпе, почти не поднимает глаз, едва замечает окружающую его красоту. Но она воздействует исподволь, на уровне подсознания, спасая от клаустрофобии, смягчая агрессивность транспортной среды, приподнимая над суетливой повседневностью. Если же войти в метро не просто как пассажир, а как посетитель огромного подземного города‑музея, то путешествие по его блистающим пространствам наградит глаз, ум и сердце яркими впечатлениями и неожиданными открытиями.
■ ■ ■
Московский метрополитен — это грандиозный памятник его создателям. Он справедливо считается детищем советской эпохи. Но есть у него и предыстория, уходящая в дореволюционное время. Вторая половина XIX века была одной из самых динамичных эпох в истории Москвы. Первопрестольная оказалась в числе лидеров капиталистической модернизации России, подстегнутой великими реформами Александра II, политикой Александра III и Николая II. Москва стала главным железнодорожным узлом всей необъятной империи, здесь концентрировались огромные капиталы, бурно развивались промышленность, торговля, банки. Белокаменная сохраняла свое огромное культурное и духовное значение. На рубеже ХIХ–ХХ столетий Москва, безусловно, являлась для жителей России наиболее привлекательным городом. Всего за полвека число ее жителей выросло в четыре раза — с 360 тысяч в 1864 году до 1,6  миллиона в 1912‑м. В тогдашнем мире среди крупных городов только Нью-Йорк мог похвастаться такими темпами прироста населения. А сколько транзитных пассажиров пропускал через себя московский железнодорожный узел! (Сегодня в метро история железных дорог от первых паровозов до современных экспрессов запечатлена на мозаичных панно станции «Савеловская», выложенных художниками Н. И. Андроновым, Ю. А. Шишковым, Ю. Л. Родиным и В. Л. Родиным, а также в оформлении станции «Минская».)…

 
mecidiyeköy escort