sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis
Поиск

«Грузовичок-фронтовичок»

«Грузовичок-фронтовичок»

Полуторка на фронтовой дороге


Памятник полуторке на Лиственничной аллее. Фотография автора

О памятниках полуторке в Москве.

Полуторатонные грузовики ГАЗ-АА, прозванные в народе полуторками, являлись главной тягловой силой Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Недаром этой машине посвящена известная песня В. Е. Баснера на слова М. Л. Матусовского «Грузовичок‑фронтовичок» («С тобой в объезд и напрямик / Прошел дорог немало я, / Мой знаменитый грузовик, / Полуторка бывалая…»), а в Москве установлены памятники, о которых далее и пойдет речь. Первый памятник стоит на Лиственничной аллее у входа в Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина (МГАУ), второй — около автобазы Министерства обороны на Хорошевском шоссе. Эти полуторки — «кровные братья»: они родились в одном цеху Горьковского автозавода, более того, были вместе во время тяжелейшей оборонительной Вяземской операции (октябрь 1941 года). Тогда многие бойцы, в том числе и водители ГАЗ-АА, получили ранения или погибли. «Благодаря упорству и стойкости, которые проявили наши войска, сражавшиеся в районе Вязьмы, мы выиграли драгоценное время для организации обороны на Можайской линии. Пролитая кровь и жертвы, понесенные воинами окруженной группировки, оказались не напрасными. Подвиг сражавшихся под Вязьмой советских воинов, внесших великий вклад в общее дело защиты Москвы, еще ждет должной оценки», — писал в мемуарах Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. ГАЗ-АА перевозил боевую технику, боеприпасы, продовольствие, амуницию, личный состав. В кузовах устанавливались пулеметы ДШК или максимы, а порой даже 25‑миллиметровые автоматические пушки. Эта машина героически потрудилась на проложенной по льду Ладожского озера Дороге жизни, доставляя под огнем врага в осажденный Ленинград столь необходимые городу продовольственные и военные грузы. Первые автомобили ГАЗ-АА сошли с конвейера Горьковского завода в январе 1932 года. Всего их произвели более 320 тысяч. В 1938‑м грузовик получил новый двигатель мощностью уже не 40, а 50 лошадиных сил. Скорость развивал до 70 километров в час. Был безотказен и неприхотлив — в качестве топлива годились бензин, лигроин и даже керосин. В июне 1941 года в войсках насчитывалось 150 тысяч полуторок. С началом войны к ним добавились мобилизованные — нередко вместе с водителями — машины, принадлежавшие колхозам, совхозам, различным предприятиям. После того как в 1943 году неприятелю удалось сильно повредить несколько цехов Горьковского автозавода, конструкцию пришлось предельно упростить: крылья начали делать плоскими, а не округлыми, откидным стал только задний борт, фару оставили одну, на ГАЗ-АА с кабиной упрощенной конструкции
и брезент…

 
mecidiyeköy escort