sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis
Поиск

«Вера должна засиять новым пламенем»

«Вера должна засиять новым пламенем»

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Фонд Андрея Первозванного


Архиепископ Лука с паствой

Предложения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) по активизации деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.

После начала войны радикально изменилось положение Русской православной церкви в государстве и обществе. В 1943 году она получила возможность избрания патриарха, издания своего журнала и богослужебной литературы, возобновления деятельности духовных учебных заведений — пусть и под жестким контролем государства. Мнение значительного числа мирян и представителей духовенства, не желавших быть простыми созерцателями происходивших событий, в 1944 году выразил архиепископ Тамбовский Лука (Войно-Ясенецкий)1 в письмах к патриаршему местоблюстителю (впоследствии — патриарху) митрополиту Алексию (Симанскому) и председателю Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карпову. По сути, он предлагал план воссоздания организационной структуры церкви в предельно короткие сроки. Озвучим основные положения этого плана. Говоря о духовном голоде людей, лишенных возможности посещать богослужения, архиепископ Лука призывал иерархов «не покладая рук трудиться над восстановлением лежащей в руинах и пепле Церкви». До войны храмы открывались редко и их было крайне мало. Владыка предлагал добиваться открытия уцелевших сельских церквей, сохранивших утварь, облачения, книги. Зачастую возле этих церквей жили и бывшие священники. Что же касается сильно разрушенных или занятых различными учреждениями церковных зданий, архиепископ Лука не советовал добиваться их возвращения церкви, считая: пока гораздо проще возводить новые деревянные «церквиобыденки». «В каждом селе найдется несколько желательно нежилых изб, которые можно разобрать и построить из них большую избу с небольшим алтарем, одной главой и крестом. Вот и церковь‑обыденка. <…> Надо поручить московским архитекторам выработать планы таких церквей и иконостасов, по возможности простых и дешевых»2. К верующим своей епархии он обращался со следующими словами: «Нам нужен ваш труд для восстановления уничтоженного, ибо храмы Божии должны вновь восстанавливаться и вера засиять новым пламенем». В письме к Г. Г. Карпову владыка предупреждал, что если власти не разрешат открыть тамбовский кафедральный собор, то он прекратит свою врачебную практику. «А в Тамбове я много оперирую, обучаю врачей трудным операциям, <…> выступаю с большими докладами‑лекциями на окружных конференциях Орловского военного округа»3. Карпов против открытия собора в Тамбове не возражал, но этому всячески противились местные власти4. Еще во время встречи со Сталиным в сентябре 1943 года руководство церкви поставило вопрос об организации в епархиях свечных заводов и мастерских по изготовлению церковной утвари5. Сталин дал принципиальное согласие, но дело продвигалось слишком медленно. Изготовление и приобретение культовых предметов, в том числе выпуск духовной литературы, были связаны к тому же с большими трудностями: согласно инструкции Совета от 5 февраля 1944 года, вопросы эти разрешались в каждом отдельном случае по личному ходатайству патриарха исключительно самим Советом по согласованию с Главлитом6. Архиепископ Лука призывал руководство церкви проявлять здесь больше настойчивости, поскольку «верховное» разрешение уже имеется, и нужно лишь активно проводить его в жизнь. Что касается церковных книг, владыка считал необходимым не дожидаться санкции Главлита на их печатание, а немедленно начать эти книги переписывать7. Важнейшей проблемой в жизни церкви рассматриваемого периода являлась подготовка священнослужителей. Архиепископ Лука предлагал назначать священников не только из числа выпускников семинарии, «нередко недостойных», но и из среды народа, дав им должный минимум богослужебных, богословских и практических знаний: «Такие священники‑простецы будут даже во многих отношениях лучше священников‑семинаристов, ибо они близки к народу, плоть от плоти его»8. Следовательно, нужно, не дожидаясь обещанного открытия богословских школ, начинать обучение подходящих кандидатов индивидуально. Это могло бы помочь разрешить проблему нехватки кадров, ограничить вмешательство государства в процесс духовного образования и способствовать сближению церкви с обществом. Владыка сокрушенно констатирует: «Оскудели делатели на ниве Христовой». Некоторые иереи не столько пастырствуют, сколько «продолжают мечтать о митрах и набивать карманы и мешки деньгами, не радея о славе Божией»9. Увы, вряд ли святитель не ведал, что говорил… Он призывал митрополита Алексия прекратить раздачу митр, напоминая, что до революции ими награждались в исключительных случаях за особые заслуги перед церковью. Сам владыка в епархиях, которые ему довелось возглавлять, к подбору духовенства подходил очень строго. Прежде всего он спрашивал кандидата, не обновленец ли тот. Составил чин покаяния обновленцев, после совершения которого они могли быть приняты в общение с церковью. Особым расположением владыки пользовались священники, прошедшие ссылки и лагеря. Это дало повод тамбовскому уполномоченному Совета Медведеву жаловаться Г. Г. Карпову, что архиепископ Лука «штат священнослужителей подбирает из реакционно настроенного духовенства»10. В письме к митрополиту Алексию архиепископ указывал на необходимость активизировать работу с населением, особенно с молодежью. По советскому законодательству религиозное обучение людей, не достигших 18 лет, запрещалось. Единственной возможностью приобщения детей к вере являлось их соответствующее воспитание в семье, но большинство родителей и сами нуждались в церковном просвещении. Архиепископ настаивал на занятии церковью более твердой позиции: следовало наконец поднять вопрос об открытии воскресных школ. Создание таких школ предоставило бы церкви еще одну возможность внекультового общения с людьми11….

 
mecidiyeköy escort