sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis
Поиск

Летописцы священной войны

Летописцы священной войны

Абрам Наумович Козаков. 1943 год


Мария Ивановна Сухова (в партизанском отряде)

О фронтовых кинооператорах и документальных фильмах военных лет.

Одними из первых в советском искусстве события Великой Отечественной войны отобразили в своих произведениях операторы и режиссеры документального кино. Через несколько часов после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз кинооператоры‑добровольцы1 вылетели на передовую. Благодаря их мужеству и оперативности уже 25 июня 1941 года в очередном выпуске «Союзкиножурнала» демонстрировался первый киноочерк с фронта. За первые месяцы войны фронтовые операторы сняли боевые эпизоды для 70 выпусков «Союзкиножурнала». Вскоре появились и полнометражные документальные фильмы, запечатлевшие, в частности, битву под Москвой, оборону Ленинграда2 и Севастополя3. Кинематографисты стремились во всем величии отразить ратный труд наших солдат и офицеров. Для решения этой задачи при штабе каждого фронта, а также на всех флотах, в авиачастях и в партизанских отрядах были созданы группы кинооператоров, руководители которых поддерживали постоянный контакт с командованием, что позволяло фронтовым кинооператорам ориентироваться в складывающейся обстановке и вовремя прибывать на ключевые участки боевых операций. Люди с камерами шли в первых рядах наступающих бойцов; рискуя жизнью, снимали из танковых люков, из кабин истребителей и бомбардировщиков, с палуб крейсеров, эсминцев, торпедных катеров. Нередко им приходилось менять камеру на винтовку или автомат, участвовать в штыковых атаках — при этом они ни на минуту не забывали о своей творческой миссии: запечатлеть, увековечить происходящее. В годы Великой Отечественной войны на передовой действовало свыше 250 кинооператоров4. Во фронтовых киногруппах вместе с профессионалами‑кинохроникерами работали операторы научно‑популярного и художественного кино, а также выпускники ВГИКа5. Не уступая товарищам в мастерстве и выносливости, бесстрашно вели съемки боевых эпизодов операторы‑женщины — Мария Ивановна Сухова, Оттилия Болеславовна Рейзман, Галина Николаевна Захарова, Вера Робертовна Лезерсон6. Каждый второй из фронтовых кинооператоров был ранен, каждый четвертый — убит7. Имена павших увековечены на мраморных досках в Центральной студии документальных фильмов8. За творческие заслуги и доблесть, проявленную на полях сражений, фронтовые кинооператоры неоднократно награждались орденами и медалями; 67 человек удостоились Стапленки. Весь этот обширный  материал, имеющий исключительное историческое и художественное значение, вошел в специальный фонд — «Кинолетопись Великой Отечественной войны». «Грандиозная эпопея, запечатленная на кинопленке, как бы сложенная из тысяч и тысяч бессмертных подвигов нашего народа, представляется огромным историческим полотном, не знающим себе равных по значимости, достоверности, силе воздействия»9. На основе этого материала в годы войны было создано и выпущено на экраны свыше 500 киножурналов и киновыпусков, 67 короткометражных и 34 полнометражных документальных фильма. Над ними трудились такие выдающиеся режиссеры, как В. Н. Беляев, А. П. Довженко, Л. В. Варламов, Ф. И. Киселев. И. П. Копалин, Я. М. Посельский, Ю. Я. Райзман, М. Я. Слуцкий и другие. Особо отмечается большой вклад в творческий процесс режиссеров‑женщин, в том числе Е. И. Свиловой, И. Ф. Сеткиной, М. Е. Славинской, Ю. И. Солнцевой, Л. И. Степановой10. 14 документальным полнометражным лентам присудили Сталинскую премию. Величайшие победоносные сражения, оказавшие решающее влияние на ход войны, масштабно отражены и глубоко осмыслены в трех фильмах‑лауреатах — «Разгром немецких войск под Москвой», «Сталинград», «Берлин». В работе над ними принимали участие 72 фронтовых оператора и 4 кинорежиссера документального кино.

«Разгром немецких войск под Москвой»
Так называется первый полнометражный документальный фильм о Великой Отечественной войне. Здесь отражен подвиг народа в битве, «которая равна по своему значению Куликовскому сражению или Чудскому побоищу»11. Замысел фильма принадлежал двум авторам — известному мастеру документального жанра И. П. Копалину и молодому режиссеру Л. В. Варламову. С поистине эпическим размахом и пронзительной правдивостью они смогли показать события, разворачивавшиеся на подступах к Москве зимой 1941–1942 годов. К концу сентября 1941 года враг продвинулся вглубь нашей страны на 450–600 километров, создав непосредственную угрозу Москве. 19 октября в столице и прилегающих к ней районах объявили осадное положение. В это грозное и тревожное время не было такого участка фронта вокруг Москвы, на котором не велось киносъемок. Кинооператоров видели рядом с собой командующие армиями, солдаты на передовой, разведчики, пробирающиеся в тыл противника, партизаны в подмосковных лесах, москвичи, воздвигавшие оборонительные сооружения на подступах к городу. Операторы Т. З. Бунимович и П. Д. Касаткин снимали на солнечногорском и клинском направлениях, А. А. Крылов и М. А. Шнейдеров — на веневском и сталиногорском12, Г. М. Бобров и Р. Л. Кармен — на волоколамском. Б. Р. Небылицкий фиксировал на пленке события героической обороны Тулы и Калинина13, И. И. Сокольников — боевые действия подмосковных партизан. Б. К. Макасеев, М. И. Сухова, А. Г. Щекутьев — жизнь столицы, готовящейся к отпору немецко‑фашистским захватчикам. На других участках фронта работали И. И. Беляков, В. С. Ешурин, А. А. Лебедев, В. В. Соловьев, В. А. Фроленко, Б. И. Шер, В. А. Штатланд, А. П. Эльберт. Фильм начинается с показа яростных атак гитлеровцев, неудержимо рвущихся к Москве, и оборонительных боев Красной армии, изматывающей силы грозного противника. Батальные сцены перемежаются картинами прифронтовой Москвы, всеми силами помогающей своим защитникам. Более полумиллиона москвичей выходит на строительство оборонительных сооружений. Мелькают лопаты. Ломы долбят твердую землю. Разматывается колючая проволока… Улицы города перекрыты баррикадами и противотанковыми ежами. В небе плывут аэростаты заграждения. В парках и скверах установлены зенитки, отражающие вражеские воздушные налеты. На заводах ни на секунду не прекращается работа: здесь выпускают оружие для фронта. Тысячи добровольцев записываются в ополчение и стройными рядами уходят на передовую…

 
mecidiyeköy escort