restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск

Православное Черкизово

Православное Черкизово

Чудов монастырь. Открытка начала ХХ века


Храм Илии Пророка в Черкизове

Страницы прошлого и настоящего этого московского района.

Современное Черкизово административно входит в состав района Преображенское, являясь его самым старым микрорайоном.

Изначально Черкизово было окраинным селом на востоке Москвы. Впервые оно упоминается в 1378 году в духовной митрополита Московского Алексия (Бяконта) (?–1378), завещавшего свою загородную резиденцию Чудову монастырю. В то время Черкизово представляло собой небольшое поселение из нескольких дворов, расположенное на возвышенном берегу речки Сосенки, правого притока Яузы, недалеко от древней Стромынской дороги (ныне в пределах Черкизова — улица Большая Черкизовская), которая вела через большое село Стромынь во Владимиро-Суздальское княжество. О том, что Черкизово было вотчиной Чудова монастыря, свидетельствует также жалованная грамота, данная обители великим князем Василием Темным на Черкизово и другие села1 (сама грамота XV века не сохранилась, но она значится в описи документов Чудова монастыря 1755 года).

Свое название, согласно наиболее распространенной версии, Черкизово получило по раннему владельцу, которым, вероятно, был выходец из Золотой Орды царевич Серкиз (Черкиз), в крещении Иван. Его сын Андрей Серкизов служил воеводой у Дмитрия Донского и погиб в Куликовской битве. Историк Преображенского П. В. Синицын еще в конце XIX века полагал, что первым владельцем Черкизова в XIV столетии являлся Илья Азаков (Озаков)2, при котором в селе появилась деревянная Ильинская церковь, освященная в честь его небесного покровителя. Скорее всего, к нему село перешло уже после Серкизовых. О принадлежности Черкизова Азакову говорит упомянутая выше духовная митрополита Алексия, где перечислены села, купленные им у Азакова, включая Черкизово. При этом другой историк Преображенского, А. В. Бугров, ставит под сомнение прочтение текста духовной и считает, что имя Азакова связано не со всеми перечисленными селами, а лишь с одним, и это не Черкизово. Таким образом, по его мнению, называть владельцем села Илью Азакова нет весомых оснований3.

В любом случае Черкизово стало центром крупной вотчины, принадлежавшей Чудову монастырю. По сведениям переписных книг второй половины XVI века, ее границы простирались на севере до современных Мытищ, на юге — до Измайлова. С запада Черкизово примыкало к селу Преображенскому, с востока соседствовало с деревней Колошино (Калошино), также входившей в чудовскую вотчину, с юга ограничивалось рекой Хапиловкой, образованной слиянием речек Серебрянки и Сосенки. На Сосенке и Хапиловке были устроены пруды — существующий и сегодня Черкизовский (Архиерейский) и не сохранившийся Хапиловский соответственно. С северо-запада к Черкизову примыкали земли нынешнего Богородского (также принадлежавшие Чудову монастырю).

Черкизово, расположенное близко к государевым селам, в первую очередь к Преображенскому, нередко посещали цари. Здесь любил поохотиться Иван Грозный, в 1567 году жалованной грамотой закрепивший за Чудовым монастырем его владения4. С конца XVI столетия в богатом селе Черкизове, располагавшемся уже по обоим берегам Сосенки, возвышалась на холме Ильинская церковь, а рядом находился монастырский двор. В 1585 году он был заново построен и напоминал загородную усадьбу5.

В Смутное время Черкизово подверглось разорению, церковь сгорела. На протяжении XVII века село сокращалось в размерах. По переписи 1715 года заметна убыль его населения по сравнению со второй половиной предыдущего столетия6.

Московские митрополиты, постоянно жившие в Москве на Троицком подворье (современный 2-й Троицкий переулок в районе Олимпийского проспекта), в летнее время любили бывать в Черкизове на архиерейском подворье. В литературе упоминается, что традиция эта берет начало еще со времен митрополита Алексия, хотя обустройство в Черкизове именно загородной митрополичьей дачи относится к гораздо более поздним временам.

После секуляризации церковных земель в 1764 году Черкизово перешло в ведение Коллегии экономии. За монастырем сохранилось лишь подворье со всеми существующими постройками, часть земель с восточной и северной сторон, а также мельница на пруду. Тогда же на холме у храма появилась Штатная слободка (Штатная горка) для обслуживания подворья. Еще во второй половине ХХ века название местности сохранялось в наименовании улицы и переулка. В 1960-х годах деревянная застройка Штатной горки была утрачена.

В XIX столетии заметный прирост населения Черкизова происходил главным образом за счет старообрядцев. Рядом находилось Преображенское кладбище, где в 1770-х годах сложился крупный старообрядческий центр. Старообрядцы покупали в Черкизове землю и строили на ней различные предприятия. Таким образом, уже к середине 1840-х годов западная часть Черкизова стала органичным продолжением старообрядческой среды Преображенского кладбища.

Постепенно село трансформировалось в промышленный пригород, где преобладали небольшие текстильные и красильные фабрики, расположенные по берегам Хапиловского пруда, вырытого в 1710 году7.

По сохранившимся в архивах описаниям, в начале 1880-х годов Черкизово напоминало пригородную слободу. Везде стояли нарядные деревянные дома, как правило, с тремя окнами по фасаду, украшенными резными наличниками. Люди продолжали сохранять связь с сельским хозяйством, а задворки и вовсе оставались деревенскими. Здесь даже имелся лесник, следивший за состоянием березовой рощи8.

Перепись 1897 года отмечает Черкизово как пригород Москвы с населением 8993 человека, а в 1902 году в нем проживало уже 11 879 человек9. Это способствовало появлению здесь впоследствии помимо Ильинского еще одного храма — Введенского (см. ниже).

На рубеже XIX–XX веков Черкизово разделили на кварталы. Хотя, по существу, с Москвой село было тесно связано уже с середины XIX столетия, московской территорией оно сделалось в 1917 году после строительства Окружной железной дороги, обозначившей новую границу города. При этом вплоть до конца 1940-х годов местность больше напоминала село.

Население Черкизова было неоднородным в конфессиональном отношении. Преобладали православные (значительную долю составляли старообрядцы), но жили здесь и сектанты-хлысты, и иудеи — последние в начале 1920-х годов в районе улицы Прогонной, ныне Халтуринской, даже построили молельню10 (не сохранилась).

История православного Черкизова — это и святыни, и традиции, и, конечно, люди, неразрывно с ними связанные. В 1930-х годах гонения на церковь не обошли стороной эту восточную окраину Москвы и затронули судьбы священства черкизовских храмов. Так, священномученик Димитрий (Добросердов) (1864–1937), архиепископ Можайский, совершавший богослужения в Ильинском храме и живший в храмовой сторожке, был расстрелян на Бутовском полигоне. Аналогичная участь постигла служившего в храме в 1930–1934 годах священномученика Александра Соколова (1881–1938). Нельзя не упомянуть также окончившего свой земной путь на Бутовском полигоне священномученика протоиерея Павла Ансимова (1891–1937). С 1925 года он проживал с семьей в доме № 42 по Лаченкову переулку (ныне — Малая Черкизовская улица). Служил в черкизовском Введенском храме и в нескольких окрестных церквах — в Семеновском, Рубцове, Измайлове.

О повседневной жизни в Черкизове 1930‑х годов документальных свидетельств не так много. Тем ценней для нас зарисовки быта того времени, оставленные сыном священника — Георгием Павловичем Ансимовым. Вот одна из них: «Это обиталище рабочих, мастеровых, ремесленников, кустарей. Одноэтажные, сильно вросшие в землю дома — в три, много в шесть окон; громоздкие бревенчатые сараи; высокие глухие заборы; запирающиеся, да еще с засовами, тяжелые ворота и такие же глухие калитки с замками, секретами и многоголосым скрипом»11.

Большие изменения произошли в 1960-х годах, когда в районе началось массовое жилищное строительство. Низенькие деревянные домики постепенно сменились многоэтажками. Сегодня здесь на берегу пруда раскинулся большой парк «Черкизовский». Любителям футбола прекрасно знаком стадион «Локомотив» (с 2017 года — «РЖД Арена»), расположенный по соседству с парком. Черкизово живет современной жизнью. О селе и его православных традициях ныне зримо напоминает лишь храм Пророка Божия Илии. Расскажем об этих традициях подробнее.

Первой в Черкизове, как говорилось выше, была деревянная Ильинская церковь. Во время Смуты село подверглось разорению. Вероятно, тог­да церковь сгорела, ее восстановили к 1646 году — по предположениям, снова в дереве. Полагают также, что каменный храм, причем шатровый, мог появиться в 1650-х годах и что уже с раннего периода он имел придел святителя Алексия, митрополита Московского12. В 1670-х Ильинский храм поновлялся, а к 1690 году был перестроен: двусветный четверик нарастили по высоте, перекрыли сомкнутым сводом и увенчали главой на глухом барабане, заново возвели придел святителя Алексия и трапезную. Архитектурный декор выдержали в духе традиций церковного зодчества второй половины XVII столетия: поребрик, колончатые наличники с треугольными и килевидными навершиями, пояс кокошников в завершении четверика и в основании барабана, аркатурный пояс на барабане и т. д.

18 июня 1690 года наместник Чудова монастыря архимандрит Иоасаф и келарь Герман Лутохин освятили храм, сведения о котором содержит опись 1701 года: «Каменная [церковь] во имя пророка Илии, да в приделе Алексия митрополита с трапезою <…> в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные, <…> да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные; печь муравленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов»13.

В 1764 году, когда Черкизово перешло в ведение Коллегии экономии, Ильинский храм вывели из состава архиерейского подворья и сделали приходским. За свою долгую историю он не раз перестраивался. Так, в 1821–1825 годах его двери растесали, на завершение четверика поставили четыре боковые главки (снесены в конце XIX века). Чуть позже расширили северный придел, вновь освященный во имя святителя Алексия митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) (1783–1867). На средства статской советницы Анны Ивановны Анненковой изготовили новый кипарисовый престол14. В 1856 году северный придел перестроили. В нем находилась редкая икона «Исцеление Тайдулы святителем Алексием, митрополитом Московским».

1883–1899 годы — еще один важный период в строительной истории Ильинского храма: именно тогда его архитектура обрела современный облик. Симметрично северному был возведен южный придел в честь пророка Божия Илии, в его иконостасе разместили одноименный древний храмовый образ. Придел объединили с существующими объемами храма, расширив трапезную часть. Поскольку образ пророка Илии перенесли в южный придел, центральный престол переосвятили в честь Воздвижения Креста Господня (но до сих пор в обиходе храм сохраняет свое историческое имя). На четверике заново была выстроена одна глава с луковичным завершением на высоком барабане и с рядом кокошников у основания. По главной оси храма с запада воздвигли изящную шатровую колокольню в русском стиле. 23 мая 1899 года обновленный храм освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) (1848–1918). Внутреннее убранство, стенопись, главный и придельные иконостасы, предметы церковной утвари сохранились здесь со второй половины XIX века. Среди старинных и особо почитаемых икон, кроме упомянутых выше, — иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Успение», «Живоносный источник», Патриарха Московского и всея Руси священномученика Ермогена и другие.

Вплоть до 1880-х годов прихожанами Ильинского храма являлись и крестьяне соседнего Богородского (существующий доныне деревянный храм Преображения Господня в Богородском был построен только в 1880 году). К большому Ильинскому приходу принадлежали жители еще одного соседнего селения — деревни Колошино.

В первое послереволюционное десятилетие в храме все оставалось по-старому. Однако 26 июня 1933 года президиум Сталинского райсовета (Черкизово тогда входило в Сталинский район столицы) принял решение о закрытии Ильинского храма. Мотивировалось это нехваткой в районе помещений для школ; храмовое же здание, по мнению членов президиума, с минимумом затрат можно было приспособить под школьное, а прихожан перевести в Преображенскую церковь15. Решение было одобрено Мосгорисполкомом и Моссоветом. 27 ноября президиум Мособлисполкома удовлетворил ходатайство московских властей и принял соответствующее постановление16.

Однако община Ильинского храма это постановление оспорила, обратившись с заявлением в Президиум ВЦИК. Верующие просили оставить им храм и обращали внимание на то, что совсем недавно завершилось строительство грандиозного, «по последнему слову техники», здания новой школы, рассчитанной на несколько тысяч учащихся; есть в Черкизове и другие школы. Храм же древний, маленький, низкий, со сводами и не пригоден для школьных занятий. Кроме того, он обслуживает село Черкизово и деревню Колошино с населением в несколько десятков тысяч человек, а Преображенская церковь и так «уплотнена» тремя приходами. Говорилось в заявлении и об исторической ценности Ильинского храма, о его отдаленности от прочих зданий, о том, что он окружен функционирующим кладбищем: захоронения происходят постоянно, часто из-за скученности приходится до погребения помещать покойников в храме; кладбище состоит в ведении общины, поддерживающей на нем порядок; закрытие храма приведет к закрытию и кладбища17.

Заявление возымело действие: 1 февраля 1934 года Президиум ВЦИК постановил оставить Ильинский храм в пользовании общины18.

Осенью 1941 года настоятель храма протоиерей Павел Цветков (1890–1967) организовал в нем бомбоубежище. Вместе с прихожанами он участвовал в мероприятиях по обеспечению защиты столицы от воздушных налетов врага, осуществлял сбор средств в Фонд обороны19. Собрали на нужды Красной армии более 50 тысяч рублей, настоятель был награжден медалью «За оборону Москвы»20.

Интересно свидетельство 1940-х годов о внешнем виде храма, несколько отличном от сегодняшнего: «Стены <…> радуют глаз нежным фисташковым цветом. Над ними высится единственный темно‑синий купол»21.

Долгое время храм простоял без ремонта. Наконец в 1982 году силами общины под руководством настоятеля протоиерея Алексия Глушакова (1923–1994) началась реставрация росписей и икон. Часть территории замостили гранитной брусчаткой, рядом поставили дом причта — ветхие деревянные постройки 1912 года сменило кирпичное здание, где с 1996-го располагается баптистерий. Здание поэтапно надстраивалось. Оборудование крестильной церкви осуществлялось довольно долго, лишь 17 октября 2014 года состоялось ее освящение в честь Рождества Иоанна Предтечи22. Церковь занимает южную часть комплекса, с восточной ее стороны — апсида с главкой. Во время разборки старых строений была найдена утерянная ранее икона пророка Божия Илии23.

С 1986 года в течение трех лет велась реставрация главного иконостаса центрального Крестовоздвиженского придела. В начале XXI века храм обнесли кованой оградой на кирпичных столбах с двумя воротами, повторяющей ту, что стояла в конце XIX столетия.

В ХХ веке храм неоднократно посещали архиереи. Так, например, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) (1835–1926), проживая на даче в Черкизове, дважды участвовал здесь в богослужении. После службы владыка вблизи храма «в тени ветвистых тополей» сказал прихожанам пастырское слово, а затем навестил квартиру настоятеля протоиерея Иоанна Суворовского (1859–1920)24. 2 августа 1924 года в престольный праздник в храме служил Патриарх Московский и всея России Тихон (Белавин) (1865–1925), в мае 1944-го на Пасху — Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) (1867–1944). При настоятеле Павле Цветкове почти всегда на Петров день в храме совершал богослужение митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) (1891–1961)25.

За всю свою многовековую историю Ильинский храм никогда не закрывался. В его ограде располагается небольшой, но очень интересный и один из самых старых московских некрополей — Черкизовский26. Действует воскресная школа. С 2011 года настоятелем является епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). К Ильинскому храму приписаны храм Сретения Господня, расположенный на территории компании «Сатори» (улица Монтажная, 8), и храм-часовня Великомученика Георгия Победоносца при штабе внутренних войск МВО МВД России (улица Ивантеевская, 5). С 2004 года к храму была также приписана домовая церковь Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при Городской клинической больнице № 54 (набережная Шитова, 72, корпус 2), после закрытия больницы (2014) упразднена.

Когда-то Черкизово украшал еще один храм — Введенский, освященный в 1918 году и просуществовавший всего 16 лет (снесен в 1934-м). Под него отвели квадратный участок площадью 1080 квадратных саженей в Аптекарском (ныне — Зельев) переулке27. Однако разрешения на строительство пришлось ждать очень долго, да и средств не хватало (по смете требовалось более 100 тысяч рублей, собрать же удалось 15 тысяч)28.

Только 1 сентября 1913 года состоялась закладка. Это произошло во многом благодаря поддержке митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского), к которому непосредственно при его первом посещении Черкизова 28 мая 1913 года обратились причт и староста Ильинского прихода с ходатайством о постройке в Черкизове второго храма. На торжественном молебне присутствовали настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Владимир (Соколовский-Автономов) (1852–1931), наместник Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский) (1874–1937), настоятель Никольского единоверческого монастыря архимандрит Никанор (Кудрявцев) (1884–1923), настоятель Ильинского храма священник Иоанн Суворовский и другие29. Место главного престола было освящено в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, под массивный камень поместили закладную доску. Еще один закладной камень отметил место престола во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского30.

Строительство велось тоже медленно: храм, как сказано, освятили уже после революции (случай почти беспрецедентный). Он был каменный и внешне напоминал церковь Воскресения Христова в Сокольниках (куда предположительно попала часть утвари Введенского храма после его уничтожения). Вмещал до 2 тысяч человек. Стенные росписи отсутствовали. Главным украшением интерьера стал трехъярусный ореховый иконостас. В храме находилось около 300 икон31. В народе его иногда называли Введением «на платочках», поскольку основными жертвователями на строительство являлись местные ткачи.

В начале 1920-х годов к храму пристроили деревянную колокольню32. В 1924–1928 годах провели паровое отопление33 и электрическое освещение, вместо прежней ограды соорудили новую34; чуть позже в здании сделали железобетонные перекрытия и заменили деревянные балки стальными35. Однако храм оставался недостроенным вплоть до 1928 года: еще не установили купол, не закончили штукатурные работы36.

Советское законодательство разрешало верующим пользоваться культовыми сооружениями на договорных условиях. При храме было образовано Введенское общество верующих в Черкизове (список учредителей включал 61 человека)37. В архивах сохранилось несколько договоров, заключенных административными органами с общиной. Официально храм был передан ей в 1921 году38. При перезаключении договора (1927) она получила в пользование помимо храма деревянную звонницу, сторожку и предметы культа. Договор подписали 36 человек39. Приход был большим: к 1925 году община насчитывала 102 человека, к 1927-му — 69840, а к 1928-му — 593041.

С конца 1920-х годов власти неоднократно пытались закрыть храм и переоборудовать его под различные светские учреждения. В 1928 году Бауманский райсовет и кустари-текстильщики предлагали устроить в храмовом здании клуб42. Однако многочисленные протесты верующих не позволили этого сделать43.

В июне 1929 года вопрос о закрытии храма опять был поднят: предлагалось передать его под столовую. Со стороны общины, численность которой составляла уже 6014 человек44, вновь раздались решительные протесты. И вновь верующие победили, более того, им даже разрешили провести общее собрание в помещении храма45.

Следующее наступление на Введенский храм власти предприняли в 1933 году, вознамерившись разместить в здании кинотеатр, а группу верующих перевести в соседний храм Преображения Господня на Преображенской площади, несмотря на то, что приход Введенского храма был весьма значительным (на тот момент — 7086 человек), а Преображенский вмещал не более 1500 человек и к нему уже приписали несколько приходов близлежащих закрытых храмов46.

Община снова заняла активную позицию и снова попыталась отстоять свой храм, подав несколько просьб и жалоб, где указывалось, что храмовое здание находится на окраине, в глухом переулке, а такое местоположение для кинотеатра весьма неудобно, к тому же в Преображенском уже есть кинотеатр «Орион». Верующих поддержал митрополит Сергий (Страгородский)47. Но теперь все усилия оказались тщетными. 16 июня 1933 года Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК поддержала постановление Президиума Мособлисполкома о ликвидации Введенского храма48. Кинотеатр в здании так и не был устроен, там долгое время хранили картофель49. В 1934 году храм снесли, а в 1936‑м на его месте (угол Зельева переулка и улицы Хромова) возвели типовое четырехэтажное школьное здание (бывшая общеобразовательная школа № 379)…