restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск

Труды и дни Ивана Демьяновича Журавеля

Труды и дни Ивана Демьяновича Журавеля

С женой Татьяной Тимофеевной. 1920 год


И. Д. Журавель с одним из внуков в последние годы жизни

Выходец из крестьян, И. Д. Журавель родился в черниговском селе Камень. В 1895 году его всем миром отправили учиться в 1-ю Киевскую гимназию. Одноклассниками Ивана в числе прочих являлись М. А. Булгаков и А. В. Луначарский (добрые отношения с последним, а также крестьянское происхождение позволили И. Д. Журавелю сохранить должность в системе образования и после революции).

Поступив в Московский университет в 1908 году, Иван Демьянович окончил его в 1913-м, после чего проработал несколько лет в частной внесословной гимназии Григорьева учителем истории, а в 1916-м занял там должность директора. Учебное заведение, располагавшееся в Москве, было во многом независимым от циркуляров властей и содержалось целиком на средства родителей учеников. Процесс обучения здесь носил новаторский, творческий характер.

В 1918 году все гимназии реорганизовали в единообразные трудовые школы. И. Д. Журавелю, который служил в Московском губернском отделе образования, поручили организовать в бывшем подмосковном имении Суханово детский дом для сирот, потерявших родителей во время Первой мировой и Гражданской войн. «Работа эта была особого свойства, — вспоминал Иван Демьянович. — Судьба брошенных в революцию и войну осиротевших детей была, как правило, трагической. Многие из них вынужденно стали беспризорниками, сбивавшимися в банды малолетних нищих, промышлявших попрошайничеством и воровством для элементарного выживания».

В этих условиях свое назначение в Суханово Иван Демьянович воспринял как возможность для реализации передовых педагогических идей. Большинство педагогов-первосухановцев разделяли убеждения Журавеля. Как отмечал выпускник школы В. М. Костомаров, «все слабое, шаткое, неуверенное в себе покидало Суханово, оставались лишь те, кто верил в высокие цели социального воспитания». Особую роль в школе играла жена И. Д. Журавеля Татьяна Тимофеевна, ставшая буквально матерью для воспитанников. (Стоит сказать, что происходила она из известного купеческого рода: ее отец, Тимофей Семенович Харитонов, значился в числе совладельцев одного из крупнейших в России фарфорово-фаянсовых производств, славившегося своей продукцией далеко за пределами империи, — товарищества производителей фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова.)

Каково же было кредо Ивана Демьяновича и его сподвижников?

«Мы начинали свою педагогическую деятельность без достаточного знакомства с педагогическими теориями и теоретической педагогикой, наш коллектив состоял как из университантов, так и окончивших специальные учебные заведения (технические, сельскохозяйственные), далекие от педагогической направленности. Однако все мы полагали, что наша деятельность будет лишь тогда успешной, когда будет теснейшим образом связанной с окружающей жизнью. <…> В результате многочисленных дискуссий и обсуждений мы пришли к осознанию главного: мы должны помочь подросткам хорошо организовать свою жизнь, жизнь общественную и трудовую, умственную и эмоциональную, с учетом своих сил и возрастных особенностей.

Много времени и сил уделялось дискуссиям, спорам о наилучших путях к достижению поставленной цели. В докладах и выступлениях педагоги опирались не столько на специальную литературу, сколько на личные наблюдения, высказывались “от себя”. Это, конечно, не только просветляло ум, но и раскрывало сердца, что и было главным в нашей работе».

Поначалу сухановцы, кроме стульев и парт да нескольких мешков с сухарями и крупами, выделенных районным отделом народного образования, ничем не располагали. Особенно тяжело пришлось первой зимой, когда остро ощущалась нехватка дров. В ответ на соответствующую просьбу в районные инстанции поступило «милостивое разрешение “извести на дрова весь старинный парк усадьбы”». Его судьбу Иван Демьянович предоставил решать самим воспитанникам. Мнение было единым — парк сохранить. На топку собрали весь сухостой, а также разобрали стропила уже полуразрушенных каретников. В итоге перезимовали благополучно. Парк же существует и по сей день.

Жизнь в Сухановской школе постепенно налаживалась. Отдать сюда своих детей теперь стремились и многие крестьянские семьи из соседних деревень. Каждый новичок проходил двухнедельный испытательный срок, после чего представал перед общим собранием и рассказывал, что привело его в школу, как он относится к учебе, к труду.

Много внимания со стороны руководства школы уделялось морально-этическим качествам ребят. Эгоистам, лжецам или интриганам здесь места не было. Совершившие подлость неминуемо отчислялись. За этим, как правило, пристально следил сам Иван Демьянович, подмечая малейшие нарушения кодекса чести, за что получил прозвище Микроскоп.

И. Д. Журавель не раз говорил, обращаясь к воспитанникам: «Наша школа должна быть сообществом людей, объединенных общей целью. На этом пути интересы коллектива должны стоять на первом месте, а личный интерес каждого — на втором. Мы же, преподаватели, будем лишь направлять вас, помогать в случае надобности организации вашего быта и досуга. Такая жизнь и станет по-настоящему насыщенной и радостной»…